Главная » Игры для детей

Развитие памяти детей дошкольного возраста игры

Развитие памяти детей дошкольного возраста — игры и упражнения.

Опубликовано Февраль 26, 2013

Не каждый родитель может похвастаться замечательной памятью своего дошкольника. А ведь она — прямой путь к успешному обучению. Не стоит думать, что вырастет кроха, и память улучшится. Неприятности с плохим запоминанием перекочевывают в школьную жизнь и мешают эффективному обучению. Развитие памяти детей дошкольного возраста — важный момент развития ребенка до школы. Многие проблемы с памятью связаны не с тем, что у малыша плохо работают процессы, связанные с памятью, а с тем, что дошкольник просто не умеет правильно запоминать. К примеру, у некоторых детей плохое воображение, и они не могут представить то, что надо запомнить. Другие не обладают умением строить смысловые цепочки, а потому не могут запомнить ряд событий и т.д. Работая с памятью, вы восстанавливаете у ребенка недостающие звенья, обучая его эффективному запоминанию. Даже, если вам кажется, что ваш карапуз обладает хорошей памятью, упражнения для развития памяти детей дошкольного возраста ему не помешают. Перед выполнением упражнений полезно сделать психогимнастику .

Развитие памяти детей дошкольного возраста — упражнения

1. Игры с карточками

Подготовка: для этого упражнения подготовьте различные карточки количеством от 10 до 20. Можно использовать карточки с лото. Можно играть и с небольшими игрушками, как вариант, но карточки предпочтительнее. На карточках должны быть различные рисунки. То есть нельзя, чтобы все карточки изображали разных Черепашек-Нинзя или котят. Пусть предметы будут непохожими. Если нет готовых карточек, вырежьте разные картинки и наклейте их на картон.

• Разложите в ряд 6 любых карточек. Пусть кроха запомнит их последовательность. Попросите его отвернуться и поменяйте местами две карточки. Задача для малыша: вернуть все карточки на место. В следующий раз отворачиваетесь вы, а ваш отпрыск меняет карточки местами. Если все правильно, то можно добавить еще карточку, а затем еще.

• Разложите в произвольном порядке на столе 6 карточек. Малыш должен их запомнить. Попросите его отвернуться и уберите со стола одну карточку. Задача для ребенка: вспомнить, какая карточка пропала со стола. Играете по очереди, постепенно увеличивая количество карточек. Как только столкнетесь с трудностями, остановитесь на достигнутом количестве карточек.

• Разложите в ряд или в произвольном порядке 6 карточек. Дошкольник запоминает их. Когда он отвернулся, мы переворачиваем все карточки рубашкой вверх. Задача малыша: вспомнить, что нарисовано на каждой карточке. Если он отвечает правильно, то карточка переворачивается. Играем по очереди с постоянным усложнением.

2. Игра «Мемори».

Эта игра довольно популярна во всех странах. Карточки для нее продаются в магазинах развивающих игрушек, но их можно сделать и самостоятельно. В комплекте игры 20 карточек: 10 картинок повторяются по два раза. Для игры карточки раскладываются в пять рядов рубашками вверх. Игра идет по очереди. Игрок открывает одну карточку, а затем пытается открыть и вторую карточку с такой же картинкой. Если картинки не совпали, то карточки вновь переворачиваются, если совпали — то игрок забирает их себе и ходит еще раз.
Игру можно немного со временем усложнить, взяв за правило поднимать сразу две карточки, а не поочередно.

3. Найди отличия.

Эта игра является интерпретацией знаменитой игры «Найди отличия». Нарисуйте на листе небольшой рисунок, к примеру, дом. Пусть малыш его запомнит. Теперь попросите его отвернуться и дорисуйте что-то небольшое. Малыш поворачивается и должен угадать, что вы дорисовали. Затем рисует ребенок, а вы отворачиваетесь.

4. Игра «Комната».

