Главная » Эмоциональный ребенок

Индивидуальные характеристики эмоциональной сферы детей

Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности и общение детей дошкольного возраста

Костяк Т. В.

Московский педагогический государственный университет

В современной психологии проблема психодинамических качеств личности является одной из наиболее сложных и малоисследованных, хотя без решения этой проблемы невозможно объективное понимание путей формирования личности и процесса личностного роста, а также разработка методов коррекции отклонений, возникающих в процессе развития личности.

Ведущими отечественными и зарубежными психологами доказано, что врожденные психодинамические качества определяют индивидуальный путь развития личности и являются основой для формирования индивидуального стиля деятельности и общения. Именно эти стили обеспечивают гармоничное развитие личности, успешность процесса социализации, что приобретает особое значение в наше время, когда активность, самостоятельность, волевые черты характера становятся залогом полноценной жизни человека в обществе.

Несмотря на всю важность проблемы психодинамических качеств, данная проблема является практически неразработанной в современной психологии. Взгляды психологов на проблему психодинамических особенностей составляют широкий спектр представлений от признания психодинамических свойств, определяющими все остальные свойства личности (такова точка зрения Г.Айзенка) до признания безразличия данных свойств по отношению к личности (школа А.Н.Леонтьева и школа Б.М.Теплова). Между этими двумя полюсами располагаются самые различные взгляды психологов на эту проблему. В теории Г.Айзенка исследуется соотношение между тремя психодинамическими свойствами: экстраверсией, нейротизмом (эмоциональной стабильностью) и психотизмом (степенью реактивности). По мнению Г.Айзенка, психодинамические свойства составляют генотипическое ядро каждого свойства личности.

У.Шелдон рассматривал психодинамические качества как определенный уровень личности выше физиологических функций и ниже приобретенных убеждений.

Р.Кеттел поставил психодинамические качества в один ряд с другими качествами личности, что нашло отражение в созданной им многофакторной концепции личности, где психодинамические качества – одни из многих других.

Представители гуманистической психологии Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу рассматривают свойства темперамента в двух планах:

  1. как сырой материал , на основе которого формируется личность;
  2. как экспрессивные проявления других свойств личности.

В отличие от зарубежных теорий, отечественная психология основой личности считает систему диспозиций, отношений, установок, определяющих направленность личности. В русле традиций школы И.П.Павлова свойства темперамента рассматриваются как обусловленные свойствами общего типа нервной системы.

В школе Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева исследования личности ведутся вне связи с изучением свойств темперамента. А.Н.Леонтьев, основываясь на принципе социальной детерминации личности, полагал, что свойства темперамента являются лишь необходимыми предпосылками развития личности, однако в русле данной школы вопрос о роли и значении свойств темперамента не ставится и не решается.

На общем положении о различной детерминации направленности личности и свойств темперамента основываются представления о темпераменте, разрабатываемые в школе Б.М.Теплова – В.Д.Небылицына, как об изолированной структуре вне связи со свойствами личности.

Несколько иное представление о сущности и роли свойств темперамента мы находим у С.Л.Рубинштейна и В.Н.Мясищева, которые считают свойства темперамента свойствами личности, характеризующими ее динамическую сторону. В рассмотрении проблемы свойств темперамента эти ученые придерживаются принципа двойной детерминации данных свойств свойствами общего типа нервной системы и содержательной характеристикой личности, однако механизм такой двойной детерминации остается неясным.

Самая распространенная точка зрения на проблему психодинамических свойств в отечественной психологии – рассмотрение свойств темперамента одновременно в двух планах: 1) как одно из свойств личности; 2) как природную основу личности. Однако слабым местом данной теории является рассмотрение личности как суммы мотивов, отношений, свойств темперамента, характера и т.д.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что и отечественные, и зарубежные психологи если и признают наличие зависимости между свойствами личности и темперамента, то указывают на ее непосредственность. Если же эта зависимость отсутствует, то значит, между этими двумя категориями свойств нет никакой связи.

Принципиально иная точка зрения по данному вопросу представлена в теории В.С.Мерлина, рассматривающего психодинамические свойства в опосредованных и многозначных связях с другими физиологическими и психологическими свойствами. В.С.Мерлин подчеркивает обусловленность психодинамических свойств биохимическими особенностями организма через посредство нервной системы. Психодинамические качества выражают реактивность личности и конкретность включенности личности в деятельность. К числу психодинамических качеств относятся экстраверсия, экстрапунитивность, тревожность, импульсивность, пластичность, эмотивность.

