Главная » Эмоциональный ребенок

Эмоционально волевой сферы ребенка дошкольника

« Формирование эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Консультация педагога-психолога для педагогов и родителей
по теме:

« Формирование эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Обсуждая особенности развития дошкольника, необходимо отметить, что его поведение характеризуется непроизвольностью. Это значит, что ребенок действует, руководствуясь не столько выработанными заранее целями, а под влиянием непосредственных сиюминутных желаний и потребностей. Малыш рисует тогда, когда ему хочется рисовать и прерывает свое занятие, как только его вниманием завладело происходящее рядом. Он может с удовольствием выполнять обязанности дежурного и тут же бросить, вспомнив о своем намерении починить колесо у машинки. Другими словами, он не умеет регулировать свое поведение, не умеет сознательно строить его в соответствии с образом и контролировать выполнение путем сопоставления с образцом.
Включаясь в сюжетно-ролевую игру, ребенок встает перед необходимостью развить в себе новое качество – овладеть произвольным поведением, иметь способность к саморегуляции и самоконтролю, что приводит к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.
Старший дошкольник уже совершенно принимает на себя роль другого человека, называет себя его именем (я – «спортсмен», я – «тетя Вера») и старается воспроизвести конкретный образ. То, что ребенок начинает оценивать качество выполнения роли, свидетельствует о его способности действовать по образцу, сравнивать с образцом, а, следовательно, строить, оценивать и контролировать свое поведение.
Исполняя определенную роль, старший дошкольник старается воспроизвести конкретный образ в мельчайших деталях. Он старается передать особенности голоса, походки, манеры разговаривать. В исполняемых им ролях угадываются конкретные люди. Это свидетельствует о развитии наблюдательности, способности анализировать и выделять общее и индивидуальное, особенное в людях и их отношениях. Совершенствуются и выразительные средства ребенка – мимика, пантомимика, речь.
В отличие от младшего, старший дошкольник удерживает свою роль на протяжении всей игры.
Даже в моменты вынужденного ожидания он сохраняет характерную для роли позу. Он настолько «входит» в роль, что выходит за рамки реальных отношений, сложившихся в детском коллективе – может отвергнуть своего лучшего друга, если это соответствует роли или демонстрировать расположение к ребенку, не пользующемуся уважением в коллективе.
У старших дошкольников основой для построения игрового действия становится выбранная роль. Стремление действовать соответственно изображаемому персонажу заставляет ребенка подчинять наличную ситуацию своему замыслу.
Он подбирает необходимые предметы, организует соответствующим образом игровое пространство. Так, если ребенок задумал играть в «магазин», он соорудит прилавок, наберет баночек и свертков, изображающих продукты. Если же принято решение стать «гонщиком», то предварительно расчищается игровое пространство и с дороги убираются мешающие движению игрушки. Причем, принятое решение уже не меняется под влиянием привлекательности окружающих игрушек.
Характер игровых действий у старшего дошкольника также определяется выбранной ролью, содержащимися в ней правилами.
Если ребенок выбрал роль «учителя», то он должен держаться спокойно, сдержанно, несмотря на то, что ему может захотеться в данный момент попрыгать. Он учится подчинять правилам свои непосредственные желания. Последней характеристикой ролевой игры является отношение ребенка к партнеру по игре.
Способность учитывать действия партнера, понимать, что собственные действия могут быть восприняты не так, как ты хотел, развивается только у старших дошкольников. Это существенно меняет характер ролевой игры. Становится возможным моделировать настоящее взаимодействие, то есть построение своих действий в зависимости от поступков другого человека.
Осуществляя ролевое поведение в соответствии с намеченной общей линией развития сюжета, ребенок внимательно следит за действиями партнера и на ходу перестраивает свое поведение в соответствии с ними. Появление указанной особенности ролевой игры свидетельствует о новом взгляде ребенка на мир – восприятие себя в системе взаимодействия с другими людьми. Можно говорить о преодолении эгоцентрической позиции – ограничения анализа наличной ситуации только одной – собственной точкой зрения.
Таким образом, в игровой деятельности старших дошкольников происходит развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, решаются следующие задачи:
- осознание себя как личности, принятия себя и понимание собственной ценности как человека;
- осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности;
- творческая самореализация.