Предложите ребенку рассмотреть внимательно комнату, затем завяжите ему глаза платком и спросите что-то по поводу вещей в комнате: что лежит на столе? Какого цвета игрушка на диване? Сколько цветов на подоконнике и т.д. Вопросы задавайте друг другу по очереди.

5. Упражнение «Составь рассказ».

Это упражнение помогает учиться запоминать осознанно. Положите рубашкой вверх разные карточки с картинками. Ребенок тянет любую карточку и придумывает с ней предложение. Карточку вы забираете себе. Берет следующую – опять предложение. Обязательно помогайте на первых порах. Когда все 10 карточек будут взяты, пусть малыш вспомнит, какие карточки он вытягивал. Для этой игры желательно иметь много карточек. Я для этой цели повырезала картинки с журналов и наклеила их на картон, а также соединила карточки с различных лото.

6. Упражнение «Как прошел день?»

Это упражнение полезно для любого возраста. Приучите дошкольника каждый вечер рассказывать вам, что произошло за день. Пусть постарается четко восстановить порядок дня: сначала встал, сделали зарядку, потом покушал, застелил кровать и т.д. Память должна привыкать к постоянному удержанию информации.

7. Учим стихи.

Все знают, что запоминание стихов — хороший способ тренировки памяти. Но ребенок не должен запоминать стихи механически. Для этого перед изучением стиха и после его прочтения задайте крохе разные вопросы по тексту: кто сделал, какого цвета море, что хорошего увидел и т.д. Хорошо бы еще нарисовать картинку к стихотворению или пересказать стих своими словами. Затем читайте начало строчки, а ребенок должен будет поизносить рифмованное окончание. Обычно малыши очень хорошо чувствуют рифму и могут быстро вспомнить окончание.

Развитие памяти детей дошкольного возраста не заканчивается специальными упражнениями и играми. Старайтесь каждый момент вашего совместного пребывания укреплять память ребенка. Просите его приносить сразу несколько разных предметов, сделать несколько дел. Спрашивайте, что он только что видел, что было в садике. Пусть перескажет мультик, расскажет сказку. Идете по улице, и проехала машина, спросите: « А какого цвета сейчас проехала машина?» и т.д. Постоянная работа памяти — это залог успеха школьного обучения.

Читайте также :

Развитие памяти у детей

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда ваше сокровище запоминает, к примеру, слова понравившейся песенки чуть не после первого её прослушивания, а вот стихотворение из школьной программы или слова к очередному детскому празднику запомнить не может даже после многократного повторения? Смеем предположить, что да, ведь это наиболее распространенная предпосылка вопроса родителей: «Как развить память у ребенка?» или «Как улучшить память ребенка?». Сделать это, конечно же, можно, и для этого существует множество разнообразным способов и методик, но перед тем, как говорить о них, давайте ответим еще на один вопрос: «Необходимо ли тренировать память ребенка?», ведь некоторые могут думать, что способности к запоминанию у всех разные и ребенок будет запоминать столько, сколько ему дано природой. Это большое заблуждение и ответ на вопрос о необходимости, о целесообразности тренировки детской памяти однозначный и безусловный – да! Систематическое, постоянное развитие памяти у детей – это залог их успеха в обучении, в познании окружающего мира, в запоминании и применении получаемой информации. Недаром уровень развития память ребенка является одним их ключевых показателей его готовности к школе. В нашем центре «SMARTUM» занятия специально строятся так, чтобы развивать все виды памяти, а применение методики «Ментальная арифметика» еще больше стимулирует имеющийся у ребенка потенциал ребенка к проявлению. Мы даем гарантию быстрого развития всех способностей вашего ребенка.

Когда можно начинать развивать память ребенка?

