Главная » Эмоциональный ребенок

Эмоциональное развитие детей интеллектуальной недостаточностью

Содержание коррекционной работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

И. В. Ковалец Содержание коррекционной работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование. 2016. №XII. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-korrektsionnoy-raboty-po-sotsialno-emotsionalnomu-razvitiyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-intellektualnoy (дата обращения: 17.09).

И. В. Ковалец Содержание коррекционной работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью Специальное образование I (2016). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-korrektsionnoy-raboty-po-sotsialno-emotsionalnomu-razvitiyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-intellektualnoy (дата обращения: 17.09).

И. В. Ковалец (2016). Содержание коррекционной работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Специальное образование URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-korrektsionnoy-raboty-po-sotsialno-emotsionalnomu-razvitiyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-intellektualnoy (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

И. В. Ковалец Содержание коррекционной работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование. 2016. №XII С.165-169.

И. В. Ковалец Содержание коррекционной работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью Специальное образование I (2016).

И. В. Ковалец (2016). Содержание коррекционной работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Специальное образование

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

С УМЕРЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Из опыта работы учителя Журовой Аллы Владимировны

«Счастье – это когда тебя понимают »

В последнее время проблема социально-эмоционального развития детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.

Благодаря чему человек, особенно ребёнок, может быть счастлив? Прежде всего, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда? Эмоции играют важную роль в жизни особенных детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Подчёркивая значимость социально-эмоциональных факторов, оказывающих влияние на индивидуальное развитие, Лев Семёнович Выготский писал, что «жизненный путь личности – это история её переживаний». Социально-эмоциональный опыт особенного ребёнка, т.е. опыт его взаимоотношений с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному, неадекватному социальному поведению.

Любому человеку, а в частности особенным детям, нужно, чтобы их понимали и признавали; чтобы они чувствовали себя необходимыми; чтобы у них был оцененный окружающими людьми, успех; чтобы они могли развиваться и реализовываться, и реализовать свои возможности; чтобы, учитывая всё перечисленное, дети научились уважать себя.

Особенные дети не умеют самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всей жизни. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Проблема социально-эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)

Эмоциональное развитие детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью связано, прежде всего, с появлением у них новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

И моя главная задача – формировать у детей положительные эмоции, корректировать их недостатки. Стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств особенного ребёнка: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний .

Проведенное мною исследование представляет собой изучение особенностей социально-эмоционального развития детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью, охватывающее сразу несколько проблем, которые я анализирую в едином комплексе: социальные эмоции и стадии их развития; сущность социальных ожиданий как этапа социально-эмоционального развития и их рефлексия; возможности формирования в процессе психолого-педагогического взаимодействия с ребенком социальных эмоций как компонента структуры социальных ожиданий детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью и усиления их регулятивной функции в общей направленности социального поведения ребенка.

Динамика социально-эмоционального развития детей рассматривается как состояние поуровневого накопления социального содержания, обобщения переживаний его субъективной значимости и, на этой основе, принятия социального как внутреннего личного достояния, как достижений личности, его реализацию в индивидуальном как готовности к активной просоциальной деятельности на основе личного выбора.

Полученные результаты исследования показывают, что:

  • психологическим содержанием социально-эмоционального развития детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью выступает становление субъектности социальных переживаний, осознание их личностного смысла;

• позитивная динамика социально-эмоционального развития детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью и поддержка уверенно-оптимистического характера их социальных ожиданий обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий в образовательном процессе: особая позиция взрослого-посредника в освоении ребенком социального мира; гармонизация отношений со значимым взрослым, актуализация переживания ребенком чувства достижения успеха, безусловного принятия и чувства собственного достоинства; ориентация образовательного процесса на формирование адекватного внутреннего отношения к нравственным нормам и социокультурным ценностям, обретение ими субъективной значимости;

  • показателем позитивности динамики социально-эмоционального развития является возникновение качественно новых стадий: эмоциональный отклик на социальный объект (нравственную норму, другого человека) —» стадия восприимчивости к чувствам и потребностям других людей —» стадия сочувствия —» стадия осознания и переживания общности чувств с другими людьми, которые необходимо учитывать в работе с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью;
  • социальные ожидания особенных детей выражают представленность в сознании ребенка образа эмоционально-оценочного отношения к предстоящим событиям, предвосхищение последствий своего поведения, их характер (уверенно-оптимистический или тревожно-пессимистический) является продуктом того, как ребенок взаимодействует с совершенно конкретной для него окружающей средой;
  • характер социальных ожиданий имеет значимую корреляционную зависимость с нормативностью социальных эмоций, нравственной направленностью социальной активности, что обеспечивает регуляцию динамики социального действия ребенка.

