Главная » Игры для детей

Терапевтические игры для детей дошкольного возраста

Арт-терапия для дошкольников

Поговорим о необходимости арт-терапии для дошкольников .

Как только маленький человек научится сидеть и самостоятельно держать ложку, начинается творчество. Каша не только складывается в рот, но старательно размазывается по столу, одежде и лицу творца. Этот процесс доставляет немало удовольствия малышу. В такие моменты ребенок не только учится кушать самостоятельно, но и познает окружающий мир. Еда, разнообразная по структурным свойствам, имеет большие возможности для изучения. Каждый раз, когда малыш садится за стол, для него открывается новая маленькая вселенная.

Арт-терапия для дошкольников

Этот период проходит достаточно быстро, но он оставляет замечательную уверенность в том, что можно творить, и когда ребенок подрастает, то старается перенести свои ощущения в повседневную жизнь. Малыш пробует рисовать всем, что попадется ему под руку. Обои, окна, столы и пол становятся листом, на котором появляются все новые и новые произведения.

Родители пресекают данные эксперименты, что абсолютно необходимо, чтобы дошкольник вписался в рамки социума и был адекватным по отношению к обществу, в котором он живет. Но и полет фантазии необходим…

Вот здесь-то и нужна арт-терапия. Она позволят дошкольнику свободно проявлять свою фантазию, использовать различные материалы: гуашь, листья, глину, макаронные изделия, нитки, камешки и т.д. Свободный творческий процесс как будто возвращает ребенка в младенчество, когда он мог делать открытия, и эти открытия радовали родителей.

Всего 1-1,5 часа занятий арт-терапией в неделю достаточно, чтобы дошкольник снял накопившееся напряжение, выплеснул негативные эмоции и приобрел новые знания об окружающем мире. В процессе арт-терапии снимаются детские глубинные страхи: страх темноты, боязнь воды и собак, отвращение к паукообразным и другим насекомым. Дошкольник на занятиях учится искать компромиссы между своим внутренним миром и требованиями общества, приобретает веру в свои силы, ощущает свою значимость.

Часто арт-терапия для дошкольников проводится в детских садах, центрах раннего развития, логопедами в коррекционных центрах.

Сохранение психического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к новым условиям социального развития. Арт-терапевтический уголок

18 декабря 2014

Педагогическая песочница и психолого-педагогические игры –занятия с детьми дошкольного возраста могут использовать в своей работе как психологи так и воспитатели. Занятия, проводимые в песочнице, позволят сде­лать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

Чем интересна и полезна «педагогическая» песочница? С ее помощью решаются воспитательные и образовательные задачи.

1. Усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятель­но.

2. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внима­ние, память, мышление), а также речь и моторика.

3. В песочнице мощно развивается «тактильная» чув­ствительность как основа развития «ручного интеллекта».

4. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицатель­ную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

В своей работе я использую индивидуальные песочницы. Занятия провожу мини-группами – 10 человек. Возраст участников – от 2 до 7 лет. Также песочницы использую для индивидуальной работы, для сюрпризних моментов, в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. В свободное от занятий время дети старшого и стреднего дошкольного возраста с большим желанием самостоятельно играют в песке, развивая сюжеты и придумывая нове игры. В каждой группе детского сада имеется арт – терапевтический уголок.

Авторские разработки игр и упражнений с сухим песком

Оборудование и материалы: индивидуальные песочницы, песок (сухой), счетные палочки (для рисования на песке), геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник), деревянные шпателя.

1. Упражнение «Подарок для песочной полянки».

Цель: Способствовать «заземлению» отрицательной энергии (профилактика агрессивных проявлений). Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Дети оставляют для песочной полянки «подарок»: оттиск ладошки, улыбку, имя.

Порадовать кого-то
Приятно и легко,
Вниманье и заботу
Цените высоко!

2. Дидактическая игра «Волшебные камешки».

Цель: развитие внимания, связанного с координацией движений. Закрепить названия цветов, геометрических фигур, понятий «слева», «справа», «вверх», «вниз».

Детям необходимо выложить дорожку из волшебных камней (геометрические фигуры разного цвета) в определенной последовательности (синий – прямоугольник, красный – треугольник, желтый – круг). По волшебной дорожке животные найдут путь домой.

Усложнение – большее количество камней, указать направление дорожки (слева-направо, сверху – вниз).

Цель: Развивать у детей «тактильная» чув­ствительность как основа развития «ручного интеллекта», умения выполнять действия по инструкции. Воспитывать бережное обращение с песком.

Разглаживание песочка с помощью волшебного шпателька. Понятия «сверху – вниз», «слева – направо».

Дети разглаживают песочек в песочнице с помощью деревянного шпателька («утюжок») в определенном направлении («сверху – вниз», «слева – направо»).

Рисование – классический метод арт-терапии, пока что остается самым популярным, доступным, интересным для детей всех возрастов. Здесь я использую метод рисования на стекле (мольберты). Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование часто несёт в себе элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

Оборудование и материалы: гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, мольберты.

