Главная » Игры для детей

Сюжетно игровые игры младшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры для детей младшего дошкольного возраста

Опубликовано 24.03 | Автор: nata_li

В начале этого поста хотелось бы сделать небольшое вступление, обратив внимание на особенности сюжетно-ролевых игр детей разного возраста.

Как уже говорилось ранее, дошкольники, имея разный жизненный опыт и разное представление о мире, разыгрывают совершенно разные сюжеты. Содержание детской игры будет зависеть от возраста ребёнка, от уровня его развития и от того, на сколько много внимания детской игре уделяет взрослый. Если ребёнок посещает детский сад, то там всё ясно: там работает специально обученный человек и учит детей играть, кроме того, ребёнок находится в постоянном взаимодействии со своими сверстниками и наверняка более активные дети подскажут менее активным как действовать. Но что делать, если ребёнок не ходит в детский сад, а практически всё время находится с Вами и круг его общения сводится к играм во дворе с разновозрастной категорией детей. Ребёнка необходимо научить играть! Да, да -именно НАУЧИТЬ играть. Многие взрослые ошибочно полагают, что дети играют самостоятельно, берут игрушку и… начинают играть, действовать с ней. Но это не так! Не побоюсь повториться, детей нужно учить играть! Иначе их игры будут бедны и неинтересны. Все сюжеты будут сводиться к одним и тем же действиям. Например, моя племянница, играя с куклами, совершала одни и теже действия: они у неё ели и спали. И каково же было её удивление, когда она узнала, что куклы могут сходить на концерт или в театр или пройтись по магазинам, или съездить в путешествие и т.д.

Как же научить ребёнка играть в сюжетно-ролевую игру? Во что поиграть с ребёнком определённого дошкольного возраста? Какие сюжетно-ролевые игры подобрать для детей разного возраста?

Сюжетно-ролевые игры для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

Младшие дошкольники имеют очень бедный жизненный опыт. Для них в игре главное взаимодействие со взрослым. Поэтому и содержание игры будет достаточно примитивным. Для детей этого возраста можно организовать игры, которые по содержанию будут отражать те события в жизни ребёнка, которые он непосредственно переживал и которые произвели на ребёнка определённые эмоциональные впечатления. С детьми этого возраста играют в такие игры как «Семья», «Больница», «Магазин». Но не следует забывать о том, что всё содержание сюжетно-ролевой игры в этом возрасте сводится к предметным действиям.

Предлагая игру «Семья», создайте необходимую обстановку и подумайте, в чём будет заключаться игра на сегодняшний день, ведь для ребёнка 3 лет достаточно трудно выполнять много разнотипных действий. Например, вы сегодня будите кормить куклу Аню. Тогда вам необходимо поставить плиту, взять посуду, поставить стол. Начните игру самостоятельно: скажите, что кукла Аня только что пришла с прогулки, она проголодалась, предложите покормить куклу. Пусть ребёнок самостоятельно начнёт игровые действия, понаблюдайте за ним. Если Вы заметили, что ребёнок выполняет однотипные действия, то поиграйте вместе с ним, добавив в его игру ещё пару, тройку новых действий. Например, Вы заметили, что Ваш ребёнок «варит суп» и тут же приступает кормить Аню. Поиграйте вместе с малышом, скажите, можно я поиграю как ты? Повторите его действия, а потом съакцентируйте внимание на новых действиях. Проговаривайте свои действия: «Сначала надо накрыть на стол – я постелю скатерть и порежу хлеб, теперь я сварю суп для Ани, я буду варить овощной суп, для этого я возьму… Пусть суп варится, а я пока приготовлю второе. На второе у меня будут макароны с котлетой… Надо заварить чай… Аня, ты помыла руки? Садись за стол, сейчас будем обедать. При этом необходимо осуществлять действия, которые видел ребёнок в реальной жизни: помешивать суп ложкой, подвязать кукле салфеточку перед едой, кормить её ложкой или вилкой, напоить чаем, помыть посуду. Ближе к четырём годам можно расширить действия – после обеда уложить куклу спать, почитать ей книжку после сна или предложить её какую-нибудь игру. Вот примерное содержание сюжетно-ролевой игры «Семья» для ребёнка 3 – 4 лет.

