Главная » Игры для детей

Специфика игры детей дошкольного возраста

Специфика игры с куклой барби у детей дошкольного возраста 496

В статье описана психологическая экспертиза куклы Барби с позиции психологии развития в рамках культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. В соответствии с данной позицией кукла — это культурный предмет, в котором «зашифрованы» те или иные способы действования.

В отечественной психологии не проводились специальные экспериментальные исследования игр с куклами различных типов для определения их «культурно запрограммированного» содержания. Встречающееся в психологической литературе крайне полярное отношение к кукле Барби носит скорее эмпирический и оценочный, чем экспериментально-объективный характер.

Эта кукла появилась в 60-х гг. прошлого века и сильно отличалась от всех ранее выпускавшихся кукол. Во-первых, была найдена удачная величина куклы (она не очень большая, но и не пупсик, и детям очень удобно играть с ней); во-вторых, Барби была задумана как образец женской красоты (у нее красивые лицо, волосы и тело); в-третьих, у нее могут сгибаться руки и ноги, чего нет у большинства других кукол; в-четвертых, ее важным отличием от остальных кукол является наличие груди, т. е. половых признаков взрослой девушки. Красивые куклы были и раньше (например, фарфоровые куклы), однако обычно они стоили дорого и были недоступны для большинства детей.

Барби стала «массовой» куклой, с которой можно было играть так, как хочется, не боясь ее испортить. Она привлекательна еще и потому, что о магазинах для Барби можно купить много разной и красивой одежды и менять ее по желанию ребенка.

С момента первого появления куклы Барби возникло множество ее «амплуа»: Барби-роллер, Барби-принцесса, Барби-невеста, Барби на вечеринке, Барби-русалка и т. д. Существуют темнокожие Барби и Барби-инвалид, сидящая в кресле-коляске, а также беременная Барби. Кукла завоевала мировой рынок: она продается во многих странах; в некоторых из них она целиком приспособлена к иной культуре или просто наряжена в народный костюм.

«Имущество» Барби постоянно увеличивается на несколько предметов (это может быть самолет, фотоальбом или несколько новых костюмов). Для Барби выпускаются косметические средства, которые девочка может использовать и сама. Некоторые наряды для Барби созданы в знаменитых домах моды (Барби от Givenchi). Востребованность этой куклы способствовала возникновению целой индустрии Барби.

Во многих странах фирма Mattel выпускает журнал «Играем с Барби» (на русском языке в том числе), который выполняет обучающие и воспитательные задачи. Так, дети из него могут узнать о хороших манерах, как подобрать ткани для платьев и подходящие аксессуары, правильно комбинировать части одежды друг с другом и т. д.

Популярность этой куклы среди девочек свидетельствует о том, что она, видимо, отвечает каким-то их потребностям. Вместе с тем не только родители, но и психологи неоднозначно оценивают эту куклу.

Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. № 4, 1998.

Антонова М. А. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста: Дипломная работа, защищенная в МГППУ. М. 2002,

Ершова Г. Г. Игра как способ развития моделирующего мышления // Мир психологии. 1998. № 4.

Крайг Г. Психология развития. СПб. 2000.

Лосева В. К. Лунькон А. И. Психосексуальное развитие ребенка. М. 1995.

Нойшюц К. Куклы — своими руками. М. 2001.

Тендрякова М. Новые дочки-матери // Педология / Новый век. 2000. № 2.

Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология / Новый век. 2000. № 6.

Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М. 1994.

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психологи отечества. М. 1997.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М. 1999.

Эльконинова Л. И. О предметности детской игры // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 2.

Юнг К. Конфликты детской души. М. 1997.

Cole М. Cole S. The Development of Children. N.Y. 1989.

Особенности проведения досугов для детей дошкольного возраста

На сегодняшний день досуги являются одним из актуальных и востребованных видов деятельности для детей в детском саду. Организация отдыха и развлечений является одной из основных социальных функций современного учреждения. Досуг является стимулом для творческого развития детей, расширения диапазона интересов, созидательной активности, нравственного воспитания. Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Она опирается на принцип удовольствия, нравственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей. Это удовлетворение личных интересов и притязаний детей. Оценка того или иного досугового явления зависит от детей от их системы ценностей.

Организуя досуг у детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные особенности и интересы детей. При проведении досугов важно создать условия, вызывающие у детей хорошее настроение, веселье. Этому способствуют удачно оформленное помещение, красочные костюмы персонажей, игры, яркие игрушки, пособия. Большое значение имеет хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

Много радости доставляют детям забавные небольшие сценки, разыгранные взрослыми в кукольном театре или в костюмах сказочных персонажей. Особенно этим характерны утренники, приуроченные какому-либо празднику. Например, Новый год, где перед детьми появляется всеми любимые персонажи, такие как Дед Мороз и Снегурочка, а также и ребята сами могут выступать в разных ролях.

