Главная » Эмоциональный ребенок

Эмоциональная готовность ребенка школе методики

Методика Нежновой Готовность к школьному обучению

Оборудование. 9 вопросов, вопросы в закрытой форме.

Цель: выявить мотивационную готовность ребёнка к школьному обучению.

Оценка мотивов готовности к школьному обучению.

  1. Отношение к школе – 1, 2, 3 вопросы.
  2. Степень осознанности школьного содержания занятий – 4 и 7 вопросы.
  3. Ориентировка на школьные формы поведения – 5, 8, 9 вопросы.
  4. Готовность признания авторитета учителя – 6 вопрос.

1 ответ – 2 балла

2 ответ – 0 баллов

3 ответ – 1 балл

18 баллов – высокая шкала социального заказа (недостоверный ответ).

От 14 до 17 – высокая степень сформированности мотивационной готовности

От 13 до 9 – средняя степень сформированности мотивационной готовности.

Менее 9 баллов – низкая степень сформированности мотивационной

готовности, несформированность мотивационной готовности.

1. Хочешь ли ты идти в школу?

(да – 2 балла, нет – 0 баллов, не знаю – 1 балл)

Я буду рассказывать маленькие истории, которые могли бы произойти с тобой, а ты мне будешь говорить, что бы ты сделал, как бы поступил, если бы эти истории произошли с тобой.

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг тебе скажет: «Ты такой маленький, тебе трудно ходить в школу. Если ты хочешь, я пойду в школу и попрошу, чтобы тебя на месяц или на год отпустили?»

(не хочу – 2 балла, да я посижу дома – 0 баллов, не знаю мне всё равно – 1 б.)

  1. Представь себе, что мама так и поступила и договорилась, чтобы тебя отпустили из школы. Ты встал, помылся, идти в школу не надо. Что бы ты стал делать? Чем бы стал заниматься, пока другие ребята в школе?

(стал бы писать, читать–2б.; стал бы играть, спать, смотреть телевизор – 0б.; не знаю – 1б.)

  1. Представь себе, что ты пошёл гулять и встретил бы там мальчика или девочку такого же возраста как ты, но он не ходит в школу. Он тебе позавидовал и спросил: «Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?» Что ты ему посоветуешь?

(научиться читать, писать, считать-2б.; играть, смотреть телевизор, нагуляться-0б.; не знаю-1б.)

  1. Представь себе, что не ты будешь ходить каждый день в школу, а к тебе будет приходить учитель домой. Что ты выберешь: школьный коллектив-2б.; домашнее обучение-0б.; не знаю-1б.?
  2. Представь себе, что учительница неожиданно уехала на 1 месяц. К вам приходит директор школы и говорит: «Мы можем предоставить вам другую учительницу или попросить мам, чтобы каждая по одному дню побывала в классе. Что лучше?»

(учительница – 2 балла, мама – 0 баллов, все равно – 1 балл)

  1. Представь себе, что есть две школы: школа зайчиков и школа медвежат. В школе зайчиков каждый день уроки математики, письма, чтения, а рисование, музыка, физкультура бывают редко. А в школе медвежат всё наоборот. В какой школе ты бы хотел учиться?

(в школе зайчиков, медвежат, не знаю)

  1. Представь себе, что есть ещё две школы: школа гномиков и школа шустриков. В школе гномиков от всех требуется внимательно слушать, не разговаривать, поднимать руку, если хочешь что-то спросить. А в школе шустриков можно вставать, ходить, разговаривать с соседом. В какой школе ты бы хотел учиться?

(в школе гномиков – 2 балла, шустриков – 0 баллов, не знаю – 1 балл)

  1. Представь себе, что в какой-то из дней ты так хорошо работал на уроке,

что учительница сказала: «Я хочу тебя наградить. Выбирай чем: игрушкой, шоколадкой или хорошей оценкой.

(игрушка, шоколадка-0б.; хорошая оценка-2б.; не знаю-1б.)

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Основной целью психологического обследования (диагностики) ребенкапри приеме в школу является выявление актуального уровня его психического развития, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик. Только своевременная диагностика может обеспечить надежный прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка, а также успешность построения коррекционно-развивающей работы, приводящей к полноценному формированию готовности к обучению к школе.

Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению. имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

вес мозга 6 - 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;

к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;

в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;

развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

- Ребенок знает основные цвета и их оттенки. может правильно различать тяжесть предметов. допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом. выделяет основные части и соотносит их между собой. умеет находить схожие и отличительные признаки предметов ;

- У ребенка достаточно развита произвольная память. старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;

- У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание. которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;

- У дошкольников развиваетсянаглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;

- У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью. увеличением количества обобщающих слов. становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях. которые произошли с ним некоторое время назад.

- У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени. чем на предыдущихэтапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность. которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

- У ребенка уже сформированы пространственные отношения. он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

Итак, диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог. включает:

Диагностику физиологической готовности. т.е. изучение:

- общего физического развития;

- произвольной регуляции действий.

Диагностику психологической готовности. т.е. изучение уровня развития:

Источники: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/04/09/metodika-nezhnovoy-gotovnost-k-shkolnomu-obucheniyu, http://paidagogos.com/%3Fp%3D6272, http://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/834-diagnostika-gotovnosti-rebenka-k-shkolnomu.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

У годовалого ребенка сыпь на ногах

16 сен 2011, 10:05 Девочки, далее...

Условия физического развития ребенка раннего возраста

Презентация к занятию (младшая группа) далее...

У ребенка болит голова

Что вызывает головную боль далее...

Коммуникативные игры детей 6 7 лет

Игровой коммуникативный тренинг для детей 6–7 летВместе далее...

В летний лагерь детей отправляли 6

Один в лагере - как подготовить ребенка Ребенок далее...

Картинки животных детей видео

Звуки животных для детей Раннее далее...

Игры счет детей 3 лет

Игры для детей 3х лет В далее...

Популярные статьи

x