Главная » Эмоциональный ребенок

Эмоционально волевая сфера детей с нарушением слуха

Специфика эмоционально-волевой сферы подростков с нарушением слуха

Елена (Апалькова) Горбунова
Специфика эмоционально-волевой сферы подростков с нарушением слуха

Важнейшим аспектом формирования личности учёные считают развитие эмоционально-волевой сферы. выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности. Анализ теоретического,экспериментального наследия учёных (М. Я. Басов, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, И. П. Павлов, Л. С. Выготский, И. М. Сеченов, А. В. Веденов, В. И. Селиванов, К. М. Гуревич, Е. П. Ильин, и другие) показал, что волевое поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества. Воля понимается учёными как способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Вопрос о сущности воли с самого начала изучения оказался тесно связанным с проблемой мотивации. Исследователи (Л. И. Божович, В. А. Иванников, Е. П. Ильин, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов) отмечают, что, чем больше развита мотивационная сфера. тем более продуктивно действие волевой регуляции. Необходимым условием развития воли, учёные называют включение субъекта в деятельность. Роль нравственных качеств личности в осуществлении волевого поведения изучалась в работах М. И. Маджарова, П. А. Рудика, В. И. Селиванова. Авторы пришли к выводу о том, что нравственная направленность личности во многом способствует осуществлению волевого поведения. Связь личностного уровня с волевыми процессами подчёркивали К. А Абульханова-Славская, Т. И. Шульга и др.

При рассмотрении волевых качеств личности возникает вопрос о тесной связи воли и эмоций .

На взаимодействие волевых и эмоциональных процессов указывали психологи О. В. Дашкевич, В. К. Калин, Л. С. Рубинштейн, В. И. Селиванов, А. И. Щербаков. Эмоции являются одной из высших психических функций, которые так же, как и все высшие психические функции, возникают и формируются под влиянием окружающей среды. Они играют существенную роль в психической жизни человека, сопровождая всякую его деятельность, проникая в каждый психический процесс (Вилюнас В. К. 1978). Традиционным для отечественной психологии является объединение эмоций и воли в единую эмоционально-волевую сферу. Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом.

У детей с нарушением слуха ЭВС развивается не полноценно и достаточно отличается от развития в норме.

Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.

Цель работы – изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха и нормой в развитии .

Предмет исследования – особенности эмоционально-волевой сферы у детей нарушением слуха и нормой в развитии .

Объект исследования – дети с нарушением слуха и нормой в развитии .

1. Организационные методы;

2. Эмпирические методы. психолого-педагогический эксперимент, анализ речевой деятельности ребенка, биографический;

3. Количественный и качественный анализ полученных данных;

4. Интерпретационные методы.

Гипотеза – зная отличительные черты эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха от детей с нормальным развитием, можно составить более продуктивную коррекционную программу.

В исследовании принимали участие 14 подростков. 7 из них были с нарушением слуха. а остальные с нормой в развитии.

В качестве методик использовались :

1. «Цветовой тест Люшера». Цель методики - предназначен для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей и подростков .

2. Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина. Цель методики - предназначена для определения тревожного состояния у подростка(12-17 лет)

3. Опросник депрессии Бека (Для подростков старшего школьного возраста). Цель методики - предназначена для определения состояния пониженного настроения.

4. Тест Томаса. Цель методики - предназначена для выявления предрасположенности к конфликтам.

5. Тест Айзенка. Цель методики - выявить особенности темперамента человека.

Результаты, полученные в ходе методики «Цветовой тест Люшера» показали, что большинство испытуемых с нарушением слуха ставят основные цвета преимущественно на первые позиции (1,2,3,а дополнительные цвета подняты на 4, 5 позиции, что говорит о наличии тревоги и стресса. А учащиеся с нормой в развитии в основном ставят - в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда, что говорит о благоприятном эмоциональном состоянии .

Анализ результатов по методики «Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина.» показал, что у подростков с нарушением слуха преобладает низкий уровень личностной и ситуативной тревожности, когда у подростков с нормой - средний или высокий уровень тревожности.

Результаты «Опросника Бекка» показали отсутствие или наличие легкой депрессии у детей с нарушением слуха. в то время как у детей общеобразовательной школы в основном присутствует умеренная депрессия.

Анализ результатов «Теста Томоса» показал, что дети с нарушением слуха более подвержены конфликтам, часто используемое поведение в конфликтах – соперничество. Дети же с нормой предпочитают находить компромисс или же уклоняться от конфликта.