Отмечая день 8 Марта, дети слушают песни о маме, бабушке, сами исполняют песни «Очень любим маму» Ю. Слонова, «Пирожки» А. Филиппенко. Несложные знакомые пляски они танцуют вместе с мамами, участвуют в веселых играх, читают стихи. Здесь царит особенно теплая, ласковая, непринужденная атмосфера.

Организуя досуги, педагоги позволяют создать положительное эмоциональное настроение у дошкольников, объединить их на основе общих интересных зрелищ и игр.

В организации досуга используется огромное множество игр, которые способствуют активизации процесса творческого развития формирующейся личности:

Хороводные игры — это коллективные игры или игры, развивающие такое понятие, как «коллективизм», так как в них дети вместе соучаствуют, помогают, радуются. Хороводная игра — это прямой контакт: руки об руки друг друга, рукой за руку друга, руки на плечи друг другу. Хороводная игра — это развитие коллективного мышления, коллективного взаимодействия, взаимной поддержки, «чувства локтя». Хороводной игрой могут быть и «змейки», и «круги», и «паровозики», и «ручейки», и т. п.

Игры в кругу — четкое и точное геометрическое определение: в кругу. Как правило, они рассчитаны на личное, индивидуальное участие каждого человека.

Танцевальные игры — любимы и детьми и взрослыми. К танцевальным играм относятся такие танцы, как «Бамп», «Танец маленьких утят», «Сиртаки», «Летка-енька», «Маленькие утята», «Ламбада», все виды «Кадрили» и другие танцы, пляски, танцевальные забавы и потехи народов России и мира Опыт показывает, что дети с удовольствием танцуют и играют одновременно.

Аттракционы — это все разновидности мишеней, кегельбанов, тиров, горок, трамплинов, городков, которые так популярны в настоящее время.

Викторины — это игры в ответы на вопросы, например, «Кто хочет стать миллионером?», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», могут широко использоваться: шарады — загадки, в которых загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов; кроссворды — игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. В свою очередь кроссворд может быть настенным для коллективного разгадывания. Он становится тем, что мы называет игровым оформлением праздничного пространства. Кроссворд может быть индивидуальным, на отдельных листочках.

Лотереи — это тот игровой принцип, который может привести ребенка к большой радости. Бывают лотереи: беспроигрышные в виде тира, что «выбил», то и получи, театрализованные и другие. Например, детей могут встретить персонажи программы и предложить билетик, по которому можно выиграть «приз», «улыбку от всей души», «фокус-покус», «доброе пожелание» и др. Игра, в которой надо с завязанными глазами срезать приз, висящий на нитке — это тоже одна из форм лотерейного игрового принципа. Лотерея имеет огромное количество форм, которые легко и удачно входят в канву любой программы.

Затеи необходимы для включения детей, особенно для тех, кто не проявляет интереса к происходящему, в игровую атмосферу. Вот для них и нужно придумывать и затевать что-то неожиданное, новое действие.

Состязания — это все виды эстафет, все поединки; дворовые виды спорта, настольные игры и многое другое. Необходимо назвать отличия состязания от конкурса: если в конкурсах участвуют группы людей, то в состязаниях — команды. Основная разница здесь в том, что «группа» — это случайный набор людей, а «команда» — уже отобранные люди. Если в конкурсах фигурируют призы, то в состязаниях — награды.

Игровое представление, когда дети в определенный момент программы становятся «актерами» они уже не играют в игры, а участвуют в импровизационном представлении. То есть они действуют, с помощью ведущих как актеры. Игровое представление, как игровой принцип, имеет свое сценическое разнообразие. Это могут быть: зримый анекдот, пантомима, сказка-подсказка, ролевые игры и т. п.

Приведенные в данной работе игровые приемы в развлечениях не бывают в чистом виде, они все переплетены друг с другом. Благодаря играм детские досуги становятся едиными, целостными и разнообразными.

Развлечения с дошкольниками можно проводить один раз в неделю и планировать не менее чем за две недели вперед, чтобы у воспитателя и музыкального руководителя была возможность подготовиться заранее.

Детей надо побуждать по ходу отдельных развлечений подпевать, пробовать исполнить сольно знакомые им песенки, включаться в общий перепляс. Можно устраивать небольшие музыкальные концерты для детей.

Таким образом, организация досуга является составной частью — воспитательно-образовательный процесса и одной из форм организации свободного времени детей. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

1. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие — Москва: Флинта, 2010. — 200 с.

