Главная » Эмоциональный ребенок

Для детей с онр характерны эмоциональная бедность

Речь и воображение у дошкольников с общим недоразвитием речи

Изучение воображения у детей с нарушениями речи относится к числу мало изученных проблем. В современной специальной дефектологической литературе сведений по данному вопросу имеется недостаточно.

Результаты исследования невербального творческого воображения у детей с ТНР показали, что у учащихся с речевой патологией большинство показателей оказалось ниже, чем у контрольной группы. Образы, создаваемые учащимися ТНР на бумаге, отличались меньшим количеством деталей, недостаточной четкостью и тщательностью изображения, редким использованием оттенков цветов, однообразием раскрашивания рисунков. Дети более часто употребляли темные тона. На большинстве рисунков детей с нарушением речи сюжет ограничивался изображением героев на фоне природных объектов — травы, солнечных лучей и т.д. У некоторых учащихся с речевой патологией сюжет вообще был лишен какой-либо связи со сказкой.

Таким образом, сравнительное изучение особенностей невербального творческого воображения учащихся с ТНР и нормально говорящих обнаружило, что для детей с нарушениями речи характерны инертность, низкий уровень пространственного оперирования образами, истощаемость комбинаторных функций. В отличие от нормально говорящих, ни один ученик с речевой патологией не воспользовался приемом агглютинации.

Исследования вербального творческого воображения с использованием методики “Незаконченная сказка”, показало, что у учащихся с ТНР данный вид воображения значительно беднее, чем у нормально говорящих сверстников. Об этом свидетельствует тот факт, что почти половина учащихся с нарушением речи не смогла придумать окончания сказки, в то время как все испытуемые контрольной группы справились с заданием. Остальные учащиеся с ТНР, пытаясь завершить сказку, не смогли ввести новых персонажей и придумать новый поворот сюжета. В связи с тем, что учащиеся плохо владеют речевыми средствами: затрудняются подобрать слова для выражения своих мыслей, не в состоянии грамматически правильно построить фразу, они испытывали затруднения при выполнении задания, требующего умения самостоятельно, творчески мыслить, проявлять фантазию. В ряде случаев это вызывало отказ от общения, растерянность и неуверенность.

Таким образом, результаты исследования Л.А. Зайцевой, С.А. Ищенко позволяют определить особенности воображения у учащихся с ТНР:

  • активность процесса воображения значительно снижена в сравнении с нормально говорящими;
  • невербальное творческое воображение развито лучше, чем вербальное;
  • возникающие в воображении детей образы не всегда соответствуют предложенному им словесному описанию;
  • вербальное воображение значительно беднее, чем у нормально говорящих сверстников: представления и образы зачастую не имеют силы, яркости, четкости, логической достоверности, тонких смысловых оттенков; отмечается недостаточная гибкость и пластичность процессов воображения, эмоциональная бедность содержания продуктов творчества;
  • дети чаще, чем их нормально говорящие сверстники, склонны рисовать в своем воображении печальные, пессимистические, безрадостные картины, что связано с часто встречающимися у них такими неблагоприятными личностными чертами, как замкнутость, повышенная чувствительность при попытках речевого общения, сниженная эмоциональная реакция на успех или неудачу, на свое положение в коллективе;
  • уровень развития творческого воображения коррелирует со степенью тя-жести речевого нарушения, у нормально говорящих — с возрастом;
  • на процесс развития творческого воображения у детей с нарушением речи отрицательно влияют неустойчивость внимания, нарушение восприятия, мнестической деятельности, мышления, эмоционально-волевой сферы, а также низкий уровень владения языковыми средствами.

В исследовании И.Н. Логиновой, Т.П. Горониной изучались особенности воображения у старших дошкольников с ОНР (2 — 3 уровень речевого развития). Эксперимент показал, что в старшем дошкольном возрасте для детей с ОНР характерно только воссоздающее воображение. Оно обладает недостаточной целенаправленностью, гибкостью и повышенной истощаемостью. Ассоциации носят косный, стереотипный характер.

Исследования Е.В. Аханьковой, посвящены изучению особенностей творческого рассказывания детей с ОНР и вопросу эффективности использования приемов творческого рассказывания в системе коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей. Творческое рассказывание оценивалось по содержанию речевого сообщения, структуре речевого сообщения и творческому компоненту рассказа. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи выявлены сложности выбора слов и грамматического структурирования, появление пауз, повторов, отказ от деятельности. Дошкольники испытывают трудности в установлении логической последовательности основных смысловых компонентов сюжета. У большинства детей отмечалось отсутствие содержательности, неумение определить значимое, краткость и неразвернутость сообщений, а также отсутствие в рассказе творческого начала.