Результаты «Опросника Айзенка» показали желания детей с нарушением слуха быть лидерами. они активны и доброжелательны, но при этом каждый сам по себе. Дети же с нормой наименее стремятся к общественному признанию, многие из них не уверенны в себе, предпочитают быть наблюдателями.

Подводя итоги обследования, можно сказать, что дети с нарушением слуха более уверенны в себе, активны и менее тревожны, чем дети с нормой в развитии.

Таким образом, выявив специфику эмоционально-волевой сферы подростков с нарушением слуха и нормой в развитии можно подобрать более продуктивные методы коррекции.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР», учитель-дефектолог И. М. Горбовская Практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального.

Работа с педагогическим коллективом в форме консультаций-презентаций Работа с педагогическим составом в форме консультаций-презентаций: 1. Эмоциональное выгорание педагога (симптомы, методы профилактики).

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Найдено 1 определение:

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

глухие дети страдают глубоким стойким двусторонним нарушением слуха. Они не могут самостоятельно овладеть речью и без специального обучения становятся глухонемыми. Большинство глухих обладает остаточным слухом, который позволяет им воспринимать лишь очень громкие звуки (силой более 80 дб в диапазоне до 1000-2000 гц). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка. Наибольший ущерб его развитию приносит создаваемое глухотой препятствие к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира, как орудием мышления. Чем раньше начинается специальное обучение ребенка словесной речи с использованием и развитием остаточного слуха и чтения с лица устной речи окружающих, тем меньше психическое развитие отклоняется от нормы. Даже в условиях специального обучения развитие словесной речи глухих отстает от нормы и имеет целый ряд особенностей, касающихся овладения фразовой речью, усвоения звукобуквенного состава слов, часто наблюдается расширение или сужение представлений о значении слов. При обучении дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, несколько труднее - обозначающими действия, качества, признаки, еще труднее - словами с абстрактным и переносным смыслом. В построении фраз они допускают нарушение законов грамматики. Понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, дактильной и письменной речи. Ограниченные возможности владения речью сказываются на развитии познавательных процессов (например, формирование словесно-логического понятийного мышления происходит со значительным опозданием и отличается большим своеобразием), эмоционально-волевой сферы и др. Для общения со слышащими дети пользуются естественными жестами (указательными, имитирующими действия, изображающими признаки предметов), которые обычно вырабатываются в процессе взаимного общения. Между собой они общаются с помощью мимико-жестикуляторной речи, звуковая и информационная структура которой более сложна, чем при естественных жестах, однако эта речь отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной и используется в общении с ограниченным кругом людей. Специальное обучение позволяет детям овладеть словесной речью, что расширяет возможности их общения со слышащими и способствует преодолению их недостатков как в сфере познания, так и в развитии личности. Оглохшие дети - дети, утратившие слух, но сохранившие речь, становление которой происходило на основе нормального слухового восприятия. Сохранение речи зависит от возраста ребенка в момент наступления глухоты, наличия остатков слуха и умения их использовать, владения грамотой к моменту потери слуха, условий развития и индивидуальных особенностей, от коррекционно-педагогических воздействий. Чем младше потерявший слух ребенок, тем скорее и сильнее нарушается и даже распадается его речь. Важно как можно раньше начать коррекционную работу по сохранению речи и формированию на ее базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом важнейшая роль отводится зрительному восприятию (чтению с лица). Параллельно идет обучение детей чтению. Сохранившиеся слуховые ощущения используются осторожно, в зависимости от медицинских показаний и только в сочетании со зрительным восприятием. Тренировка остаточного слуха, подбор индивидуальных слуховых аппаратов проводится позже на основании стабильных данных о состоянии остаточной слуховой функции. Одно из основных условий полноценного развития оглохших дошкольников - пребывание их в говорящей среде и проведение родителями под руководством и контролем специалистов индивидуальных занятий. С детьми школьного возраста проводятся индивидуальные и групповые занятия по формированию и развитию навыков восприятия устной речи, а также по коррекции произношения. Слабослышащие дети страдают понижением слуха (тугоухостью), в результате чего у них возникает нарушение речи. В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют возможность с помощью слуха накапливать некоторый запас слов. Степень потери слуха может быть различной - от затрудненного восприятия шепота до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости. Уровень развития речи зависит главным образом от степени нарушения слуха, времени его наступления, а также от условий воспитания с учетом слухового дефекта, индивидуальных особенностей ребенка. Своевременно принятые меры по коррекции речи и формированию навыков чтения с губ (с лица), даже при значительно выраженном и рано возникшем нарушении слуха, позволяет добиться того, что ко времени поступления в школу овладевает развернутой речью. Когда нарушение слуха не распознается или на него не обращается должного внимания, речь ребенка может оказаться недоразвитой даже при сравнительно небольшой степени тугоухости. Слабослышащие, обладающие развитой речью, обучаются в массовой школе. Однако даже незначительная потеря слуха (ребенок слышит шепот на расстоянии 2-4 м) может вызвать определенные трудности в освоении учебной программы. Успешному обучению в массовой школе помогают дополнительные занятия, на которых учитель уточняет произношение слов, помогает ребенку овладеть их звуковым составом. При выраженном недоразвитии речи дети нуждаются в обучении в специальной школе для слабослышащих и позднооглохших детей.