Начать играть в игру «Больница» можно примерно так. Обратите внимание на то, что у какой-нибудь игрушки перебинтована лапка и предложите открыть больницу и вылечить всех зверей. Опять же все действия должны быть знакомы ребёнку: Осматриваете, например, мишку, смотрите его горлышко, затем слушаете его фонендоскопом, можно измерить пульс, выписываете лекарство. Следующему «пациенту» можно сделать укол (дети это просто обожают!) и перебинтовать лапу и т.д. Затем действия повторяются. Разговаривайте с вашими «пациентами», пусть ребёнок тоже активизирует свою речь благодаря игровым действиям.

Что касается игры «Магазин», то здесь следует сделать некоторое уточнение -лучше всего играть в «Магазин игрушек» или в «Продуктовый магазин» -это ближе всего ребёнку. Раньше трёх лет не следует вводить эту сюжетно-ролевую игру, т.к. ребёнку ещё очень трудно понять особенности взаимодействия продавца и покупателя. Для этой игры тоже важны особые атрибуты, например, кассовый аппарат, весы, продуктовая корзинка, продукты или игрушки. Сейчас в магазинах очень много таких атрибутов, но их можно изготовить и самостоятельно. Кассовый аппарат можно изготовить из обувной коробки, а продукты, например овощи – из солёного теста. Поверьте мне, с такими игрушками ребёнок будет играть с большим удовольствием, чем с покупными, ведь их сделал он САМ, с помощью своей любимой мамы.

Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть спутником детства , составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни . Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром. Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связанно с рядом условий наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей.

В своей группе я организовываю предметные игровые взаимодействия, что облегчит детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. На первом этапе обучения детей играть, я формирую простейшие условия с сюжетными игрушками. Для этого развертываю сюжетную игру на глазах у детей, одушевляю кукол и другие игрушечные персонажи.

По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками я перехожу к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом. Например, варю суп на игрушечной плите, а затем кормлю им кукол; стираю кукольное платье в игрушечном тазике, а затем глажу его утюгом и т. п. Все эти сюжеты должны непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они неоднократно наблюдали в реальной жизни. Сначала я сама разыгрываю сюжет на глазах у детей. При последующем повторении подключаю к игре одного-двух малышей: Соня, я мишку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?

На этом этапе работы, наряду с сюжетными игрушками, ввожу в совместную игру предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка). Это способствует развитию воображения.

Для того чтобы дети в своей самостоятельной деятельности после игры со мною могли развертывать игровые действия, я следую сохранению предметно-игровой среды или специально ее организовываю. Усложняю, обогащаю предметно-игровую среду за счет увеличения игрушек. Учу детей пользоваться в играх строительным материалом (кубы, бруски, пластины), простейшими деревянными и пластмассовыми конструкторами, природным материалом (песок, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; пускать по воде игрушки). Развиваю умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Возможности сюжетно-ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают его внутренний эмоциональный комфорт.

В игре развивается:

-способность к воображению;

Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ,
  • ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ ,
  • ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,
  • СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ,
  • СЮЖЕТ ,
  • РОЛЬ ,
  • ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ,
  • РЕАЛЬНЫЕ (ПАРТНЕРСКИЕ) ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИГРАЮЩИМИ ДЕТЬМИ

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

В статье приведены характеристика сюжетно-ролевой игры, а также направления в организации такой игры как средства формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Пензенского государственного университета , КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр // Вестник ПензГУ. 2015. №2 (10). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-syuzhetno-rolevyh-igr (дата обращения: 17.09).

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр Вестник Пензенского государственного университета (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-syuzhetno-rolevyh-igr (дата обращения: 17.09).

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (2015). Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр. Вестник Пензенского государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-syuzhetno-rolevyh-igr (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр // Вестник ПензГУ. 2015. №2 (10) С.32-36.

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр Вестник Пензенского государственного университета (2015).

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (2015). Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр. Вестник Пензенского государственного университета

Источники: http://nashidetci.ru/syuzhetno-rolevyie-igryi-dlya-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta/, http://ds100.centerstart.ru/node/435, http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-syuzhetno-rolevyh-igr

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми дубровина

Интерес к практической психологии в настоящее далее...

Ребенок жалуется на боль в ухе

Болит ухо у ребенка Боли в далее...

Почему у новорожденных синеет носогубный треугольник

Виды и причины цианоза у далее...

Эмоциональная лабильность у детей лечение

Признаки и предрасполагающие факторы далее...

Дети до 7 лет на кладбище

Можно ли брать далее...

Формирование готовности детей школе

RefBox.org Самая удобная база курсовых, рефераторов, контрольных и далее...

Велосипед для детей от 1 года отзывы

Помогите выбрать велосипед малышу далее...

Популярные статьи