Задачей нашего исследования является изучение роли различных психодинамических параметров в развитии личности ребенка.

Для изучения индивидуальных особенностей личности нами использовались следующие методики:

  1. Методика Десять отличий
  2. Экспериментальное исследование установки
  3. Наблюдение за эмоциональностью детей
  4. Восьми цветовой тест Люшера.

Для исследования уровня развития социальных эмоций нами использовались проективные рисуночные тесты Самое красивое - Самое некрасивое , Самое доброе - Самое злое .

Исследование структуры личности проводилось при помощи теста детской апперцепции САТ, фрустрационной методики Розенцвейга, проективных рисуночных тестов Дом. Дерево. Человек , Рисунок несуществующего животного , детского опросника Айзенка.

Данные методики, на наш взгляд, диагностируют различные стороны личности ребенка (индивидуальные особенности, уровень развития социальных эмоций, особенности эмоциональной сферы), что обеспечивает возможность комплексного подхода к исследуемой проблеме.

Предварительный анализ результатов исследования показал, что в дошкольном возрасте приоритетное значение приобретает эмотивность, которая способствует выработке индивидуального стиля общения. Помогают социализации такие качества, как пластичность и импульсивность. Высокий уровень социализации, пластичность и импульсивность, в какой-то мере могут скорректировать недостаток эмоциональности. В ходе нашего исследования также выяснилось, что разные психодинамические качества практически не коррелируют между собой, и их набор абсолютно индивидуален. Также мы предполагаем, что на основании базовых психодинамических свойств (импульсивность, пластичность, эмотивность) могут быть предсказаны более сложные качества, имеющие отношение к личности: общительность-необщительность, агрессивность, тревожность. В ходе нашего исследования выяснилось, что значение разных психодинамических свойств изменяется в зависимости от возраста и психического процесса. На развитие общения в дошкольном возрасте, по нашим данным, основное влияние оказывает эмотивность. Также в качестве приоритетных для психического развития можно выделить такие качества, как пластичность и импульсивность. Также оказалось, что отклонения в процессе личностного развития главным образом связаны с наличием таких психодинамических качеств, как ригидность и рефлексивность, причем эмоциональность в сочетании с названными качествами может лишь ухудшать общее состояние ребенка.

Сравнительная характеристика эмоциональной сферы здоровых школьников и детей с поллинозом в возрасте 11-17 лет Comparative characteristics of emotional condition of healthy schoolchildren and children with pollinosis at the age of 11-17 years Текст научной статьи по специальности Медицина и здравоохранение

Авторы
  • Мурадова Ольга Исламовна
  • Намазова-баранова Л. С.
  • Торшхоева Р. М.
  • Каркашадзе Г. А.
  • Мазурова Н. В.
другие авторы

Выпуск № 2 / том 11 / 2012

  • ПОЛЛИНОЗ ,
  • ЗДОРОВЫЕ ШКОЛЬНИКИ ,
  • ОПРОСНИК СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА ,
  • POLLINOSIS ,
  • CPPC ,
  • HEALTHY SCHOOLCHILDREN ,
  • SPIELBERG-HANIN QUESTIONNAIRE

Аннотация
научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Мурадова Ольга Исламовна, Намазова-баранова Л. С. Торшхоева Р. М. Каркашадзе Г. А. Мазурова Н. В.

В статье представлены результаты сравнительной характеристики эмоциональной сферы здоровых школьников и детей с поллинозом в возрасте 11-17 лет с помощью опросника Спилбергера-Ханина на базе компьютерного психофизиологического комплекса КПФК-99 «Психомат». В исследование было включено 175 здоровых школьников и 46 больных поллинозом в возрасте от 11 до 17 лет. В процессе обследования не было выявлено достоверной разницы в реактивной тревожности у детей с поллинозом и здоровых школьников. Показано влияние поллиноза и сопутствующей патологии (бронхиальной астмы) на личностную тревожность больных детей по сравнению со здоровыми школьниками. Выявлено, что в контрольной группе все школьники, попавшие в зону высокой тревожности (3%), — это 17-летние подростки.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 14.00.09, author — Muradova Olga Islamovna, Namazova-baranova L. S. Torshhoeva R. M. Karkashadze G. A. Mazurova N. V.

