Главная » Игры для детей

Сюжетно подвижные игры детей

Что такое сюжетно – ролевая подвижная игра?

Примеры сюжетно ролевых подвижных игр для детей 5 - 7 лет.

При желании любую подвижную игру можно превратить в сюжетно-ролевую. Известные всем Гуси-лебеди и Кошки-мышки — яркие примеры сюжетно-ролевых игр. В них ребенок погружается всеми фибрами своей детской души.

Здесь есть однозначные роли: с одной стороны, плохой и страшный , с другой — хороший и беззащитный . Здесь есть острота чувств и эмоций. Здесь есть простой и понятный сюжет—убегать или догонять, прятаться или искать. Каждому хочется побыть в роли кровожадного хищника или охотника, и каждому хочется побыть беззащитным, но быстроногим зайцем . Сюжетно-ролевые подвижные игры развивают не только мышцы, но и воображение, образное мышление, внимательность.

НИТКА И ИГОЛКА . Один из участников игры превращается в иголку . Все остальные выстраиваются за ним в колонну и держат друг друга за талию — они будут ниткой . Иголка двигается быстро, чтобы запутать или порвать цепочку игроков. Обычно эта шумная игра веселит детей и может растормошить даже самого заядлого тихоню. Главный элемент в ней — бег. После такой игры ребенку обязательно нужно дать отдохнуть. Также следите за безопасностью в игре, проведите короткий инструктаж: не толкаться, не ставить подножки, быть внимательными при движении.

СТОП, МАШИНА! Из всех участников выбирают одного водящего. Группа детей выстраивается в шеренгу на расстоянии 5—7 метров от водящего, который повернут к ним спиной. По его команде дети начинают двигаться в его сторону, их задача — запятнать водящего, дотронувшись до него рукой. В любой момент водящий может сказать: Стоп, машина! И все игроки должны замереть на своих местах. После этого водящий поворачивается и внимательно наблюдает за машинами . Если кто-то из участников зашевелился или поменял положение тела, водящий наказывает его тремя штрафными шагами назад. В конце концов, выиграет тот, кто окажется ближе всех к водящему. Игра хорошо развивает координацию движения, равновесие, наблюдательность.

МЕДВЕЖЬЯ БЕРЛОГА . Среди участников игры выбирают медведя . На одной стороне площадки находится его берлога , на другой — игроки. Задача медведя запятнать игрока и увести его в свою берлогу. Задача остальных детей — перебежать с одного конца площадки в другой и увернуться от медведя . Все, кто оказался в берлоге , становятся помощниками медведя . Они выходят вместе с ним на охоту, становясь в шеренгу в центре площадки. Ловить оставшихся игроков могут только крайние помощники, остальные — преграждают им путь. В этой игре ребенку придется много бегать, при этом получать адреналин: ведь страшно попасть в цепкие лапы медведя .

ГРОЗА . Попробуйте вместе с ребенком изобразить грозу. Для этого вам нужно сказать малышу: Обычно перед грозой наступает тишина, давай послушаем тишину! Ребенок должен затаить дыхание и не двигаться. Затем слышатся слабые отдаленные звуки, это пошел дождь — и вы трете ладошку о ладошку. Дождь усиливается — ладошки трутся сильнее. А вот и первый раскат грома — хлопок в ладоши. А вот еще один, он уже ближе и сильнее — и вы подпрыгиваете и топаете ногами. Опять наступает тишина, и вдруг новый сокрушительный раскат грома — вы сильно хлопаете в ладоши и одновременно топаете ногами. Эта игра развивает внимательность, чувство ритма, интерес ребенка к явлениям природы.

МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ . Из всех участников игры выбирается водящий. Он будет скульптором . Все остальные будут глиной . Игроки танцуют, прыгают, летают , то есть непроизвольно двигаются. По команде водящего: Море волнуется раз! Море волнуется два! Море волнуется три! Морская фигура, замри! — все должны замереть и оставаться в одном положении. Скульптор подходит к каждому игроку и пробует построить из него какой-то образ, дополнить исходную позицию новой деталью — положением головы, рук, ног, туловища. Эта игра развивает творческое воображение и наблюдательность.

Чему учат сюжетно-ролевые игры?

Мыслить нестандартно, творчески; выходить из тупиковых ситуаций; не теряться и не паниковать в трудную минуту. По сути, эти игры являются тренировочной базой перед настоящей школой жизни .

