Главная » Эмоциональный ребенок

Диагностика эмоционально волевой готовности ребенка к школе

Младший школьный возраст - Готовность к школе

Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознанияличности ребенка. Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Расширяется не только внешний круг жизнедеятельности ребенка, но и его внутренняя жизнь. Это происходит благодаря уже известному нам новообразованию — открытию ребенком собственных переживаний. До этого он, безусловно, имеет переживания, но не знает, что переживает и что является переживающим субъектом. Теперь же возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям. Меняется все самосознание ребенка, в том числе самооценка

Мы знаем, что самооценку дошкольника отличают явная необъективность и завышенность. Когда ребенка просят поставить на ступеньки нарисованной лестницы детей его группы, ранжировав их по какому-либо социально одобряемому признаку (самый сильный , добрый , умный , лучший друг и т.п.), то себя он, как правило, ставит на самую верхнюю ступень, не испытывая неловкости или стыда. Иная картина наблюдается в самооценке младших школьников. Они тоже обычно ставят себя на лестнице выше ее середины, но уже не на самую верхнюю ступень. Кроме того, у них появляется тенденция к обоснованию своих самооценок и оценок. Это исключительно важно для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и результаты учения.
В психологической готовности к школе все стороны переплетены, смешаны. Выделение какого-то одного аспекта производится условно, в целях учебного анализа. Так, волевая готовность пронизывает все стороны готовности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа.


К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему.
Объемные задания пугают ребенка, подавляют его, поэтому он часто теряет уверенность в себе, сомневается в возможности достижения положительного результата. Именно поэтому лучше, давая ребенку объемное задание, членить его на численно и содержательно обозримые этапы с промежуточным контролем и напоминанием о способах действия и конечной цели. Это повышает общую целенаправленность действий, формирует умение самостоятельно и последовательно контролировать себя.
Неудача в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в нем мотивацию достижения. Именно поэтому все руководства по воспитанию дошкольника рекомендуют очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки.
В целом старшие дошкольники уже могут подчинять свое поведение наиболее значимому (часто — социально одобряемому) мотиву. Но если деятельность сложна и длительна, ребенок помнит о цели только в присутствии организующего его поведение взрослого. Все учителя, работающие с 6-летками, знают, что дети начнут отвлекаться и перестанут выполнять такое задание, если взрослый выйдет из класса. Именно взрослый — организатор мотивации и волевого поведения ребенка, определяющих целенаправленность.
Особо нужно упомянуть такой элемент волевой готовности, как соподчинение мотивов. Ситуации, в которых противопоставляются хочу и надо , чрезвычайно трудны для ребенка, и далеко не всегда воли ребенка достаточно, чтобы не последовать за непосредственным хочу . Но при поддержке взрослого ребенок легче следует более значимому мотиву, хотя отличительная черта волевой регуляции поведения дошкольников и типичное отношение к трудностям — отступить, избежать, а не преодолевать. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание активного отношения к препятствиям, мотивации достижения, небоязни трудностей, самостоятельного принятия решения, ориентации на принятие ответственности за свои действия и поступки.
Все исследователи развития воли дошкольников отмечают, что волевое поведение легче формируется при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае, например, командной игры).
Произвольность в поведении ребенка проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения (дежурство по классу или столовой и т.д.), оказания помощи маме, а также в способности преодолеть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет стоматолога и т.д.), преодолеть боль, не заплакать при обиде, ушибе.
Условием психологической готовности к школе. связанным с волевым поведением, является и освоение ребенком функции планирования собственной деятельности. В старшем дошкольном возрасте он умеет выделять этапы предстоящей деятельности, выстраивать их в систему (что сначала, что потом), удерживать конечную цель при выполнении промежуточных этапов и т.д. Здесь огромная роль принадлежит речи . подчинению ребенка сначала словесным инструкциям взрослого, а позже — собственным словесным требованиям.
Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Источник: Сапогова Е.Е. Психология развития человека

Готовим ребёнка к школе (эмоционально-волевая готовность)

Опубликовано 13.06 | Автор: nata_li

О готовности к школьному обучению говорит ещё и то, умеет ли ребёнок управлять своим поведением, управлять своими действиями, выделять, что важнее для него именно сейчас и т.д. Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого и т.д. будущий школьник должен уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели. В школе придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнить домашнее задание не смотря на то, что сейчас очень хочется погулять.

Что же делать для развития воли ребёнка? Как развивать волю будущего школьника?