Литература:
1 Диагностика готовности детей к обучению в школе – анализ поведения./Под ред. В.М .Астапова – Москва,1993.
2. Чувствуем-познаём-размышляем. М.В. Ильина – Москва, 2004.

Составила: Зелевская В.А-педагог-психолог

Добавить комментарий

По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Младший школьный возраст - Эмоциональная сфера

Общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение . сколько на процесс и результат учебной деятельности . удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте достаточно редки случаи безразличного отношения к учению, большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя.
Но возможности полного осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих переживаний еще ограничены. Дети не всегда точно ориентируются даже в выражении эмоций (например, гнева, страха, ужаса, удивления), оценивая их грубовато. Несовершенство в восприятии и понимании чувств влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств, и этим младшие школьники часто напоминают родителей и учителя по стилю общения с людьми.

В I классе можно отметить сохранение сильного непроизвольного компонента в эмоциональной жизни. Эта непроизвольность обнаруживается в некоторых импульсивных реакциях ребенка (смех на уроке, нарушения дисциплины). Но уже ко II—III классу дети становятся более сдержанными в выражении своих эмоций и чувств, контролируют их и могут «сыграть» нужную эмоцию в случае необходимости. Моторные импульсивные реакции, характерные для дошкольников, постепенно заменяются речевыми: учитель может заметить это по речевой, интонационной выразительности детей.
В целом психологи возрастной нормой эмоциональной жизни младшего школьника считают оптимистичное, бодрое, радостное настроение, В это время нарастает также индивидуальность в выражении эмоций: выявляются эмоционально аффектированные дети, дети с вялым выражением чувств. Обнаружено, что эмоционально стабильным детям учеба дается легче и они дольше сохраняют положительное отношение к ней. У детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью и моторно-расторможенных часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям.

В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется — появляются сложные высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, а также гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами).
Чувства в младшем школьном возрасте развиваются в тесной связи с волей: часто они одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят ее. Например, интеллектуальные переживания могут заставить ребенка часами заниматься решением учебных задач, но эта же деятельность будет подтормаживаться, если ребенок будет переживать чувства страха, неуверенности в себе.
Воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия, в формировании дополнительных мотивов-стимулов к слабомотивированной деятельности.
Волевое действие школьника развивается в том случае, если:

  1. цели, которых он должен достигнуть в деятельности, им поняты и осознаны; только тогда его действия приобретают целенаправленность;
  2. эти цели не являются слишком далеко отсроченными, они видны ребенку — поэтому он должен видеть начало и конец своей деятельности;
  3. деятельность, которую ребенок должен осуществлять, является соразмерной его возможностям по уровню сложности — это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные задания не способствуют развитию воли, а, наоборот, вызывают либо негативные переживания, либо безразличие, так как деятельность не требует приложения усилий;
  4. ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности видеть этапы достижения цели;
  5. внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.

Волевое поведение в I классе во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но уже ко II—III классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка. Однако его все равно еще рано именовать волевым субъектом, так как, во-первых, он обладает большой внушаемостью и может совершить какой-либо поступок просто как все или потому, что на этом настоял кто-то, имеющий для ребенка авторитет. Во-вторых, в этом возрасте еще сохраняются элементы непроизвольности в поведении и иногда ребенок не может устоять перед удовлетворением какого-либо своего желания.
Однако именно в этом возрасте могут быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах. Учебная деятельность, которую осваивает ребенок, обладает для этого большими ресурсами. Способствует этому и общение ребенка со сверстниками и взрослыми

Источник: Сапогова Е.Е. Психология развития человека

Проект: «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»

Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Ковалёва А.И. Молева Л.В. воспитатели МБДОУ ЦРР дет. сад №8 пгт Лучегорск

- изучить этапы развития эмоционально-волевой сферы детей группы,

- корректировать эмоциональное поведение детей,

- развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.