Подвижная игра с элементами сюжетно-ролевой игры для детей 4-6 лет

Подвижная игра для детей средней - старшей группы

Подвижная игра с элементами сюжетно-ролевой игры «Веселый автобус»

Автор: Рукавишникова Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ №91 «Голосок», г. Братск Иркутской области.

Описание материала: сценарий развлечения для детей 4-6 лет (средней, старшей группе). Материал может быть интересен воспитателям. Сценарий можно разбить на две игры: подвижную игру, в которую можно играть как в группе, так и на прогулке с детьми, и сюжетно-ролевую игру «автобус».

Цели: развивать у детей координацию движений, ловкость, обогащать двигательный аппарат. Развивать умение детей правильно подбирать атрибуты к игре, выполнять поставленные задачи. Закрепление умения детей общаться с товарищами играя определенную роль. Создание радостного настроения.

Атрибуты к игре: стульчики, руль, сумка кондуктора, билеты, обруч.

ХОД ИГРЫ:
Ведущий (воспитатель):
Ребята, что-то вы загрустили… а хотите мы с вами поиграем?
Дети: да!
Ведущий (воспитатель):
Давайте покатаемся на автобусе, да не простом а «Весёлом»?
Дети: Давайте!
Ведущий (воспитатель):
Но где мы возьмем автобус? Давайте его построим!

Дети при помощи стульчиков строят автобус.

Ведущий (воспитатель):
Вот и готов наш автобус… А кто обычно водит автобус?
Дети:(ответы детей) водитель, шофер.
Ведущий (воспитатель):
А кто работает вместе с водителем? Кто дает билетики пассажирам?
Дети: кондуктор
Ведущий (воспитатель):
Правильно! Вы молодцы – все знаете! Значит, нам нужно выбрать водителя и кондуктора для нашего Веселого автобуса. Давайте встанем в круг. (дети встают в круг) Ребята, что необходимо водителю, чтобы управлять автобусом?
Дети: (ответы детей) руль!
Ведущий (воспитатель):
Правильно – руль! Вот он (показывает руль). С помощью этого руля мы найдем нам водителя. Я отвернусь, а вы передавайте руль друг другу по кругу. Как только я скажу «стоп», вы останавливаетесь, и у кого руль окажется в руках – тот и будет водителем. Готовы? Начали!
(выбираем водителя)
Ведущий (воспитатель) :
Вот и наш водитель. Твоя роль – управлять автобусом. На каждой остановке, после того как пассажиры займут места в автобусе, ты должен сказать: «Осторожно, двери закрываются! Едем дальше!» Садись в автобус. (садится) Не забыл слова?
Водитель: «Осторожно, двери закрываются! Едем дальше!»
Ведущий (воспитатель):
Теперь нам нужно выбрать кондуктора. Мы будем выбирать также, только, в этот раз мы будем передавать сумку кондуктора. Готовы? Начали!
(Выбираем кондуктора)
Ведущий (воспитатель):
Кондуктор, посмотри, что в твоей сумке? Конечно билеты! Ты должен(а) давать билеты пассажирам и провожать их на места в автобусе. Как ты будешь это делать?
Кондуктор: Вот ваш билет! Садитесь, пожалуйста, сюда!
Ведущий (воспитатель):
Молодец! Ты отличный кондуктор!
А мы ребята будем пассажирами, и садится в автобус мы будем на разных станциях. Смотрите, я в центр нашего круга кладу обруч. Мы будем ходить с вами по кругу друг за другом, и петь волшебную песенку. Как только песенка закончится, в обруч должны прыгнуть 3 человека. Кто первый займет место в обруче (остановке) тот и поедет в автобусе. Попробуем?

Крутятся колесики, (дети изображают руками, как-будто рулят)
Моторчики стучат (крутим, либо стучим кулачками)
Веселый наш автобус
Зовет катать ребят!

Дети выпрыгивают в обруч. Предупреждаем, чтоб они не толкали друг друга. Ведущий объявляет остановку.

Ведущий (воспитатель):
Остановка «Смешилкино» Ребята, если остановка называется «Смешилкино», что нужно сделать ребятам на этой остановке?
Дети: смеяться!
Ведущий (воспитатель):
Правильно! Смейтесь! (дети в обруче смеются) Молодцы вы можете пройти в наш «Веселый автобус»
Кондуктор: Вот ваш билет! Садитесь, пожалуйста, сюда!
Водитель: «Осторожно, двери закрываются! Едем дальше!»