Отличное определение

Неполное определение

Найдено схем по теме ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА — 0

Найдено научныех статей по теме ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА — 0

Найдено книг по теме ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА — 0

Найдено презентаций по теме ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА — 0

Государственное образовательное учреждение Тульская областная специальная коррекционная) общеобразовательная центр I и II вида

Развитие эмоций у детей с нарушением слуха.

Развитие эмоций у детей с нарушением слуха.


Своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха обусловлено, прежде всего неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни. Это вызывает трудности социализации и приспособления к обществу.

Основные закономерности развития эмоций у ребёнка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот, и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности – с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году начинают формироваться собственные эмоции, которые носят ситуативный характер.

Однако эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе развития интонационной коммуникации со взрослым, когда младенцы начинают вести диалог со взрослым. Все сохранные анализаторы (зрительный, тактильный, обонятельный и осязательный) активно включены в процесс взаимодействия со взрослым. Страдающий слуховой анализатор так же участвует в этом процессе.

Дальнейшее развитие детей с нарушенным слухом отличается от развития их слышащих сверстников. Глухие и слабослышащие школьники гораздо реже, чем слышащие идентифицируют эмоции и эмоциональные состояния, переживания людей при описании картин. У детей с нарушенным слухом наблюдаются значительные трудности в понимании причин эмоциональных состояний, а так же в осознании того, что внутренние эмоциональны переживания могут стать причиной каких-либо поступков. У глухих детей затруднено понимание литературных произведений, причин и следствий поступков тех или иных героев, характера складывающихся отношений между ними, поздно возникает и долгое время остаётся одноплановым сопереживание литературным героям. Всё это в целом существенно обедняет мир переживаний глухого школьника, упрощает и выхолащивает ценность межличностных отношений между детьми.

Вместе с тем следует отметить значительные возможности выражения эмоций в мимике и пантомимике, которые глухие дети используют в общении.

Особенности эмоционального развития слабослышащих школьников:


- ограниченность или недостаточность сведений об эмоциях, трудности их вербализации.

Наиболее знакомыми оказываются слова, обозначающие такие эмоции как радость, гнев, страх; наименее знакомыми – стыд, интерес, вина.

- недостаточный уровень развития эмоционально-экспрессивных средств языка, т.е. способность оречевлять эмоциональные состояния, как собственные, так и других людей.

- значительная бедность личного эмоционального опыта.

- несформированность умений и навыков идентификации и дифференциации эмоциональных проявлений окружающих.

- непродуктивные эмоциональные реакции.

В связи с вышеизложенным, нужно уделять большое внимание эмоциональному развитию детей с нарушением слуха. Необходимо включать в учебно-воспитательный процесс технологии и методики, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы таких детей, организовывать такую социальную деятельность, которая позволила бы реализовать накопленный опыт эмоционального, когнитивного и креативного развития.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/specifika-yemocionalno-volei-sfery-podrostkov-s-narusheniem-sluha-i-normoi-v-razviti.html, http://vocabulary.ru/termin/deti-s-narushenijami-sluha.html, http://www.school-deaf71.ru/school/stranpsih/199/212.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Определение пола ребенка по моче

Прогноз пола ребенка на ранних далее...

Кино для детей 8 лет

Семь плюсов обучения в актерской школеКиноРебенок : Фото далее...

Лесгафт воспитание эмоциональной отзывчивости у детей

Модель воспитания эмоциональной отзывчивости далее...

Конспект проведение детьми дидактических игр

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: далее...

Дорожные игры детей 3 лет

Настольные дорожные игры Дорожная версия далее...

Творческая атмосфера в коллективе детей

Хорошее управление исключает наличие далее...

Игры детей 2 8 лет

Умные игрушки Каждый любящий родитель далее...

Популярные статьи