The comparative characteristics of emotional condition of healthy schoolchildren and children with pollinosis at the age of 11-17 years old was performed with Spielberg-Hanin questionnaire on the basis of computer psychophysiological complex CPPC-99 «Psichomat». One hundred seventy-five healthy schoolchildren and 46 children with pollinosis at the age of 11-17 years old were included to the study. No significant difference in reactive anxiety between children with pollinosis and healthy children was found. It was shown, that pollinosis (in 35% significantly) and concomitant diseases, such as bronchial asthma (in 57 significant) influence on personality anxiety, in comparison with healthy children (significant personality anxiety was found in 3% of cases). It was revealed, that all children from control group with high anxiety rate (3%) were 17-year-old adolescents.

Научная статья по специальности Педиатрия из научного журнала Вопросы современной педиатрии , Мурадова Ольга Исламовна, Намазова-баранова Л. С. Торшхоева Р. М. Каркашадзе Г. А. Мазурова Н. В.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Мурадова Ольга Исламовна, Намазова-баранова Л. С. Торшхоева Р. М. Каркашадзе Г. А. Мазурова Н. В. Сравнительная характеристика эмоциональной сферы здоровых школьников и детей с поллинозом в возрасте 11-17 лет // ВСП. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-emotsionalnoy-sfery-zdorovyh-shkolnikov-i-detey-s-pollinozom-v-vozraste-11-17-let (дата обращения: 17.09).

Мурадова Ольга Исламовна et al. Сравнительная характеристика эмоциональной сферы здоровых школьников и детей с поллинозом в возрасте 11-17 лет Вопросы современной педиатрии 11 (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-emotsionalnoy-sfery-zdorovyh-shkolnikov-i-detey-s-pollinozom-v-vozraste-11-17-let (дата обращения: 17.09).

Мурадова Ольга Исламовна, Намазова-баранова Л. С. Торшхоева Р. М. Каркашадзе Г. А. Мазурова Н. В. (2012). Сравнительная характеристика эмоциональной сферы здоровых школьников и детей с поллинозом в возрасте 11-17 лет. Вопросы современной педиатрии URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-emotsionalnoy-sfery-zdorovyh-shkolnikov-i-detey-s-pollinozom-v-vozraste-11-17-let (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Мурадова Ольга Исламовна, Намазова-баранова Л. С. Торшхоева Р. М. Каркашадзе Г. А. Мазурова Н. В. Сравнительная характеристика эмоциональной сферы здоровых школьников и детей с поллинозом в возрасте 11-17 лет // ВСП. 2012. №2 С.112-116.

Мурадова Ольга Исламовна et al. Сравнительная характеристика эмоциональной сферы здоровых школьников и детей с поллинозом в возрасте 11-17 лет Вопросы современной педиатрии 11 (2012).

Мурадова Ольга Исламовна, Намазова-баранова Л. С. Торшхоева Р. М. Каркашадзе Г. А. Мазурова Н. В. (2012). Сравнительная характеристика эмоциональной сферы здоровых школьников и детей с поллинозом в возрасте 11-17 лет. Вопросы современной педиатрии

Методы исследования эмоциональной сферы школьников

Подобные документы

Методология организации игровой деятельности. Общая характеристика эмоциональной сферы младших школьников, неблагоприятные эмоциональные состояния. Программа игрового тренинга развития эмоциональной сферы школьников в учебно-воспитательном процессе.

дипломная работа, добавлен 29.05

Рассмотрение сущности понятия эмоциональная сфера личности , а также её развития в онтогенезе. Выявление особенностей психического состояния детей с трудностями в обучении. Определение средств развития эмоциональной сферы указанных младших школьников.

курсовая работа, добавлен 16.07

Понятие человеческих эмоций и изучение их функций. Особенности эмоциональной сферы личности в подростковом возрасте. Характеристика тревожности и проведение эмпирического исследования эмоциональной сферы подростков. Значение эмоций в жизни ребенка.

контрольная работа, добавлен 01.06

Проблема эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в отечественной литературе. Анализ психологической литературы по изучению проблемы компьютерных игр. Организация исследования влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей.