Особенности свободной творческой игры детей дошкольного возраста в условиях вальдорфского детского сада

Вальдорфская педагогика, или педагогика Рудольфа Штейнер распространена сего-дня по всему миру и развивается в России больше 10 лет. Основные её принципы по сути своей являются общечеловеческими принципами, отчего она и может жить на любой национальной и культурно почве. В данный момент в России работают около 70 вальдорф-ских детских садов и отдельных групп, что свидетельствует о положительной адаптации вальдорфской педагогики в условиях современного дошкольного образования.

В вальдорфском детском саду большое внимание уделяется свободно игре детей. Любой здоровый ребенок любит и умеет играть, более того – он нуждается в этом.

Для своих игр дети объединяются свободно друг с другом под влиянием собственных побуждений. Свободная игра дает детям возможность активно себя выразить. Выразить активно то, что они увидели, что они пережили Строится свободная игра на основе примера и подражания. Дети играют в те игры, в которые они уже играли с воспитателем, или обыгрывают свои прошлые впечатления.

Они разделяются на группы и входят и игру, следуя своим внутренним переживаниям. Кто-то играет в «Цирк», кто-то, увидев на прогулке грузовик, начинает его строить, кто-то играет в «Дочки-матери», кто-то, проехав в поезде, – в «Железную дорогу». Пережитое ребенком прежде становится предметом его игры. Он еще раз в форме игры перерабатывает свои впечатления, узнавая тем самым окружающий мир.

Играя, ребенок творчески осваивает свои впечатления. Он делает это силой фантазии. Но, если дети беспорядочно бегают по комнате, кричат, мешают друг другу, ни о какой творческой, опирающейся на фантазию игре не может быть и речи. Задача воспитателя – помочь каждому ребенку найти спою игру, свое место в игре, помочь детям полнее войти в игру. И очень важно, чтобы ничего не мешало игре. Воспитатель предоставляет детям нужные игровые материалы. Центральная же задача воспитателя – подавать детям пример, уверенно, спокойно и хорошо выполняя свою задачу за рабочим столом. Воспитателю важно понимать роль в детской жизни именно таких игр в отличие от тех, что организует по определенным правилам сам взрослый.

Материалами для свободной игры детей по Вальдорфской педагогике выступают их собственные впечатления, вынесенные из контактов с окружающим миром и, прежде всего, из наблюдений за деятельностью людей, в том числе за деятельностью воспитателей. Подчас вся свободная детская игра есть только подражание жизни окружающих ребенка взрослых.

В игре дети осваивают разные социальные роли, развивают свои социальные способности в целом, овладевают поведением, адекватным требованиям внешней среды. Типичные детские игры «Дочки-матери», «Больница», «Магазин», «Постройка дома», «По-ездка на поезде», целиком основанные на подражании взрослым, предоставляют ребенку возможность проживания многообразнейших социальных ситуаций.

Подражание в игре взрослой работе (приготовлению пищи, ухажи¬ванию за ребенком, лечению врачом больного, продаже продуктов в магазине, и т. д.) способствует появлению у детей тех качеств, которые позднее на самом деле понадобятся им в их взрослой жизни. Важнейшие из них: творческое отношение к делу, самоотдача, терпение. Для играющего ребенка не важен результат. Он живет в процессах, весь принадлежа игре, творит в ней как художник.

Велика роль свободной игры в развитии фантазии, всех творческих сил личности. В процессе свободной игры ребенок испытывает разнообразнейшие эмоции, вживается в различные образы. В игре естественным путем упражняется и совершенствуется речь, при этом младшие дети легко увеличивают свой словарный запас, общаясь с детьми старшего возраста.

В вальдорфском детском саду свободная игра является важнейшим, необходимым элементом в ритме дня. Детям должна предоставляться ежедневная возможность свободно, по своему желанию играть в течение одного-полутора часов. Роль воспитателя заключается в создании благоприятных условий для деятельной и творческой игры детей и поддержания положительной социальной атмосферы в группе.

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.

Пожалуйста, включите в браузере режим Javascript - разрешено !

Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.

Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.

Close Save changes

Источники: http://psyjournals.ru/psyedu/2002/n4/Elkoninova.shtml, http://moluch.ru/archive/66/11106/, http://www.deti-pokrova.ru/qa/1824.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Уроки рисования карандашом для детей 8 лет

Урок рисования карандашом для далее...

Организация обучения детей ограниченными возможностями здоровья

Организация обучения детей далее...

Спорт детей 10 лет

В 10 лет у большинства детей начинается переходный далее...

Почему ребенок психует 2 года

Здравствуйте, мамочки! Проблема далее...

Какой матрас нужен ребенку 3 лет

Детские матрасы Какой матрас выбрать далее...

Лейкоциты моче ребенка расшифровка

Анализ мочи - расшифровка Результаты расшифровки анализов носят далее...

Бронхит у ребенка 2 года

Хронический бронхит. Лечение далее...

Популярные статьи