Главная » Игры для детей

Подвижная игра развития движения детей

Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей дошкольного возраста

Опубликовано: 15:07:01 24-09-2014

Актуальность данной темы в том, что она способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения.Кроме того, игра требует от ребенка проявления таких качеств как инициативность, общительность способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.

Известно, что выполняя физические упражнения, требуется от ребенка сосредоточенности, а при многократном повторении это приводит к снижению эмоциональности занятий и снижает активность ребенка. Подвижные игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию и помогают освоить те виды движений, которые с трудом освоились на физкультурных занятиях или в других видах деятельности.

  1. Роль подвижных игр в развитии основных движений

Игра и двигательная активность в дошкольном возрасте является необходимым условием полноценного и гармоничного развития ребёнка. В движении постигаются все тайны мира. Исследовательская деятельность ребёнка без этого просто невозможна.

Я считаю, важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой — специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяют во всех возрастных группах.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование, некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаю самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаю благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.

Подчинение правилам игры воспитывает у - детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Знакомя детей с новыми подвижными играми, их содержанием и правилами. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями, очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Я считаю, что влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше приходится проявлять ловкость, выдержку.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако, меняя игровые ситуации и правила игры, заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).

Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале.

Совместные действия маленьких детей создают условия для - общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Документы для скачивания:

Консультация (подготовительная группа) на тему:
Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Роль подвижной игры

в развитии детей дошкольного возраста»

«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский

Физиологи считают, движение - врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения.

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.

Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии. Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, развивают волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения.

Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение, формируются социальные качества.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.

Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение
контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции, усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

Мы в своей работе используем подвижные игры повседневно: и в организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке в каждой возрастной группе.

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях.

Подвижные игры для детей 2-3 лет

Подвижная игра – это активная, эмоциональная деятельность, требующая физических усилий и соблюдения правил. Роль подвижных игр велика. Они активизируют дыхание и кровоток, а также обмен веществ в детском организме. Такие игры помогают развивать координацию и скорость движений и реакции, а также снять повышенное напряжение. В ходе таких игр малыш учится соблюдать правила, у него воспитывается дисциплинированность и честность. Подвижная игра помогает развивать умственные и физические способности, а также совершенствовать личностные качества детей.

Детям необходимы активные движения, чтобы меньше болеть, крепко спать и быть физически развитыми. Кроме этого, в игре малыши познают окружающую действительность, развивают свое воображение. В процессе игры у ребенка возникает большое количество положительных эмоций. Подвижные игры крайне необходимы для вывода энергии, которая у детей в этом возрасте бьет ключом.

К третьему году жизни ребенок хорошо владеет следующими движениями: ползанием, лазанием, бегом, ходьбой. Поэтому очень важно использовать в ходе активных игр эти навыки и движения.

В одну игру играют до 5 раз. При этом очень важно учитывать характер и настроение малыша. Продолжительность игры в возрасте 2-3 лет составляет до 15 минут. Малыши 2 – 3 лет очень любят играть в активные игры, но сами не могут их организовать. Поэтому участие взрослых в организации является обязательным: они показывают движения, объясняют правила игры, берут на себя необходимые роли.
Игра должна соответствовать возрасту ребенка и уровню его развития. В подвижной игре должно совершенствоваться определенное движение: бег, прыжки, метание, ползание.


Активные игры для малышей на третьем году жизни:

Взрослые удерживают обруч горизонтально. Сперва предложите малышу складывать мячики в круг. Постепенно удаляйте обруч, чтобы кроха бросал в него мячик. Потом переверните обруч в вертикальное положение и предложите ребенку бросить мяч в обруч.

Игра «Ходьба на руках»

Для игры возьмите мячик средних размеров и игрушку. Предложите крохе лечь животом на мячик. Руками нужно упереться в пол. Удерживайте ребенка за ножки, слегка подталкивая вперед. Когда ребенок хорошо научится выполнять это движение, уберите мяч и выполняйте упражнение без него. Положите впереди ребенка игрушку, чтобы создать игровую обстановку.


Игра «Отражение в зеркале»
Взрослый и ребенок становятся друг напротив друга. Взрослый выполняет разные движения, а ребенок повторяет, имитируя зеркальное отражение. Затем нужно поменяться ролями.