Игра с красками «Волшебные краски»
(авторская разработка)

Дети рисуют пальчиками или акварельными кисточками на стекле (мольберт). Данная игра может использоваться как отдельными частями так и целиком. Дети старшего возраста могут самостоятельно организовать игру с красками, а детям раннего и среднего возраста необходимо участие взрослых.

Вот кружочек мы рисуем

А теперь чуть-чуть подуем

В солнце превращается

Вот лучик первый,

Повторяем все за мной!

Быстрее краска закружилась

Арт-терапевтические игры на уроке изобразительного искусства. 2-й класс

Тема урока: Изображение и фантазия.

Тип урока: обобщение темы четверти Реальность и фантазия .

Вид урока: семинар-практикум.

Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.

Принцип организации коллективной композиции: свободное размещение готовых детских работ на общей плоскости (классной доске).

Цель: развитие эмоционально-творческого восприятия мира через игру путем изображения по представлению и воображению.

Задачи:
  • Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость к красоте окружающего мира.
  • Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления.
  • Учить детей
  • преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;
  • чувствовать свой внутренний мир, прислушиваясь к себе, к своему организму;
  • закладывать основы самопонимания и миропонимания, выражая все через изображение.
  • Учить детей навыкам свободно работать кистью, без напряжения проводить мазки различных видов: вальс, дождик, точка, запятая.
  • Оборудование:
    • Зрительный ряд:
    • образцы выполнения различных видов мазков;
    • перчаточная кукла – заяц;
    • мягкая игрушка – кот;
    • яркий мешок.
  • Материалы и инструменты:
    • большие листы бумаги формата А3;
    • кисти;
    • гуашь.
    • I. Психологическое вхождение

      Беседа с кукольным персонажем – зайцем. Учитель озвучивает роль зайца (перчаточная кукла на руке).

      – Ребята, бежал я по лесной тропинке и наткнулся на этот большой мешок. (Показывает детям мешок, к которому прикреплен свиток.)

      – Ой! А тут что-то написано. Дети, я читать не умею. Кто прочитает?

      Вызвавшийся ученик громко зачитает текст: Не заглядывай в мешок, не надейся на глазок, а рукой пошуруди, догадайся и скажи .

      – Ребята, хотите ли вы помочь мне узнать, что в мешке?

      Учитель проходит по рядам. Не заглядывая, дети опускают руку в мешок, предложенный зайцем. Они ощупывают предмет, запоминая его форму, стараются понять свои ощущения от прикосновения к поверхности предмета.

      – Дети, вы догадались, кто спрятался в мешке?

      Все высказывают предположения.

      – А может, кто-нибудь из вас нам покажет его походку, повадки.

      Дети пластикой тела изображают медведя, лису, зайца, собачку, подражая их характеру.

      – Очень хорошо, ребята, а вот на бумаге вы сможете изобразить вашего героя?

      Учитель рекомендует работу начать без предварительного наброска карандашом, сразу кистью; просит детей вспомнить виды мазков, обращая внимание на образцы. По ходу работы детей индивидуально помогает приобретению навыков свободного владения кистью. Готовые понравившиеся зайцу работы прикрепляются на доску.

      IV. Психофизическая разрядка

      – Теперь, смотрите, кто из вас правильно угадал.

      С этими словами учитель показывает огромного пушистого кота. Дети сравнивают с тем, что получилось на рисунках, кому-то удалось угадать спрятанную игрушку, а кто-то смог придумать что-то необычное, следуя своим ощущениям (рис. 1).

      – Ребята, вам нравятся ваши работы? Мне они очень понравились. Я предлагаю ваши работы поместить на школьной выставке детских рисунков Наши лесные друзья .

      1. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. издательство Творческий центр Сфера , 2002.

      2. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М. Гуманитарный издательский центр Владос , 2002.

      Источники: http://kaplyarosi.ru/art-terapiya/, http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/soxranenie-psixicheskogo-zdorovya-detej-rannego-vozrasta-v-period-adaptacii-k-novym-usloviyam-socialnogo-razvitiya-art-terapevticheskij-ugolok.html, http://festival.1september.ru/articles/411549/

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения





      Избранные статьи

      Матрас 3 летнего ребенка

      Как выбрать матрас для ребенка Крепкий далее...

      Влияние на формирование личности ребенка

      Влияние семьи и воспитания на формирование личности Семейное далее...

      Что взять в самолет ребенку 1 год

      Обсуждения Ребенок в самолете: 20 советов для далее...

      Особенности эмоциональной сферы детей онр

      Создано 20.02 | Автор: Тюнина Надежда Сергеевна, далее...

      Отравление ребенка 2 года

      Безопасность младенца. Острые отравления У грудного ребенка не спросишь, далее...

      Как лечить аллергию на клубнику у ребенка

      Аллергия на клубнику Клубничка сама по себе очень полезный и далее...

      У ребенка сзади ушной раковине красное пятно

      Главная » Отит » Причины далее...

      Популярные статьи

      x