Главная » Игры для детей

В дошкольном возрасте в ролевой игре происходит

Методическая разработка (старшая группа) на тему:
«Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения ,складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми. - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.

Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются:

Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в школу.

  1. В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.

Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны. А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, самих её истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

  1. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры ( «в моряков», «лётчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При это наблюдается не повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвёртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.

Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.

Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.

Дошколькое детство (3-6-7 лет)

В дошкольном возрасте интересы ребёнка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей.

Ведущий вид деятельности дошкольника - сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра глубоко изучена Л.С. Выготским. Д.Б. Элькониным. А.В. Запорожцем, А.П. Усовой и др. Игра - особая форма освоения реальной социальной действительности путём её воспроизведения. Сюжет - отражаемая в игре область, сторона действительности.

В младшем дошкольном возрасте дети воспроизводят предметные действия, в среднем возрасте - социальные отношения (врач и пациент). В старшем дошкольном возрасте предметом ориентировки становятся мотивы, морально-нравственные основы (доктор - сочувствующий, добрый).

Структура сюжетно-ролевой игры включает роль, воображаемую ситуацию и игровые действия.

Влияние игры на развитие психики:
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы.
2. Развитие произвольности поведения и психических процессов.
3. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения.
4. Внутри игры возникают другие виды деятельности (учебная деятельность).
5. Происходит развитие речи, познавательных психических процессов.

Существует тенденция, связанная со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребёнка, которые не компенсируются обученностью. Необходимо полное проживание возраста.

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) также рассматриваются как формы моделирования окружающей действительности. Графическая форма изображения предмета обуславливается имеющимися у ребёнка графическими образцами, зрительными впечатлениями, двигательно-осязательным опытом.

Развитие познавательных психических процессов
Ведущую роль в этом возрасте начинает играть память. В основном она носит непроизвольный характер. К концу дошкольного возраста начинает складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.

Особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления. воображения. Основной путь развития — обобщение собственного чувственного опыта.

Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности. Ребёнок начинает мыслить во внутреннем плане, особенностью этого мышления является эгоцентризм. По мнению Жана Пиаже. период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта к первоначальным формам логического мышления.

На основе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление.

Ребенок осваивает систему сенсорных эталонов (цвет, форму, величину и т.д.).

В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно-логического мышления.

В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью.

Основные направления речевого развития:
- расширение словаря и грамматического строя речи;
- детское словотворчество;
- развитие функций речи (речь как орудие общения и мышления );
- убывание эгоцентризма детской речи;
- развитие фонематического слуха и осознание словесного состава речи.

Воображение - важнейшее психическое новообразование дошкольного детства. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре.

По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты «Я» путём проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представление себя великаном и т.п.)

М.И. Лисина выделила две формы общения в дошкольном детстве:
- внеситуативно-познавательное общение (3-4 года);
- внеситуативно-личностное общение (6-7 лет).

В возрасте 3-4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка только участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В 4-5-летнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как своеобразное зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему. К 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по многим показателям общения.

Развитие мотивационно-потребностной сферы Вначале дошкольного детства мотивы имеют неосознанный, аффективно окрашенный характер. К концу дошкольного детства обнаруживаются разнообразные виды мотивов: игровые, установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, познавательные, соревновательные, нравственные, самоутверждения. Мотивы начинают осознаваться. Возникает соподчинение мотивов. Происходит усвоение этических норм, моральных чувств. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка.

Кризис 7 лет
У дошкольника появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое положение и осуществлять реальную, серьёзную общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность и порождает кризис. Появляется потеря спонтанности и непосредственности поведения, сложность и противоречивость внутреннего мира.

Поведенческие характеристики:
- непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
- демонстративная «взрослость»;
- обострение внимания к своему внешнему виду;
- оспаривания со стороны ребёнка;
- заинтересованность в общении со взрослыми и внесение в него новых тем (о политике, о жизни на других планетах и т.п.);
- самостоятельность;
- рассудительность.

Проблема психологической готовности к школьному обучению
Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).