Разработанная автором система приемов и упражнений, позволила определить несформированность творческого компонента как доминантного у детей с ОНР II – III уровня речевого развития. По мнению автора, это обусловливается трудностями актуализации детьми социально-коммуникативного опыта, комбинированием полученных ранее представлений, отражением их в речи, а также особенностями речемыслительной деятельности.

Результаты исследования показывают, что использование приемов творческого рассказывания в системе коррекционно-педагогической работы способствует развитию связной

Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Ряд авторов указывают на необходимость обучения детей рассказыванию как одному из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается тесная связь связной речи и воображения.

Речь и воображение у дошкольников с общим недоразвитием речи

Изучение воображения у детей с нарушениями речи относится к числу мало изученных проблем. В современной специальной дефектологической литературе сведений по данному вопросу имеется недостаточно. Результаты исследования невербального творческого воображения у детей с ТНР показали, что у учащихся с речевой патологией большинство показателей оказалось ниже, чем у контрольной группы. Образы, создаваемые учащимися ТНР на бумаге, отличались [ ]

  • Психическое развитие детей с нарушениями речи

    Страница 1 из 23

    РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

    Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать труды таких ученых, как В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук, Г.А. Волкова, Е.В. Жулина, Е.Ю. Медведева, С.А. Клюжева и некоторых других. Осознание речевого дефекта, степень фиксированности на нем изучались в основном применительно к заикающимся детям (С.С. Ляпидевский, О.С. Павлова, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева) и лицам с нарушениями голоса (О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук).

    В.И. Селиверстов (1989) выделяет следующие степени фиксированности детей на своем дефекте.

    Нулевая. Дети не испытывают фрустрации от сознания неполноценности своей речи или даже совсем не замечают ее недостатков. Они охотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми. У них отсутствуют элементы стеснения или обидчивости.

    Умеренная. Дети испытывают в связи с дефектом неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее осознание этими детьми своего недостатка не выливается в постоянное, тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый шаг, каждый поступок оцениваются через призму своего дефекта.

    Выраженная. Дети постоянно фиксированы на своем речевом недостатке, глубоко переживают его, всю свою деятельность ставят в зависимость от своих речевых неудач. Для них характерен уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

    Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей особенностей эмоционально-личностного развития.

    Речь и общение

    Наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения.

    В целом коммуникативные возможности- детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников с ОНР: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность.

    Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя определенным делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Изучение общения у детей с тяжелой речевой патологией показывает, что у большинства старших дошкольников преобладает ситуативно-деловая его форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2—4-летнего возраста.

    Исследованиями познавательного развития детей с речевой патологией занимались такие ученые, как Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили, Е.М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.Ф. Сергеева (разные виды восприятия); Г.С. Гуменная (особенности памяти); О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова (внимание); И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин (различные формы мышления); В.П. Глухов (воображение).

    Психодиагностические методики

    Психокоррекционная работа с детьми, имеющими речевое недоразвитие, должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше социальных факторов, улучшение общего психического состояния детей, формирование у них интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, организацию правильного речевого воспитания. Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком.

    При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия. В частности, может быть использован ряд психодиагностических и психокоррекционных методик.

  • Источники: http://vscolu.ru/razvitie-rechi/rech-i-voobrazhenie-u-doshkolnikov-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi.html, http://pedagogik.ru/logopediya/12-psikhicheskoe-razvitie-detej-s-narusheniyami-rechi.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    Избранные статьи

    Планирование детей 1 2 года

    Год после родов: когда планировать следующую беременность? Серьезный далее...

    Дидактические принципы обучения связной речи детей

    Мультимедийные обучающие программы как эффективное далее...

    Болит ухо после громкого звука у ребенка

    Как вылечить боль в ухе в далее...

    Сыпь пятнами ребенка попе

    Из-за чего на попе появляются красные пятна Красные шелушащиеся пятна далее...

    Психологические проблемы детей дошкольников

    MED24INfO Главная Психология Детская психология ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ далее...

    Игры детей 2 лет шарики играть

    Игры шарики стрелялки Наверное, каждый хоть раз в жизни далее...

    Творческая атмосфера в коллективе детей

    Хорошее управление исключает наличие далее...

    Популярные статьи