Ведущий (воспитатель): Поехали дальше! (повторяют песенку и движения)
Дети и ведущий:
Крутятся колесики,
Моторчики стучат…
Веселый наш автобус
Зовет катать ребят!
Ведущий (воспитатель): остановка «Танцевалкино»
Игра продолжается до тех пор, пока все дети сядут в автобус.
Варианты остановок: «На одной ноге стоялкино», «Прыгалкино», «Приседалкино», «Быстро поморгалкино», и т.д. Последняя остановка «Опаздалкино» - нужно изобразить быстрый бег на месте.
Все дети получили от кондуктора билеты и сидят в автобусе.

Водитель: «Осторожно, двери закрываются! Едем дальше!»
Все дети уже сидя в автобусе, повторяют песенку с движениями
Крутятся колесики,
Моторчики стучат…
Веселый наш автобус
Привез нас в детский сад!
Ведущий (воспитатель): остановка «Детский сад» Вот мы и приехали обратно в наш детский сад… Ах, смотрите, водитель Веселого автобуса превратился обратно в нашего (имя ребенка), а кондуктор – в нашего (имя ребенка), а Веселый автобус превратился в наши стульчики, которые необходимо расставить по местам.

Осознание ребенком себя как личности и открытие окружающего мира начинается в 34 года.

В младшем возрасте окружающий мир представлен семьей, далее с возрастом он увеличивается до пределов дома, улицы, города. Дети начинают познавать человеческие отношения и принимать игровые роли, вести ролевой диалог и развертывать простейшее парное взаимодействие со сверстниками.

Чем старше становится ребенок, тем богаче его представления об окружающем мире, разнообразнее его игры.

Раскрытие ребенка через игры

Психологи утверждают, что в процессе игр дети не просто перевоплощаются в другие личности, но обогащают, углубляют, расширяют и развивают свою. Сюжетно-ролевые игры в ДОУ одна из высших форм развития детских игр. Они сильно влияют на развитие ребенка, заостряют внимание, улучшают память. Правила игр, которые накапливает картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе, учат детей контролировать себя, сдерживать импульсивность, что способствует формированию характера. При участии в играх со сверстниками дети учатся общаться, уважать мнения, действия и желания других, строить совместные планы, отстаивать свое мнение.

Игры в любом возрасте обладают своими характерными особенностями. Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе отражает основные из них.

Например, возникают новые идеи, связанные с получением новых знаний из книжек, рассказов взрослых, телепередач и т. д. Наиболее характерной особенностью является отражение взаимоотношений людей во время трудовой деятельности. Дети в этом возрасте сознают, что в совместных делах есть необходимость помогать друг другу, быть внимательными и добрыми. Наблюдая за играющими детьми, можно увидеть и негативные стороны нашей жизни, так как игра отражает понимание ребенком окружающей его действительности.

Например, наблюдая игру девочек в дочки матери, можно увидеть, что одна на своих детей кричит, другая занимается с куклой, примеряет ей наряды, читает ей, третья больше делает прически и примеряет наряды. Так, посредством игры, можно увидеть, что именно из взрослых отношений ребенок считает для себя основным, считает за образец поведения и подражания, можно делать выводы об особенностях психического состояния, темпераменте, настроении и чувствах ребенка, можно заметить его обиды, страхи, боль, которые он не показывает взрослым.

В игре ребенок наделяет себя силой, недоступной ему в реальном мире. Зачастую, не зная, как относиться к определенной ситуации, он проигрывает ее снова и снова, пытаясь примерить на себя.

Роль воспитателя

Педагог, направляя ход игры в нужно русло, может повлиять на мироощущение ребенка, помочь ему победить страхи, преодолеть неуверенность. Дети любого возраста обожают совместные сюжетно-ролевые игры в ДОУ. Но часто небольшой жизненный опыт, неустойчивость в проявлении чувств, неумение поступиться своими желаниями или интересами может привести к неправильному ходу игры, разрушению дружеских отношений. Воспитатели, контролируя цель подвижных игр, могут помочь детям выбрать самые интересные сюжеты в играх, быть внимательнее к своим друзьям, уважать предложения и идеи друг друга.

Задача воспитателя состоит в постепенном усложнении ролевого поведения в играх, формировании умения детей изменять свои действия в соответствии с ролями партнеров, назначать свои и чужие роли в процессе развития хода игры. Это очень важно в будущем для творческого и согласованного развертывания игр со сверстниками, для гибкости ролевого поведения детей.