Начинать заниматься развитием памяти ребенка можно уже при достижении малышом возраста 3-4-х месяцев. К этому моменту детки уже начинают запоминать важные, вызвавшие у них определенные эмоции, образы, а к полугодовалому возрасту маленькие человечки активно запоминают лица и встречающиеся им предметы. Именно развитием памяти объясняется формирование первых страхов. Для развития памяти младенцев настоятельно рекомендуется разговаривать с ними как можно больше, рассказывать им обо всем, что их окружает, а также петь различные песенки, не только колыбельные, проговаривать потешки, читать стишки и т.д. Если вы гуляете, то обязательно рассказывайте обо всем, что видите и обращайте внимание ребенка на встречающиеся предметы. Примерно в 7 месяцев для развития памяти ребенка вы можете играть в «Прятки»: возьмите любую имеющуюся у вас игрушку, покажите её малышу, а потом засуньте её под рядом лежащее покрывало и попросите найти.
При достижении 3-4-летнего возраста для развития памяти ребенка вы уже можете начинать посещать занятия в нашем центре развития «СМАРТУМ».

Как мы развиваем память ребенка?

Для тренировки памяти ребенка мы используем специальные, проверенные и одобренные методики, включающие в себя и игры, и упражнения. На проводимых в нашем центре занятиях уделяется внимание развитию каждого типа памяти ребенка. Дети и проговаривают выполняемые действия, что способствует развитию двигательное памяти, и много общаются, задавая вопросы друг другу, а также отвечают на них, благодаря чему им приходится многое вспоминать, и читают сказки и/или стихи, после чего обсуждают героев и их поведение, а также пересказывают содержание.
Отдельная роль отводится и специальным играм, направленным на развитие памяти и внимания у детей. Самые маленькие играют в игры, среди которых «Что пропало?», «Куда пропало?», «Вспомни все» и многие другие. В процессе малышам приходится проявлять всю свою наблюдательность, а также запоминать то, что делает преподаватель, чтобы потом ответить на его вопросы и стать победителем.
Период младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста характеризуется активным развитием памяти. Дети, словно губки, впитывают в себя все, что видят, что слышат, но самостоятельно ставить перед собою задачу что-то запомнить, а потом вспомнить они еще не умеют. Им нужно не только помочь в этом, но и научить, как это делать. Для деток этого возраста у нас также приготовлено множество увлекательных игр, самые простые среди которых:
· «Пары слов»: смысл этой игры в том, чтобы ребенок запомнил и повторил несколько пар к словам (5-7, можно больше), которые ему говорит преподаватель, к примеру, река – рыба, нога – рука, дом – окно и т.д.;
· «Магазин»: ребенок представляет себя в роли взрослого, который идет в магазин, где ему необходимо купить несколько различных продуктов; победителем становится тот, кто запомнит и перечислит максимальное количество заданных продуктов;
· «Угадай предмет!»: в этой игре глаза ребенку завязываются, а потом его за руку подводят к разным предметам, кладут на них руку и просят угадать то, к чему он прикоснулся; после обхода ребенок должен назвать все предметы, которых он дотрагивался, в правильном порядке. Эта игра отлично развивает и тактильную память.
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста (6-9-ти лет) проходит серьезную проверку, а сама память подвергается повышенной нагрузке. Именно по этой причине рекомендуется полностью исключить замечания и обвинения в том, что маленький ученик что-то не может запомнить, что-то забывает. Гораздо лучше и эффективнее еще раз, спокойно повторить тот пройденный материал, который он немного подзабыл. Для стимулирования, развитие памяти у детей школьного возраста мы также проводим в виде игры и специальных, соответствующих возрасту методик. Примеры игр:
· «Визуальный фотограф»: ребенок за определенное время должен запомнить лежащие перед ним предметы, а потом отвернуться и по памяти перечислить их все;
· «Смешанные цифры»: ребенку дается лист бумаги с написанными цифрами, но в разном порядке: 1, 4, 7, 2, 3, 8, 0; он должен их запомнить, а потом на память перечислить их все в порядке, в котором они были написаны; если ребенок легко справляется с такой задачей, то преподаватель задает дополнительные вопросы: «Какая цифра была третьей?», «Сколько будет, если сложить две первые цифры?» и т.д.;
· «Что изменилось?»: выбирается ведущий, на которого все смотрят и запоминают его внешний облик. После этого он выходит из комнаты и меняет одну из деталей своего гардероба: переодевает носки или снимает один из них, расстегивает одну или несколько пуговиц, а может, и в разных местах и т.д. После чего он возвращается, а игроки должны определить то, что изменилось.
Все перечисленные и описанные игры – это лишь малая часть и наиболее простые из тех, что используются в нашем центре для тренировки памяти ваших деток. Спектр используемых нашими преподавателями методик очень обширен и многогранен, что позволяет нам развивать все стороны, сферы и типы детской памяти.