Во-первых, для эмоционально-волевой готовности к школьному обучению на помощь может придти всё та же сюжетно-ролевая игра, в частности в «Школу», где Вы, взяв на себя роль учителя, будете давать несложные, но скучные на первый взгляд задания, например, рисование палочек или крючочков в тетради, обвести трафареты, посчитать в прямом и обратном порядке, решить задачку и т.д. В игре дети лучше всего включают свои волевые процессы.

Во-вторых, для развития воли ребёнка хорошо подойдут несложные задания, которые ребёнок будет выполнять по инструкции. Например, взять карандаш или фломастер определённого цвета, открыть книгу на нужной странице, отступить от края страницы три клеточки вниз и пять клеточек справа и т.д.

В-третьих, для развития воли хороши дидактические игры с чёткими правилами и чёткой инструкцией, конструирование по образцу и по схеме, пересказ сказок или рассказов по схематическому плану и пр.

В-четвёртых, становлению произвольности поведения способствует система специально разработанных заданий на сравнение с образцом.

Вот примеры таких заданий.

«Дорисуй мышкам хвосты»

Нарисованы мышиные головы, необходимо дорисовать мышкам хвостики, которые представляют элементы прописных букв.

«Дорисуй ручки для зонтиков»

Нарисованы купола зонтиков, у двух из них нарисованы ручки, ребёнку даётся инструкция дорисовать ручки у всех зонтиков, так же как на образце. Обратите внимание, что ручки зонтиков, так же как и хвостики мышек представляют собой элементы букв.

Эти два упражнения разработал А.Л. Венгер для диагностики школьной зрелости старших дошкольников.

Ребёнок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям взрослого. Взрослый диктует в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии (например, две клеточки вправо, три клеточки вверх, две клеточки вправо, три клеточки вниз, две клеточки вправо и т.д.), а затем предлагает дорисовать получившийся под диктовку узор до конца страницы. Узоры усложняются со временем. Ещё один совет – сначала рассмотрите с ребёнком клеточки на тетрадном листе. Предложите поставить в каждой клеточке в строчке точку. Предложите обвести клеточки, придумать узор из клеточек, а только потом приступать к графическому диктанту. Как усложнённый вариант можно придумать какую-нибудь фигуру и нарисовать её под диктовку по клеточкам.

«Образец и правило» (методика Д.Б. Эльконина, которая часто используется для диагностики школьной готовности ребёнка).

Это упражнение предполагает одновременно следование в своей работе образцу (даётся задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. нельзя соединять кружок с кружком, крестик с крестиком, треугольник с треугольником).

Ребёнку даны незаконченные рисунки, которые нужно дорисовать. Можно придумать какую-нибудь интересную историю про эти картинки, чтобы заинтересовать ребёнка. Например, Мальвина нарисовала для Пьеро рисунки, а злой волшебник заколдовал их, помоги Мальвине расколдовать её рисунки и дорисуй их.

«Следуй инструкции» (очень полезное упражнение для развития умения слушать инструкции и следовать ей).

В игре принимают участие 2 человека. Один из участников игры строит что-нибудь за ширмой из строительного материала, а затем даёт указания второму участнику, который, не видя постройки, должен сделать точно такую же. Конечно, сначала роль инструктора Вы должны взять на себя и своим примером научить ребёнка правильно давать инструкции. Например: «Возьми синий кубик и красный кирпичик. Будем строить домик. Кладу рядом два кирпичика на широкую сторону, затем, на них ставлю по 2 кубика… и т.д.». После этого участники игры меняются ролями. Здесь Вы тоже будете обучать ребёнка задавать уточняющие вопросы: «На какую сторону ставить кирпичик? На каком расстоянии? И т.д.».

Это лишь некоторые упражнения, которые способствуют эмоционально волевой готовности ребёнка к обучению в школе. В дальнейшем будут рассмотрены другие упражнения для развития воли и произвольности поведения старших дошкольников.

Добавить комментарий Отменить ответ

Диагностика готовности ребенка к школе

Чтобы помочь Вам, разберемся с понятием готовности к школе. Оно сложное, состоит из нескольких составляющих, одинаково важных.

1. Физическое развитие + состояние здоровья + биологический возраст = морфологическая готовность.

Ее определяют врачи, заполняя медицинскую карту перед школой. Зачастую это происходит формально, необходимые сведения заносятся в карточку: вес, рост, другие показатели, узкие специалисты ставят свои отметки и все. Дальше решать родителям. Хотите получить полную информацию, пройдите обследование, как положено, обязательно расспросите врача, какие рекомендации в связи со школой он может дать для вашего ребенка.
Обратите внимание на уровень развития нервной системы, расспросите врача, как это проявляется в поведении ребенка, чтобы лучше понимать ребенка.

