Главная » Игры для детей

Подвижные игры для детей с интеллектуальной недостаточностью

Из опыта работы Игра-основное средство развития общения детей с интеллектуальной недостаточностью

«Игра – основное средство развития общения детей с интеллектуальной недостаточностью».

Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения умственно-отсталого ребенка в школе. Усвоение детьми знаний приобретения умений в игровой форме происходит гораздо лучше. Через игровую деятельность ребенок воспроизводит нормы человеческой жизни, усваивает социальную действительность, познает окружающий мир, в игре развивается его речь.

Игра и игротерапия – это один из наиболее доступных методов для детей с интеллектуальной недостаточностью. С этой целью я систематически на каждом уроке использую элементы игры, игротерапии. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и игрушками, обыгрывать действия с ними.

С 2004 года я работаю по теме «Игровые формы проведения учебных занятий». Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить неудачи, поражения, переживать успех. Игра предоставляет свободу в принятии самостоятельных решений, она способствует концентрации ребенка в течение продолжительного времени. Это развлечение и расслабление и наконец, игра – это удовольствие для детей. Поэтому создана игровая комната для детей, с 2006 года сделана и внедрена программа «Игра» для I – IV классов.

Использование различных видов игр на уроках таких, как: сюжетно-ролевые творческие игры, игры с правилами, дидактические игры, подвижные игры эффективно влияют на общую коррекцию поведения и воспитания детей. Более улучшаются эмоциональное состояние и успеваемость учащихся, снижается агрессивное поведение. Только при доброжелательном отношении и искреннем желании можно добиться результатов в работе с такими детьми. При этом надо учитывать индивидуальную работу с учащимися, индивидуальную дозированную помощь каждому из них.

В процесс практического общения детей в течение дня, в ходе игр возникает их речевое общение. Все игры, с которыми знакомятся дети, способствует развитию сообразительности, памяти, внимания, также обращение с игрушками тренируют мелкие мышцы рук, особенно кистей рук и пальцев. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. С этой целью я веду кружок «Тестопластика», где ребята с помощью различных поделок из теста проявляют творческую инициативность. Такие занятия дают прекрасный стимул и для развития воображения ребенка.

Игра и игротерапия являются одним из лучших методов в обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью. Игра может решить многие психологические проблемы наших детей. Но для этого нужна долгая, упорная работа. Эффект, от которого будет виден со временем, но обязательно будет.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Н.Л. Лихачева, к.п.н. доцент

кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

Все большее значение в последнее время приобретает проблема ранней коррекции психического развития, обучения и воспитания аномальных де­тей. Именно в дошкольном возрасте происходит основное личностное и ин­теллектуальное развитие ребенка. Поэтому коррекционно-воспитательная работа в этом возрасте наиболее эффективна не только для исправления име­ющихся дефектов интеллектуально-личностной сферы, но и для профилак­тики возникающих позднее патопсихологических наслоений (вторичных, тре­тичных и т. д. дефектов).

Одной из основных задач дошкольных учреждений является обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых. При этом дошкольное учреждение призвано обеспечивать получение образования деть­ми с легкой интеллектуальной недостаточностью. В этом случае рекомен­дуется специальная коррекционная работа с такими детьми.

В соответствии с государственными нормативными документами приори­тетными направлениями дошкольного образования являются ранняя диагно­стика отклонений в психофизическом развитии ребенка, обеспечение усло­вий для его социализации и комплексная коррекционно-развивающая помощь, требующая вовлечения специалистов разного профиля (воспитате­лей, дефектологов, психологов и др.) и самих родителей в работу с ребенком.

При организации и осуществлении коррекционной работы с детьми с лег­кой интеллектуальной недостаточностью специалист опирается на деятельностный принцип, раскрывающий основные закономерности функционального и он­тогенетического развития, и концепцию ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев; Д.Б. Эльконин). Центром коррекционной работы с дошкольниками при этом становится процесс формирования сюжетно-ролевой игры как ведуще­го вида деятельности.

Основными психологическими новообразованиями дошкольного возрас­та являются:

1) изменения мышления: формируется план общих представлений, уста­навливаются связи между ними, которые не даны в непосредственном опыте ребенка (формируются обобщения), формируется символическая функция мышления через предметное замещение, ролевое замещение, замещение ситуации словом;

2) расширение возможностей общения: появляется общение не только по поводу воспринимаемых предметов, но и по поводу мыслимых, т. е. об­щение принимает надситуативный характер; происходит децентрация психики через занятие различных игровых позиций в совместной дея­тельности;

Для решения коррекционных задач при работе с дошкольниками исполь­зуются следующие виды деятельности.

1. Игровая деятельность детей с легкой интеллектуальной недостаточнос­тью, нуждаясь в системе коррекционного воздействия, все-таки на этом воз­растном этапе является универсальной формой коррекции, обеспечивая ши­рокие возможности развития различных видов психической деятельности. Одной из задач предлагаемой системы коррекционного воздействия является формирование компонентов общего характера, необходимых для осуществ­ления любого вида деятельности, а также специфических для игровой дея­тельности.

2. Продуктивная деятельность — организованные занятия, в которых взрос­лый руководит деятельностью ребенка через смысл предлагаемых заданий и их оценку (лепка, конструирование, рисование, придумывание или достраивание незаконченного рассказа и т. п.). Такие занятия способствуют развитию у ребенка возможность самостоятельно выстраивать собственную деятельность: создавать и реализовывать ее замысел (смысл), что, в свою очередь, лежит в основе развития творческих способностей и воображения.

3. Деятельность, связанная с соблюдением разнообразных правил и режи­ма. Это может быть закрепление определенных навыков самообслуживания, следование правилам поведения и взаимодействия с другими людьми, а так­же совершение игровых действий по жестко предписанному извне набору пра­вил. Такая деятельность влияет на развитие произвольности и способности строить собственное поведение в соответствии с определенным планом и пра­вилами, на усвоение норм и правил поведения и на соматическое состояние ребенка.

Особая значимость коррекционной работы состоит в том, что она дает воз­можность предупреждать личностные отклонения третьего порядка, производ­ные от изучаемых базовых компонентов структуры умственной отстало­сти. В противном случае имеется опасность их накапливания, суммирования, а также ухудшения взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Источники: http://infourok.ru/iz-opita-raboti-igraosnovnoe-sredstvo-razvitiya-obscheniya-detey-s-intellektualnoy-nedostatochnostyu-593192.html, http://ravnovesie45.ru/index.php/zdorove-i-lechenie/29-osobennosti-psikhologicheskoj-korrektsionnoj-raboty-s-doshkolnikami-s-intellektualnoj-nedostatochnostyu%3Fshowall%3D1%26limitstart%3D

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Психологическое развитие детей раннего возраста

К периоду раннего возраста относятся дети от далее...

Консультация формирование связной речи детей

Развитие связной речи [консультация] Значение связной речи далее...

Как ребенку придти в чувство после рвоты

Отравление. Сразу начинайте промывать желудок. Независимо от далее...

Болит живот ребенка после прикорма

Болит живот после того как далее...

Питание ребенка 2 года аллергии

Меню при атопическом дерматите у детей и далее...

Игры развивающие мелкую моторику 1 года

Игрушки для развития мелкой моторики рук у детей: обзор далее...

Уроки для детей 5 6 лет

Уроки детям Дети 3-6 лет. далее...

Популярные статьи