Цель подвижных игр

Игры используются для воспитания и всестороннего развития ребенка. Цель подвижных игр состоит в использовании в них всех видов свойственных человеку движений: бегать, ходить, прыгать, ловить. Ребенок становится выносливее, крепче, сильнее. Лучше начинают работать легкие, сердце, улучшается обмен веществ в организме.

В играх используется удовлетворение детского организма в активных действиях: догнать кого-нибудь, убегать, уклоняться, изображать различных зверей и т. д. при этом укрепляются или тренируются определенные группы мышц. Картотека игр в детском саду содержит множество игр, включающих в себя все многообразие действий для развития ребенка.

В ДОУ часто применяют подвижные игры, в которых в дополнение к основным движениям используются ритмичные хлопки и притопывания. Такого рода игры приносят много положительных эмоций ребенку, мотивируют его на определенные достижения. Проводя игры, воспитатель, в зависимости от физического развития детей, может ставить различные цели.

Картотека игр

Картотека это совокупность составленных определенным образом карточек, на которых приведены описания игр, даны их цели и основные задачи. Воспитатели, создавая картотеки, систематизируют игры для дальнейшего использования в учебно-игровой деятельности. В старшем возрасте дети сами могут пользоваться карточками и самостоятельно организовывать парные и групповые игры. Также картотеки создаются для удобства планирования занятий в каждой возрастной категории. Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе представляет собой, например, каталог подвижных игр с учетом основных движений этого возраста: прыжков, ползания, бега, лазания, игр-эстафет.

Для удобства пользования картотекой таблички с играми помечают определенными цветами в зависимости от основного вида движения. Например: игры с бегом красные, с прыжками синие, с бросанием и ловлей желтыми, с лазанием и подлезанием зелеными и т. д.

Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе является хорошим помощником при написании календарных планов, особенно если игры пронумерованы. Тогда достаточно вписать только ее номер, а цели, задачи и содержание уже будут написаны в картотеке. Тем самым существенно уменьшается время и объемы написания календарных планов. Во время проведения занятий карточки с нужными играми можно легко найти и использовать.

Пример карточки подвижной игры

Карточка №1 Средняя группа. Бег

Ловишки. Подвижная игра
Задачи: развивать у ребенка быстроту и ловкость

Описание: Из детей выбирается ловишка посредством считалки. Его ставят посередине. Дети находятся с одной стороны от ведущего. Как только воспитатель подаст силнал: Раз, два, три лови. все стараются перебежать на другую сторону, стараясь увернуться от ловишки. Тот старается их догнать и осалить рукой. Если ему это удается, тот, кого он коснется, становится ведущим. В результате выбирают самого ловкого ловишку.

Правила: Водящий выбирается считалкой. Дети убегают, он догоняет и салит детей. Действие происходит строго по сигналу воспитателя.

Варианты: Для лучшей ориентации детей ловишку отмечают каким-нибудь знаком, например шапочкой, повязкой или бантиком. Если ловишка не очень ловкий и долгое время не может никого догнать, то воспитатель может назначить другого ловишку.

Источники: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/chto-takoe-syuzhetno-rolevaja-podvizhnaja-igra.html, http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-vladimirovna-rukavishnikova/podvizhnaja-igra-s-yelementami-syuzhetno-rolevoi-igry-veselyi-avtobus.html, http://lyuboznat.ru/kartoteka-sjuzhetno-rolevyh-igr-v-srednej-gruppe.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Повышенное содержание лейкоцитов в моче у ребенка

Норма лейкоцитов у ребенка Лейкоциты (белые кровяные тельца) становятся далее...

Причины частой рвоты у ребенка

Такое крайне неприятное явление, как рвота – защитная далее...

Значение физического развития детей дошкольного возраста

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это часть далее...

Крым ребенком 5 лет

Семейный отдых в Крыму: где отдохнуть с ребенком Многолетняя история далее...

Насморк у ребенка до года комаровский видео

Насморк, кашель у ребенка. Как с ними бороться 09.08Детское далее...

Английский для детей 4 лет

Курсы английского для детей 3-5 лет Этот далее...

Книги про уход за новорожденным

Статьи До года Дисбактериоз Простуда Инфекции Аннотация на далее...

Популярные статьи

x