Главная » Игры для детей

Самообразование дидактическая игра форма обучения детей

План по самообразованию: Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста.

57.5 КБ. 1237274.doc Автор: Яруллина Эльмира Нургаязовна, 22 Окт 2015

Актуальность выбранной темы.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.


Автор: Яруллина Эльмира Нургаязовна

программа самообразования по теме : Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений .

23.05 КБ. 1366256.docx Автор: Князева Ирина Александровна, 29 Дек 2015

Методическая тема самообразования. «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».

В условиях реализации ФГОС ведущей деятельностью является - игра, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста.

Работая с детьми раннего возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Так как с помощью дидактических игр дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, различают, сравнивают. Я стараюсь использовать дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав свой опыт работы по вопросу сенсорного воспитания, я вывила такие проблемы как: недостаточное оснащение развивающей предметно- пространственной среды группы по сенсорному развитию; у детей 2- з лет недостаточно развито умение самостоятельно ориентироваться в свойствах предмета (цвет, форма, величина, количество).

Я пришла к выводу, что эту проблему можно решить в совместной работе воспитателя и детей.

Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей раннего возраста. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

Цель: изучение и внедрение в практику системы работы по развитию сенсорных представлений детей младшего возраста.

  • Изучить литературу по данной теме;
  • Создать развивающую предметно- пространственную среду отвечающую требованиям ФГОС ДО.
  • Разработать перспективный план по использованию дидактических игр.
  • Повысить педагогическую компетентность родителей через эффективные формы взаимодействия в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
  • Подобрана и изучена литература;
  • Создана развивающая предметно- пространственная среда
  • Разработан перспективный план использования дидактических игр
  • Изготовлены дидактические игры
  • Использование в работе эффективны формы взаимодействия с родителями.

    Сроки и формы отчета

  • Изучение методической литературы:

    1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155

    2. Смирнова Е. О. ЕрмолаеваТ. В. Мещерякова С. Ю «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей»- М. Мозаика- Синтез 2008г.

    3.Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада/ В.В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Коннова и др.;/ Под ред. Г. М. Ляминой.- М. Просвещение. 2000-224с.

  • Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей- М. Просвещение :АО «Учебн. Мет.» 2006-112 с
  • Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ Под ред. Н.Н Подъякова, В. Н Аванессовой.- 2-е изд. испр. И доп.- М. Просвещение, 2001.-192с.
  • Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета// Первые шаги: (модель воспитатния детей раннего возраста).- М. 2002- с.303-310.
  • Регулярный обзор периодических изданий, методической литературы: Ж: «Обруч»

    Ж: «Дошкольное воспитание»

  • Приобретение и использование в работе методических новинок
  • Регулярный просмотр интернет – ресурсов:

    Курсы повышения квалификации, мастер- классы, семинары, круглые столы:

  • Участие в ГМО по раннему возрасту
  • Участие в мастер- классах, семинарах в ДОУ
  • Посещение курсов повышения квалификации по теме: «Использование компьютерных программ в образовательном процессе ДО»

    Формирование теоретической базы

    Презентация накопленных научно-методических материалов на пед. часа 2015г

    Разработка комплекта занятий

  • «Собери пирамидку»
  • «Разноцветное настроение»
  • «Веселое путешествие.»
  • «Мишка в гостях у ребят»
  • «Подбери предметы похожего цвета»
  • «Чудесный мешочек»
  • «Большая и маленькая собачка2

    Изготовление дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста:

    Из каких фигур состоит;

    «Найди предмет такой же формы

    Какая фигура лишняя»

    Самая длинная, самая короткая»

    «В какую коробку

    Какого цвета предмет»

    Панно «Разноцветные пирамидки»

    Оформление центра сенсорного развития

    Взаимодействие с родителями:

    -Папка передвижка «Использование дидактических игр в развитии речи ребенка»

    - Семинар «Учимся играя»

    - Информация «Значение дидактической игры в жизни ребенка»

    - Родительское собрание «Игра как средство развитие детей 2-3 лет»

    - Мастер класс «В какие дидактические игры играть дома»

    Проведение занятий с детьми.

    Создание и оформление картотеки по использованию дидактических игр по сенсорному развитию для детей 2-3 лет (совместно с родителями)

    Составление методических рекомендаций по проведению занятий с детьми .

    2015-2016 уч. год

    Публикация на сайте. http://nsportal.ru

    Обобщение опыта по теме;

    Публикация в сборнике ННГУ им Н.Г. Лобачевского.

    Участие в конкурсах федерального и муниципального уровня

    Публикации на официальном сайте ДОУ

    Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества: педсоветы, ГМО, интернет ресурсы.

    Статьи по теме самообразования, мастер- класс


    Автор: Князева Ирина Александровна

    Дидактические игры для обучения детей через игру

    28 февраля 2014

    Дидактические игры созданы для обучения детей через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.

    Дидактическая игра «Озорная гусеница»

    Игра предназначена для обучения детей дошкольного возраста. Это многофункциональное пособие, которое может быть использовано как в различных видах непосредственно образовательной деятельности (математика, развитие речи), так и в индивидуальной работе с детьми.