Небольшой совет родителям по развитию детской памяти

Память вашего сокровища и её развитие во многом зависит от вас самих, от ваших усилий и от вашего желания. Уделяйте время для её тренировки дома, и в скором времени вы будете удивлены успехами своего ребенка!

Мы ВКонтакте

Игры и упражнения для развития памяти детей

Детская психология устроена довольно интересно. Прежде, чем стать педагогом, молодой специалист изучает множество методик и учебников, рассказывающих, как правильно найти подход к ребенку. Но как же поступить родителям? Ведь быть мамой и папой в ВУЗах не учат. Молодым родителям следует помнить, что одним из важнейших психических процессов развития человека является память. Ее нужно постоянно тренировать, начиная с самого рождения.

Развитие памяти у детей происходит последовательно:

  1. Запоминание и сохранение собственных движений.
  2. Запоминание эмоций и чувств.
  3. Сохранение в памяти образов вещей.
  4. Запоминание и воспроизведение словесных описаний событий и явлений.
  5. Запоминание вербальных образов невербальных явлений.

Специалисты рекомендуют развивать словеснуюпамять как можно быстрее. Это поможет обогатить внутренний мир ребенка, а также значительно облегчит обучение в будущем. Лучше всего, когда родители начинают заниматься ребенком от рождения. А незаменимым методом, способствующим развитию памяти является игра .

Способ развлечения или развития?

Игра для многих кажется развлечением. Люди уверены, что с ее помощью можно разрядить обстановку в компании друзей с детьми или между взрослыми. Но в играх кроется более глубокий смысл.

В младенчестве это занятие довольно простое. Главное правило этого возраста — проявление эмоций взрослыми. Рассмотрим несколько игр, которые помогут улучшить память.

Самым маленьким

Включается приятная музыка и выполняются различные движения:

  • поднимание руки;
  • хлопки в ладоши;
  • поглаживание щек;
  • поднимание ноги.

Упражнения каждый раз могут усложняться, становиться более энергичными и разнообразными.

2. Пальчиковая игра «Цветочек»

Посадили в землю зернышко, (в маленькие ручки крохи нужно «положить зернышко»)

На небе выглянуло солнышко.

Свети, солнышко, свети! (под эти слова поочередно сжимаются и разжимаются кисти рук)

Расти, зернышко, расти! (соединяются ладони и поднимаются вверх руки)

Появляются на стебельке листочки, (пальцы поочередно присоединяются к большому, одновременно на двух руках)

Распускаются на стебельке цветочки (кисти сжимаются и поочередно разжимаются).

Детям от года

Ближе к трем годам дети запоминают большое количество сказок. Можно выбрать самую любимую, которая перечитывалась неоднократно. Задача этой игры заключается в том, что ребенок должен найти несоответствия с настоящей сказкой и подсказать взрослому свой вариант (правильный). Например:

Жил одинокий дед. И была у него курочка Рыжа. Снесла однажды Рыжа золотое яичко. Оно было такое хрупкое

Так можно продолжать до бесконечности. Фантазия поможет сделать игру увлекательной и веселой.

Дошкольникам от 3 лет

1. Игра «Узнай по описанию»

Платочком накрывается игрушка. Взрослый описывает ее ребенку словами. Тот по описанию пытается отгадать, что же спрятано под платком. После того, как ребенок отгадал, следует дать ему потрогать эту игрушку. Игра повторяется 3 — 5 раз.