2. Психологическая готовность – следующая важная составляющая.
И тоже состоит из многих компонентов. Скажу о самых главных.

Многие ошибочно считают, если ребенок умеет писать, читать, считать, решать элементарные задачки, он готов к школе. Это лишь навыки, которым можно научить. Важно определить уровень развития мышления. Это может сделать и психолог, и педагог, если обладает необходимыми методиками. Зачем это исследование? Чтобы увидеть, какими операциями мышления ребенок уже владеет, а какие еще на подходе , т.е. сам не владеет, но с помощью взрослого справляется. Поэтому обязательно просите по результатам тестирования рекомендации у психолога или педагога. Обычно это игры для развития, многие из них доступны во время прогулки, сочетаются с другими привычными играми.


Важным компонентом в интеллектуальном развитии является развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
Также психолог определяет восприятие, память, внимание и дает свои рекомендации по их развитию, если необходимо.

– важная часть общей готовности к школе. Умеет ли ребенок проявлять адекватные эмоции, отличать элементарные из них по картинкам определит психолог. И, конечно же, не забываем о волевой зрелости. С дефицитом воли вы наверняка столкнетесь. Это может выглядеть так. Пора садиться за уроки, а он оттягивает часами, то попить, то поесть, то устал, выматывает вас и себя. Не хватает воли, и это часто встречается у первоклассников, да и у старших школьников тоже. Как тогда быть, ведь уроки сделать надо. Здесь как раз понадобиться ваша помощь.


Поделитесь с ребенком кусочком своей воли , найдите подход к ребенку. Выберете время приготовления уроков, подходящее для вашего ребенка. Может ему после школы нужно отдохнуть, многие дети еще спят днем, а некоторые вновь хотят поспать, несмотря на то, что раньше уже отказались от дневного сна. Важно проявлять веру в ребенка, что у него все лучше и лучше получается с каждым днем, что после уроков вас ждут другие интересные дела, поощрение, поддержка. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему.

Важный момент – мотивация.

Что важнее для ребенка – играть или учиться, а также как относиться ребенок к школе может определить и психолог, и учитель в несложной беседе. У большинства 6-леток мотивационная готовность только формируется, и игра остается очень важным занятием для ребенка, для его развития. Поэтому в первом классе так много игровых форм обучения. Не забывайте об этом и вы, когда помогаете ребенку. Привлекайте свою фантазию и используйте игровой мотив, он – ваш верный помощник в развитие воли ребенка.

3. Третий важный компонент – социальная готовность.

Простое наблюдение за ребенком позволит определить, умеет ли ребенок общаться с детьми, проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения, готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свои. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Этими навыками обычно успевают овладеть дети в детском саду. Домашние дети имеют более ограниченный круг общения, у них нет опыта общения в коллективе сверстников, но не всегда это означает, что у них социальные навыки развиты хуже. Есть и садиковские дети со своими проблемами в общении.


Как же собрать всю эту информацию? И надо ли? Все идут в школу, и мы как все! Не надо все усложнять. Как-то же мы учились в свое время? Ничего о готовности к школе не говорили . Разобраться в этом поможет наш психолог.
Каждый ребенок – индивидуальность, и развивается своими темпами. Какие-то функции уже сформированы, другие еще развиваются. Это обычное дело. Зная, как развивается ваш ребенок, вы будете понимать, с чем ребенок может справляться, а в чем ему нужна помощь, и какая.

Источники: http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/38-readiness-for-school/118-emotional-volitional-readiness-for-school, http://nashidetci.ru/gotovim-rebyonka-k-shkole-emotsionalno-volevaya-gotovnost-2/, http://www.detti-indigo.ru/gotovnost-k-shkole/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Игрушки детей возрасте 1 год

Развитие ребенка в далее...

Снится кормить грудью новорожденную девочку

Кормить грудью, сонник Лоффа Кормить ребенка грудью далее...

У ребенка прозрачные сопли ручьем

Сопли текут ручьем Когда появляются белые густые сопли далее...

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики

Статья (младшая группа) по теме: далее...

Круглое пятно на попе ребенка

24 янв 2011, 11:22 У младшего сына далее...

У ребенка моча как вода

Прозрачная моча как вода Нормальный далее...

Творческий отчет детей перед родителями

Такой урок проводится с целью повторения и обобщения материала, далее...

Популярные статьи