1. Личностная готовность
- Уровень развития мотивационной сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление быть школьником - занять особое место в системе социальных отношений.
- «Внутренняя позиция школьника» — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребёнка и стремление занять более взрослую социальную позицию.
- Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по образцу, правилу.
2. Интеллектуальная готовность
- Ориентировка в окружающем, специальные знания.
- Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения (уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления).
- Развитие речевой сферы.
3. Двигательная готовность
- Мелкая моторика (готовность руки к письму).
- Крупные движения.
4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности
- Умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого.
- Самостоятельно действовать по заданию.
- Ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечения на побочные факторы.

Во многих исследованиях, посвящённых изучению готовности ребёнка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта:
- физический (функциональные возможности ребёнка и состояние его здоровья);
- психологический;
- специальный.

Страница обновлена 14.01

Консультация для родителей.

Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Подготовила воспитатель Пронь Н.А.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя здесь и теперь , достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных. А сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванова и другие) называли дошкольный возраст возрастом игры. Практически все, чем занимаются дети, на какое-то время предоставленные самим себе, они называют игрой. Исследователи отмечают ценность игры, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий.

Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др. что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми, на это указывают А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.

Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё как будто , понарошку .

Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,

сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

1. При выборе темы всем вместе договариваться о будущей игре. Пусть каждый предложит тему игры или поддержит товарища. Из всех предложений выбрать одно, наиболее интересное. Если кто-то из детей не соглашается с остальными ребятами, надо объяснять ему, что нужно согласиться, иначе игра не получится. В следующий раз, возможно, будет принято именно его предложение как наиболее интересное.

2. При распределении ролей следует помнить, что главные роли выполняются по очереди. Пользоваться считалкой при распределении ролей, но не прибегать к ней, если выбор на главную роль повторяется. Следить, чтобы очерёдность не нарушалась. Быть доброжелательным при выборе товарища на роль, которая нравится тебе. Предлагать другим детям привлекательные роли. Если кто-то из ребят нарушает правило, поступает нечестно, объяснять ему, что нужно играть по очереди.

3. При обсуждении хода игры (сюжета) следует внимательно выслушивать всех участников. Принимать наиболее интересное предложение. Если кто-либо из детей не соглашается с остальными и настаивает на своём предложении, объяснить ему правило выбора сюжета.

4. Воспитывать умение самостоятельно решать конфликты. Дети должны быть справедливыми в игре, соблюдать её правила. Если произошла ссора, нужно выяснить, кто нарушил правило, и предложить ему уступить в споре, потому что он не прав.

5. В ситуации нарушения обще социальных норм поведения, надо обратить внимание на необходимость соблюдения всех правил. Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры. Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены. Всегда относиться к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.

6. Всегда надо обращать внимание на одиноких детей . Если рядом кому-то из ребят грустно, скучно, то поговори с ним, поиграй. В следующий раз, может быть, и тебе кто-то поможет.

Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

- говорить с ребёнком на его языке;

- преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);

- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

- открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

- любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

- смотреть на себя со стороны глазами других людей;

- предвидеть стратегию ролевого поведения;

- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих:

- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;

- доверять друг другу.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/18/rol-syuzhetno-rolevoy-igry-v-razvitii-detey, http://psyera.ru/doshkolkoe-detstvo-3-6-7-let-454.htm, http://mdou231.edu.yar.ru/konsultatsii_spetsialistov/konsultatsii_vospitatelya/znachenie_syuzhetno_minus_rolevoy_igr_60.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Кормление ребенка смесью 1 месяц

Искусственное вскармливание Это вынужденный способ далее...

Солнце детей 5 лет

Солнцезащитные средства: 5 советов для далее...

Стихи детей 6 лет про животных

Новогодние стихи для детей про Животных Жил ежик колючий В далее...

Развивающие группы для детей от 1 года

Развивающие центры для детей далее...

Проверить айкью ребенка 9 лет

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком далее...

Череда для купания новорожденных отзывы

Купание новорожденного в ванночке с чередой После рождения любой младенец далее...

Развитие речи детей животные

Урок развития речиДикие животные Тема. «Дикие животные леса». познакомить учащихся далее...

Популярные статьи