2. Игра «Узнай на ощупь»

Этим способом развивают тактильную память. Разные игрушки кладутся в мешочек. Их должно быть 3 -4 шт. Ребенок опускает руку в мешок и, не вынимая ее оттуда, рассказывает, что он там нашел. Если не получается понять, что находится внутри, следует предложить малышу описать загадочный предмет. После этого игрушку достают и проверяют, не ошибся ли ребенок.

Развитие памяти детей от 5 лет

В возрасте 5 лет ребенок владеет словом. Это подходящее время для начала интенсивной тренировки памяти. А речевые игры — лучший способ для этого. В таких играх ребенку ставится задача досказать, подумать, объяснить, обобщить или классифицировать.

Игра «Угощение для друзей»

Для проведения нужны карточки с изображениями животных и угощений для них. Если есть возможность, лучше все заменить игрушками. Далее используется сказочный сюжет:

Пошел как-то Доктор Айболит в зоопарк своих бывших пациентов проведать. Захватил всем подарки, но боится их перепутать. Помоги Доктору Айболиту разобраться.

  • Кому мед? (медведям)
  • Кому мясо? (лисам, тиграм, волкам)
  • Кому зерно? (курам, гусям)
  • Кому фрукты? (обезьянам, слонам, кенгуру)

Подвижные игры для развития памяти

Использование данного типа игр допустимо с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного. Они выполняют свою задачу незаметно для детей.

Для игры нужно минимум 2 человека. Ребенку завязываются глаза шарфом или платком. В полной тишине его ведут в определенном направлении, четко обозначая движения. Например: 2 шага вперед, поворот налево, 5 шагов назад, поворот направо, 3 шага по прямой. В конце пути ребенку предлагают вернуться в начальную точку и повторить проделанный путь.

2. Игра «Повторяй за мной»

Эта игра будет очень забавной, если добавить в нее музыкальное сопровождение. Веселее получится, когда участие принимают несколько человек, среди которых будут не только дети, но и взрослые. Каждый участник должен показать оригинальное, никем еще не показанное движение (прыжок, поворот, танец). Остальные участники дружно повторяют это движение.

Дидактические игры для детей от 5 лет

С пятилетнего возраста ребята готовятся к поступлению в школу. Востребованными в этот период являются настольные игры обучающего характера. К таким можно отнести довольно известные:

Последняя игра может проводиться несколькими способами. Рассмотрим один из них.

В течение одной минуты ребенок смотрит на картинку с несложным сюжетом. После этого картинка убирается. Будущему ученику предлагают такую же картинку, но с отсутствием нескольких элементов. Ребенок должен вспомнить, чего не хватает.

Системная тренировка памяти — залог успешного обучения. Не стоит забывать также о заучивании стихотворений и отрывков из произведений, пересказов текстов, пении. Все это поможет ребенку в дальнейшем развитии.

Источники: http://psiholog1.com/razvivaem_s_pelenok/superdetki-3-5-let/razvitie-pamyati-detej-doshkolnogo-vozrasta-igry-i-uprazhneniya.html, http://smartum.by/blog/razvitie-pamyati-u-detey/, http://www.bediva.ru/kids/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati-detej.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Танец животных для детей

Танец животных для далее...

Какое давление детей 6 7 лет

Норма давления у детей Нарушения далее...

Задание 2 летнего ребенка

Логические задачи для далее...

Деревянные поделки для детей

Детские игрушки кораблики из дерева – далее...

Эритроциты в моче у ребенка 3 5

Приветствую всех тех, далее...

Развивающие речь мультики для 2 летнего ребенка

Развивающие мультики для ребенка 2-х лет Молодые далее...

Сыпь спине голове ребенка

Сыпь на спине у ребенка Иногда родители замечают на спине далее...

Популярные статьи

x