Главная » Игры для детей

Роль словесных игр в развитии речи детей

Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

Гафура Шарафутдинова
Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

Из опыта работы воспитателя высшей категории

Шарафутдиновой Г. А.

МБДОУ ДС КВ № 443

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в речевом развитии. но и в эмоционально – волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими. Связная речь у детей несовершенна. рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений. а не только посредством одних эмоций.

В своей работе с детьми я использую словесные игры. которые построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи. формирование грамматического строя речи. обогащение словарного запаса. развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе. однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей интерес к слову. к его точному и правильному употреблению в устной речи .

Взрослые, играя с дошкольником. совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы. мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Игра «Чёрный ящик»

Ребенок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определенных свойствах предметов. «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать? И так далее. (в ящик можно положить мелкие игрушки, плоские геометрические фигуры)

Дети составляют «цепочку»слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова ):рак – кот - танк –корова –аист…

Игра» Поймай слог»

(развитие слухового внимания и его быстроты)

Воспитатель «бросает «детям слог, а они должны превратить его в слово. Например. па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т. д.

(Русская народная игра)

Выбирают (назначают по жребию) ведущего. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог :

-Из Рязани! (любой город)

-А что там делают?

-Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стучат, стирают (и. т. п.)

Все играющие должны изобразить названное действие. Кто не успел или изобразил неправильно, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

(Русская народная игра)

-Образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

-Корзинка, расписной платок.

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу :

Вот тебе кузовок,

Клади в него то, что на – ок,

Обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с ударным окончанием на – ок, например :» Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и. т. п.). Если кто- то ошибется, то кладет в корзинку залог.

По окончании игры разыгрываются залоги. корзинку накрывают платком, а кто- нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая. «Чей залог вынется, что тому делать?» и т. д.

Речевые игры помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение обычно возникающее у детей во время занятий. У детей. увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.

1. Ушакова О. С. «Придумай слово » Творческий центр»Сфера» 2014г.

2. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников » Сфера» 2015г.

3. Интернет – журнал «Талантливый педагог» №49 (Корнилова О. В.)

Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие речи детей посредством приобщения к русскому народному фольклору» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком родного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической.

Консультация по развитию речи на тему:
Влияние игр на развитие речи и речевое общение детей дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.

Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта.

Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития ребенка она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Они способствуют формированию связной речи. А детям дошкольного возраста характерно нарушение связности изложения, смысловые пропуски, трудности в передаче содержания знакомой сказки. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтной ситуации до выхода ребенка из игры. В ходе игры неизбежны конфликты. Выход из создавшейся ситуации не возможен без объяснения точки зрения сторон, причины конфликта – «ты делаешь не так, а надо так…». Это построение сложных, сложноподчиненных предложений. Поиск путей выхода из конфликта – «ты должен сделать так…»

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.

Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения.

Неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте у ребенка с появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка. У малышей появляются игры с воображаемыми предметами, которые сопровождаются речью, что, помогает созданию образа. В более старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью слова.

Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им.

Опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка, продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык. Участие воспитателя в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время игр создается возможность совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разным поводам. Центральными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса.

Есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей велико. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животные, людей. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Игра в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества.

Дидактическая игра - эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Рассмотрим некоторые из них.

Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей особое значение придается играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.

В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи. Особую роль в речевом развитии детей отводят словесным и дидактическим играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и так далее.

Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной речи.

Дидактические игры для развития речи

Опубликовано 08.04 | Автор: nata_li

Как уже говорилось ранее, игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно через игру дети познают окружающий мир, усваивают основные нормы поведения. В развитии ребёнка огромную роль играют дидактические игры для развития речи.

Дидактическая игра – это широко распространённый метод словарной работы. Игра – это универсальное средство воспитания и обучения дошкольников; это и игровой метод обучения, и самостоятельная детская деятельность и вообще средство всестороннего развития личности ребёнка.

Главная особенность любой дидактической игры в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что усваивают определённые знания, учатся культуре общения друг с другом и со взрослыми. Особую группу составляют дидактические игры для развития речи. В младшем дошкольном возрасте они больше направлены на расширение и активизацию словаря ребёнка, а в старшем дошкольном возрасте они способствуют подготовке к обучению грамоте.

Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организованных отношений и, каждая дидактическая игра имеет чёткие правила. Многие дидактические игры для развития речи направлены на закрепление, уточнение и усвоение знаний об окружающем (например, «У кого какой предмет», «Дикие и домашние животные», «От зёрнышка до булочки», «Откуда стол пришёл» и т.д.). Дидактические игры приучают детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных ситуациях.

Значение дидактических игр для развития речи детей .

-пополняют и активизируют словарь детей;

-развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли;

-составлять рассказы о предметах и явлениях;

-формируют правильное звукопроизношение

-упражняют детей в подборе слов (синонимов, антонимов и т.д.).

В дошкольном возрасте для развития речи используют 3 вида дидактических игр: игры с предметами; настольно-печатные игры; игры со словом (словесные игры).

Ценность игр с предметами в том, что дети знакомятся со свойствами предметов, их признаками. Дошкольники учатся обобщать и классифицировать предметы. Выделяются дидактические игры для развития речи основанные на литературных произведениях. Благодаря им, дети знакомятся со стихотворениями многих детских авторов, запоминают их, а также с произведениями устного народного творчества. Словесные игры построены на словах и действиях играющих, они направлены на то, чтобы углубить знания детей о предметах, находить характерные признаки, быстро находить нужное слово. Словесные игры хороши тем, что в них можно играть в любом месте, в любое время, т.к. они не требуют специального материала – всё, что нужно – это владение родным языком. Как, например, долго и нудно ждать своей очереди в поликлинике или ехать в машине, в маршрутке, в поезде и т.д. Это время можно провести с пользой, играя в словесную игру с ребёнком. Уверяю вас, ожидание будет интересно, весело и не будет таким длительным.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться .

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/rol-slovesnyh-igr-v-razviti-rechi-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-logopedicheskoi-grupy.html, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/04/18/vliyanie-igr-na-razvitie-rechi-i-rechevoe-obshchenie-detey, http://nashidetci.ru/didakticheskie-igryi-dlya-razvitiya-rechi-detey/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Суп с фрикадельками для ребенка 1 год

Суп с фрикадельками для детей из телятины 200 далее...

Аллергия у ребенка 5 месяцев чем лечить

Как справиться с пищевой аллергией у детей? Извращенные далее...

Эмоциональная лексика детей онр

ТусупбековаГ.А., . Рахметова А.М. Киричук далее...

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Статья по теме: Индивидуальная программа развития одарённых далее...

Синдром ацетонемической рвоты у детей

Ацетонемический синдром: симптомы и лечение (Средняя оценка: 4 далее...

Характеристика чувства ритма дошкольников

Главная Муниципальное бюджетное учреждение далее...

Физические качества ребенка дошкольника

Ребенок дошкольного возраста далее...

Популярные статьи