курсовая работа, добавлен 18.08

Феномен воображения как психического и познавательного процесса и необходимого элемента творческой деятельности человека. Виды воображения и их характеристика. Преобладание среднего и низкого уровня развития воображения у глухих и слабослышащих детей.

курсовая работа, добавлен 22.10

Научно-методическая основа интерпретации проективных рисуночных методик. Понятие эмоциональной сферы ребенка. Отражение в рисунках детей индивидуальных особенностей и эмоционально сферы личности. Методика и техника проведения психологических тестов.

курсовая работа, добавлен 01.03

Развитие эмоций в онтогенезе. Тревожность как проявление эмоциональной сферы и свойство темперамента. Характеристика эмоциональной сферы детей, тест Дом. Дерево. Человек . Поведение учащихся с выраженными свойствами тревожности, ригидности, экстраверсии.

дипломная работа, добавлен 21.09

Психологические подходы к понятию эмоциональной сферы личности. Проведение психологической оценки личностной тревожности младших школьников из неполных семей. Выявление связи между уровнем личностной тревожности и жизненными обстоятельствами ребенка.

курсовая работа, добавлен 26.12

Понятие эмоциональная сфера личности , её развитие в онтогенезе. Причины задержки психического развития детей. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с трудностями в обучении, характеристика средств, подходов и принципов её развития.

курсовая работа, добавлен 11.01

Проблема изучения и особенности личности не слышащих детей. Организация их практической деятельности, упражнения на тренировку внимания. Недостаток развития сенсорно-перцептивной сферы, представлений и памяти, мышления и воображения глухих детей.

реферат, добавлен 30.06

Содержание понятия эмоциональной сферы детей и её характеристики. Особенности общения сверстников в дошкольном образовательном учреждении. Методики исследования межличностных отношений и эмоциональной структуры группы старшего дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 27.01

Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни. Проблема алкоголизма в контексте исследования самосознания. Особенности самовосприятия и межличностного восприятия больных алкоголизмом. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы.

дипломная работа, добавлен 30.10

Эмоции как механизм регуляции поведения личности. Виды эмоций: аффекты, страсти, эмоции, настроения, чувства и стресс. Эмоциональная сфера личности младших школьников как объект исследования в психологии. Возрастные особенности эмоционально-волевой сферы.

курсовая работа, добавлен 29.03

Общая характеристика психологического развития детей. Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста. Влияние стиля взаимодействия с ребёнком в семье, наличие или отсутствие у него братьев и сестёр на развитие его эмоциональной сферы.

курсовая работа, добавлен 04.07

Изучение психолого-педагогических особенностей формирования и развития эмоциональной сферы и межличностного общения у младших школьников. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления, эмоциональные особенности формирования личности.

дипломная работа, добавлен 20.05

Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной психологии. Взгляды и теории отечественных психологов. Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Эмоции.

курсовая работа, добавлен 14.12.2006

Особенности межличностных отношений слабослышащих школьников. Диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих школьников с нарушением интеллекта. Оценка эффективности коррекционных занятий как способа коррекции межличностных отношений.

дипломная работа, добавлен 07.02

Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

курсовая работа, добавлен 22.07

Психологическая характеристика и выявление особенностей межличностных отношений слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование межличностных отношений у детей с нарушенным слухом: методика, результат и рекомендации.

курсовая работа, добавлен 08.04

Эмоциональная сфера личности. Феномен эмоциональной устойчивости и контроль выражения своих эмоций. Структурные принципы видов категории черт личности и выявление их эмпирическим путем. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы киберспортсменов.

курсовая работа, добавлен 08.11

Источники: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/gk.htm, http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-emotsionalnoy-sfery-zdorovyh-shkolnikov-i-detey-s-pollinozom-v-vozraste-11-17-let, http://allbest.ru/k-2c0a65635a2bd68a5c43b88521216c37.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сопли у шестимесячного ребенка

Девочки ,приветМоему малышу 6 месяцев. далее...

Особенности развития детей тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи далее...

Детские спектакли детей 3 лет

Спектакли для детей и представления Это было в марте. далее...

Ребенка болит живот под ребрами

Боли в животе далее...

Игры маленьких мальчиков машины

ПазлМашинка С самого детства все далее...

Пятно после родов ребенка

ПЯТНА НА КОЖЕ Пигментные пятна на лице после родов являются далее...

Занятия для детей 12 лет

Упражнения для похудения далее...

Популярные статьи