Возьмите любую игрушку и спрячьте ее в комнате. Предложите ребенку, выполняя ваши команды, найти игрушку. Команды могут быть следующие: «Иди вперед , Подойди к тумбочке , Нагнись, поищи под ковриком .


Ребенок- птичка становится на кубик (или стул) высотой 5 – 10 см. Взрослый произносит: Светит солнце, птица вылетает из гнездышка и собирает зерна . Птичка прыгает с кубика, машет крылышками, клюет зерна. Когда взрослый подает сигнал: Дождь! птичка возвращается в свое гнездо.

Игра «Круг и кружочек»

Нарисуйте на полу несколько больших и маленьких кругов. Ребенок должен бегать по комнате. По команде мамы или папы: «Круг!» малышу необходимо стать в большой круг. По команде взрослого: «Кружочек» крохе необходимо стать в маленький кружочек. Игра прекрасно тренирует внимание малыша.

Поделите комнату на 2 равные части, положив на середину веревку. Разделите поровну мягкие игрушки (по 4 – 5). Взрослому необходимо перебрасывать по одной игрушке на территорию малыша, а ребенку - на территорию взрослых.


Активные игры на прогулке:

Детям очень полезны игры на воздухе. Простые игры для малышей третьего года жизни пригодятся родителям для разнообразия прогулок.

Сделайте игру в догонялки ролевой, чтобы повысить интерес малыша. Взрослый может быть котом, медведем, лисой, а ребенок – мышкой, цыпленком, зайцем.
Кот говорит: Я котик! Я умею мяукать. Я проголодался и хочу съесть мышку . Котик начинает щекотать мышку. Мышка со смехом убегает от котика. Затем поменяйте действующих лиц и продолжайте игру.

Взрослый предлагает малышу побыть машинками. Затем он произносит: «Машинки, поехали к горке!». Машинки едут к горке. «А теперь поехали к лестнице!». Машинки едут к лестнице. Команды зависят от наличия окружающих предметов.


Взрослый и ребенок – птички, которые машут крыльями и летают, клюют зернышки. Взрослый кричит: Кошка! и ребенок со взрослым прячутся. Затем взрослый объявляет об уходе кошки и игра возобновляется.

Взрослый и ребенок располагаются на небольшом расстоянии от выбранного предмета на улице (дерева, горки) и стараются попадать в него шишкой или мячиком.


Взрослый и ребенок представляют себя самолетами. Сначала они заводят мотор, затем расправляют крылья и летают по площадке.

Взрослый ставит несколько предметов друг на друга, чтобы получилась башня. Ребенок и взрослый должны мячиком попасть в башню, чтобы она разрушилась.

Игра для детей – это развлечение, оздоровление, построение детско-родительских отношений.
Задача взрослых – научить ребенка играть. Именно родители являются первыми участниками активных игр со своим ребенком. Чем они активнее, тем интенсивнее развивается ребенок. Участие взрослых в подвижных играх доставляет детям огромное удовольствие, а родителям дает возможность стать для них другом.

Источники: http://a2b2.ru/methods/3208_rol_podvijnyh_igr_v_razvitii_osnovnyh_dvijeniy_u_detey_doshkolnogo_vozrasta/, http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/10/16/rol-podvizhnoy-igry-v-razvitii-detey-doshkolnogo, http://www.doc-baby.ru/razvitie_rebenka/igri_i_metodiki/podvignie_igri_dlya_detej_2-3_let/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Тесты детей 9 12 лет

Психологические Тесты - далее...

Лексическое развитие детей дошкольного возраста

Понятие словарной работы или лексическое развитие далее...

Питание ребенка 2 года аллергии

Меню при атопическом дерматите у детей и далее...

Что должен знать ребенок в 12 лет

Особенности детей 12 лет Дети 12 лет, как далее...

Танки для детей 4 5 лет

Игры Танки для мальчиков Данная рубрика далее...

Ребенок давится молоком кормлении

Мамин Клуб Залогинься Что делать, чтобы ребенок во время далее...

Ребенку 2 года плохо кушает

Журнал → Мой ребенок плохо ест «Ребенок плохо ест», далее...

Популярные статьи