- снизить проявления гиперактивности и возбудимости в поведении детей

- изучить теоретические основы эмоционально-волевого развития личности дошкольника;

- выявить особенности эмоционально-волевого развития детей в группе;

- корректировать развитие эмоционально-волевых нарушений у старших дошкольников.

- познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;

- научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;

- развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе.

- снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;

- формировать эмоциональное осознание своего поведения;

- обучать детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний;

- формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;

- развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;

- развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;

1. Разработка тестов.

2. Подбор методической и художественной литературы.

3. Разработка конспектов коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей.

4. Подбор необходимой наглядности.

5. Знакомство с проектом психолога, составление единого плана работы.

6. Изготовление и использование детского теста тревожности «Выбери нужное лицо».

Формы и методы работы с родителями:

1. Беседы о важности данной темы.

2. Оформление информационного уголка «Советует психолог».

3. Анкета «Знаю ли я своего ребёнка».

4. Оформление фотоальбома «Наши эмоции».

5. «Анкета по выявлению тревожного ребенка» путем опроса родителей.

Формы и методы работы с детьми

Игры: «Дорожный знак «Стоп», «Стаканчик для крика», «Кастрюлька со злостью», «Дарс», большой мешок набитый ватой «Пни меня», «Коврик гнева».

- Комплекс занятий направленных на знакомство детей с чувствами.

Темы: «Радость», «Грусть», «Страх», «Удивление», «Хвастовство», «Гнев», «Стыд», «Вина», «Закрепление знаний о чувствах».

Занятия включают в себя игры (подвижные, дидактические, психологические), этюды на выражение эмоций, психогимнастику, тематическое рисование, беседы, релаксацию.

- детский тест тревожности «Выбери нужное лицо».

Графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой

Беседы с детьми на тему «Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»

Ознакомление с художественной литературой

Чтение произведений З. Осеевой «Добрая хозяюшка», Маяковского, К. Чуковского

Выстраивая коррекционную работу с детьми, составлена система коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей. В основу построения системы занятий положены следующие принципы:

- принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.

- ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.

- принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.

Занятия включают игры подвижные, дидактические, психологические; этюды на выражение эмоций, психогимнастику; тематическое рисование; беседы; релаксацию.

Методика «Выбери нужное лицо»

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р.Тэммл, М.Дорки и В.Амен.

Мышечное расслабление для взрослых и детей

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).

Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.

Дети сидят на стульях, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем полное расслабление.

Что за странные пружинки упираются в ботинки?

Мы ногами их прижмем, крепче-крепче подожмем!

Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь (напряжение). Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер…

Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.

Источники: http://xn--80ahb4bhfei4g.xn--p1ai/index.php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html, http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/36-emotional-sphere/111-emotional-volitional-sphere, http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/5016-proekt-razvitie-emotsionalno-volevoj-sfery-doshkolnika.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сделать животное руками детям

Маски для детей: животные Если у вас далее...

Фронтальные зубы 3 летнего ребенка расположены

На основании полученных данных можно прийти к далее...

Гнойные сопли ребенка фото

Гнойный насморк у ребёнка Полгода у ребёнка гнойный насморк. Сперва далее...

Флеш игры для детей 10 лет

для детей 10 лет игры онлайн бесплатно В 10 далее...

Сыпь правой стороне тела ребенка

Девочки, у меня немного странный вопрос. далее...

Проблемы обучения и развития одаренных детей

Какие проблемы возникают у одаренных детей? Самое ужасное далее...

Средство от зубной боли для детей

Зубная боль у ребенка далее...

Популярные статьи