Главная » Игры для детей

Сюжеты и содержания игр детей дошкольного возраста

4.2. ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В процессе этой деятельности дети берут на себя роли взрослых людей и в специальной, создаваемой самими детьми ситуации воссоздают деятельность взрослых и их отношения между собой. В сюжетно-ролевой игре формируется потребность ребенка оказывать активное воздействие на окружающие предметы. В игре происходит становление основных психологических новообразований — усвоение мотивов деятельности и установление между ними иерархических отношений, развитие действий с символами, формирование произвольной регуляции. В игре дети ориентируются в смыслах и мотивах деятельности взрослых, усваивают правила социального поведения и нравственные нормы, действующие в обществе. Выделяются следующие структурные компоненты игры — сюжет и ее содержание; использование предметов-заместителей, т.е. игровое использование предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой и последний используется в связи с приданным ему новым значением; роль взрослого, которую берет на себя ребенок (Д. Б. Эльконин).

В развитии сюжетно-ролевой игры у детей с нарушениями слуха наблюдается ряд особенностей. Посмотрим, как происходит становление основных структурных компонентов игры.

Сюжет и содержание — два взаимосвязанных компонента. Играя, дети отражают окружающую их действительность; чем шире сферы действительности, с которой они сталкиваются, тем разнообразнее сюжеты игр. Содержанием ролевой игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Поэтому за одним и тем же сюжетом может скрываться разное содержание. Выделяют три этапа в развитии содержания игры: в младшем дошкольном возрасте содержанием игры оказывается воспроизведение действий взрослых с предметами (предметно-процессуальная игра); в среднем дошкольном возрасте содержанием игры становятся отношения между людьми, их внешняя сторона; в старшем дошкольном возрасте содержанием игры является подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли, т.е. отражение внутренней стороны социальных отношений.

Психология

Сюжет и содержание игры в дошкольном возрасте

В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых, эпохальные события (космические полеты, арктические экспедиции) и т.д. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Поэтому, естественно, младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего они чрезвычайно разнообразны. Дети пяти-шести лет играют не только в гости, в дочки-матери, в детский сад, но и в строительство моста, в запуск космического корабля.

Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительность игр.

Наличие сюжета еще не характеризует игру полностью. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дети разных возрастных групп, играя в игру с одним и тем же сюжетом, вносят в нее разное содержание. Так, младшие дошкольники многократно повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых. Воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами становится основным содержанием игры младших школьников. Играя, например, в обед, режут хлеб, варят кашу, моют посуду, многократно воспроизводя одни и те же действия. Однако нарезанный хлеб к столу куклам не подается, сваренная каша не раскладывается по тарелкам, посуда моется, когда она еще чистая. Здесь содержание игры сводится исключительно к действиям с предметами.

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки.

Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правшам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети часто спорят о том, что бывает и чего не бывает: «Мамы так не делают!»; «Разве доктор так обращается с больным?» и т.п.

Таким образом, развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.

Оставьте свой комментарий:

Уникальная возможность посетителям сайта!

Получите бесплатную консультацию врача онлайн:

* коротко укажите что Вас беспокоит и номер телефона по которому с Вами можно связаться - выбранный
Вами специалист сам перезвонит и проконсультирует Вас по интересующему вопросу, оставить заявку
бесплатно на консультацию у специалиста можно в любое время - все заявки становятся в очередь
и обрабатываются по мере поступления с 9:00 до 21:00 по московскому времени без выходных

Все сюжетно-ролевые игры включают в себя такие структурные компоненты, как содержание, роль и сюжет.

Сюжет как основа детских игр

В каждой игре есть сюжет, без него игры не бывает. Ребенок воспроизводит определенные действия, взаимоотношения из жизни окружающих, ситуации, события так, как он их понимает. Основное средство реализации сюжета – игровые действия, например, продает овощи, крутит руль и «гудит» клаксоном, лечит больных.

Все разнообразие сюжетов можно подразделить на три группы: бытовые, производственные и общественные. К производственным относят игры, в которых ребенок имитирует профессиональную деятельность людей (доит коров, учит детей, водит автобус).

В общественных играх воспроизводятся собрания, праздники или знаменательные события (полет в космос, парад, в войну). К бытовым играм относятся игры в детский сад, дочки-матери.

Сюжеты детских игр со временем меняются. Как правило, они отражают происходящие именно в эту эпоху события, экономические, географические и культурные изменения. Так, например, дети приморских регионов чаще играют в кораблестроение и рыбную ловлю. Дети северных широт в своих играх воспроизводят труд оленеводов, охотников на моржей.

В зависимости от того, как меняется глубина представления о деятельности взрослых у ребенка, так и меняется содержание его игр. У детей группы младшего дошкольного возраста, как правило, игра ограничивается повторением одних и тех же действий. Малыши меряют температуру, дают лекарство, смотрят горлышко.

Детки постарше имеют более точное представление о профессии врача и их действия становятся разнообразнее. Перед игрой дошколята договариваются, кто будет хирургом, кто ЛОРом, а кто окулистом. И уже в зависимости от специализации врача выполняют соответствующие действия: хирург делает операцию, ЛОР расспрашивает пациента и осматривает горло и уши, окулист проверяет глаза.

Таким образом, через игру ребенок постигает окружающий мир, и это отражается на его игровой деятельности. Чем глубже понимание, тем разнообразнее игра.

Источники: http://pedlib.ru/Books/1/0246/1_0246-117.shtml, http://preschool.psypublica.ru/28/284.htm, http://www.pedcollege.name/syuzhety-i-soderzhanie-igr-detej-doshkolyat.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Мелкая сыпь голове новорожденного

Почему у новорожденного появилась на голове далее...

Дети 5 6 лет

Игры для детей 5-6 лет Для далее...

Фокусы для детей 11 лет

Фокусы для детей В этом разделе мы постарались собрать далее...

Особенности характера ребенка 11 лет

Положительные черты характера ребенка и далее...

День рождение ребенку 11 лет в омске

Самые лучшие места для празднования детского Дня рождения в далее...

Таблица роста веса ребенка 3 года

Оценка роста и веса ребенка онлайн от далее...

Командные игры для детей 7 8 лет

Игры для лагеря: необычные соревнования Друг предложил далее...

Популярные статьи