    Задача игры. Учить детей различать цвета; находить одинаковые по цвету пробки; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь, развивать мелкую моторику.

    Игровые правила. Глядя на картинку, которую предлагает воспитатель. в соответствующей цветовой форме собрать гусеничку .Можно устроить соревнования, кто быстрее соберет без ошибок тот выигрывает.

    Цель. развитие мелкой моторики рук; снятие эмоционально – психологического напряжения, умение находить и сопоставлять цвета с предметами, развитие логического мышления.

    Оборудование. вырезанные из картона предметы (елка, облако, ёжик…) и прищепки разных цветов.

    Ход занятия. Ребёнок прикрепляет цветные прищепки к соответствующему по цвету предмету. Например: если это елка, то ребенок берет зеленую прищепку и прикрепляет её.

    1. Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.

    2. Развивать внимание. память, мышление, мелкую моторику рук.

    3. Закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара».

    Оборудование: крышки с парными картинками.

    Игровые правила. Перевернутые пробки (картинкой вниз) открывать по очереди. затем класть на место так же картинкой вниз .Совпавшие одинаковые убираем .

    Цель: развитие мелкой моторики рук; снятие эмоционально – психологического напряжения. Средства: пробки от пластиковых бутылок, пластмассовый тазик.

    Ход занятия. Ребёнок опускает обе руки в таз с пробками и начинает их перебирать, чтоб усложнить можно перемешать с мелкими игрушками и искать их.

    Оборудование: Любая емкость, много разноцветных пробок, мелкие игрушки, можно откиндер сюрпризов.

    Цель. развитие мелкой моторики рук; снятие эмоционально – психологического напряжения, умения концентрировать внимание.

    Ход занятия: Ребёнок берет в руки коробку от конфет с гнездышками ячейками, куда предварительно ребенок кладет заглушки «прыгунки» от непроливайки. Дальнейшими действиями будет то, что ребенок резкими движениями. но мягко подбрасывает содержимое к верху и старается чтоб все «прыгунки» вернулись в свои гнездышки-ячейки .

    Оборудование. Любая коробка от конфет с ячейками. можно использовать крышки от соков,в данном случае заглушки от непроливайки.

    Игра предназначена для обучения детей дошкольного возраста. Это многофункциональное пособие, которое может быть использовано как в различных видах непосредственно образовательной деятельности (математика, развитие речи), так и в индивидуальной работе с детьми.

    Цель. развитие мелкой моторики рук; снятие эмоционально – психологического напряжения, умение находить и сопоставлять цвета с предметами, развитие логического мышления.

    Оборудование. доска со столбиками, косточки от старых счет(светлый и темный цвет) шнурки, цветочные украшения.

    Ход занятия: Ребёнок на столбики надевает косточки соответствующего цвета, завязывает шнурки,украшает полянку цветами, производит счет.

    (на шаблонах выкладываем пуговички)

    Игра предназначена для обучения детей дошкольного возраста. Это многофункциональное пособие, которое может быть использовано как в различных видах непосредственно образовательной деятельности (математика, развитие речи), так и в индивидуальной работе с детьми.

    Цель: развитие мелкой моторики рук; снятие эмоционально – психологического напряжения, умение находить и сопоставлять цвета с предметами, развитие логического мышления.

    Оборудование: Стёклышки светло-коричнего и темно-коричнего цвета разного размера.

    Ход занятия: Ребёнок выкладывает гусеницу, работает методом наложения меньше и больше, производит счет ,глядя на свет в стеклышко определяет светло или темно. На специальной подставке выстраивает ряд в порядке уменьшения или увеличения.

    воспитатель ДОУ №185

    Статья размещена в авторской редакции

  • Источники: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/plan-po-samoobrazovaniyu-didakticheskaya-igra-kak-forma-razvitiya-detey-rannego-vozrasta-1052402, http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/programma-samoobrazovaniya-po-teme-laquo-formirovanie-sensornyh-predstavleniy-u-detey-rannego-vozrasta-posredstvam-didakticheskih-igr-i-uprazhneniy-raquo-1158820, http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/didakticheskie-igry-dlya-obucheniya-detej-cherez-igru.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения





    Избранные статьи

    Характеристика музыкальных способностей дошкольников

    Музыкальные способности дошкольников Глава 2. Развитие далее...

    Игры псп детей 3 лет

    Категория: Детские игры PSP Дата публикации На этой странице далее...

    Развитие ребенка 4 года занятия

    Развитие ребенка в возрасте от 4 до 5 лет Дети далее...

    Что умеет ребенок в 6 лет

    Ч то должен уметь ребенок в 6 лет и далее...

    Аллергия на пшеницу у ребенка

    Симптомы и диета при аллергии на далее...

    Подушка для ребенка 3 года

    Выбираем подушку для ребенка Когда ребенку нужно покупать подушку Если далее...

    Гноится глаз у ребенка 1 год

    Гноятся глаза у ребенка Гной в глазах у ребенка представляет далее...

    Популярные статьи