Выполненная работа не исчерпывает всех аспектов проблемы социально-эмоционального развития детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью. Разработанные мною подходы будут служить основой для продолжения моих исследований по данной проблеме.

Особенным детям будет значительно легче учиться, если мы поможем им совершенствовать способность управлять своими эмоциями и чувствами.

Страница 1 из 3

Эмоциональное развитие как один из путей сохранения психического здоровья детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Приоритетным направлением деятельности нашего центра при организации процесса обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития является обеспечение здоровьесберегающего потенциала. Особое внимание уделяется сохранению психического здоровья. Психика тесным образом взаимосвязана с эмоциями.

Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в дефицитарных условиях вследствие действия органического нарушения. Эмоциональная же сфера этих детей более сохранна. Факт и фактор взаимообусловленности эмоциональных явлений и процессов познания и отражения позволяют говорить о возможности использования эмоциональной сферы в качестве обходного пути для развития адаптивных и интеллектуальных способностей этой категории учащихся.

  • В нашем центре обучаются десять детей с различными типами нарушений (детский церебральный паралич, умеренная и тяжелая интеллектуальная недостаточность, синдром Дауна). Для каждого ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Одним из основных структурных компонентов этой программы является раздел Эмоциональное развитие . Несмотря на то, что задача формирования адекватных эмоциональных проявлений проходит через каждый раздел индивидуальной программы, в силу как первичных, так и вторичных нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с комбинированными нарушениями этот раздел выделяется отдельно. Работа начинается с диагностического обследования эмоциональной сферы ребёнка, которое возможно только после установления положительного взаимодействия с ним. При диагностике обращается внимание на то, как ребёнок ведёт себя на занятии, в игровой деятельности, в процессе общения с другими детьми, как воспринимает окружающую действительность, какие формы переживания преобладают в его эмоциональной сфере. Ведётся наблюдение за его движениями, мимикой, голосом, настроением, готовностью к коммуникации с педагогом. Для диагностики используются разнообразные игрушки, фотографии, картинки с цветным и (или) чёрно-белым изображением. На картинках возможно изображение разнообразных ситуаций, предполагающих определённую реакцию ребёнка. По результатам обследования определяются основные направления коррекции эмоциональной сферы.
  • Содержание раздела Эмоциональное развитие направлено на формирование именно таких навыков, на основе которых строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения ребёнка с особенностями психофизического развития. Основной целью данного раздела является формирование положительных эмоциональных реакций как на занятиях, так и в повседневной жизни.

В центре также разработана и используется на коррекционных занятиях педагогом-психологом тренинговая программа эмоционального развития детей с особенностями психофизического развития Азбука эмоций . Тренинг помогает в работе по гармонизации эмоциональной сферы детей с особенностями в развитии и рассчитан на старший возраст детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью.
Цель этого тренинга – помочь ребенку научиться понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать, понимать свои эмоции, развивать умение управлять своими чувствами, организовать свое поведение.
В программе взяты три основных эмоции: Радость , Грусть , Злость (гнев) . Включено и состояние Спокойствие . Умение ребенка правильно пользоваться этим состоянием может быть приравнено к навыкам релаксации, что позволит ему повысить свою эмоциональную устойчивость
В начале необходимо вызывать и закреплять у ребенка положительные эмоции. Поэтому первое состояние, с которым знакомятся дети, – это Радость . При изучении других эмоций всегда возвращаемся к Радости , заканчивать каждое занятие необходимо в хорошем настроении.
Еще 2500 лет назад китайский философ Конфуций сказал: Что я слышу – я забываю. Что я вижу – я помню! Что я делаю – я понимаю . Таким образом, все, что должно быть хорошо изучено, прежде всего должно быть познано чувствами – обонянием или зрением – или сделано руками. Исходя из этого, подбирались следующие методы обучения: этюды, упражнения (подражательно-исполнительного характера), подвижные игры, чтение художественных произведений, рисование.
Все занятия начинаются с приветствия и сплочения группы. К каждому занятию подбираются картинки и задания по изучаемой теме. Задания усложняются постепенно, от простых ( покажи на рисунке детей, которые радуются ) до более сложных ( объясни, какое настроение у детей ). Изучение и закрепление некоторых тем идет параллельно, происходит сравнение полярных эмоций.
Все задания подбираются, исходя из индивидуальных возможностей детей с целью, что ребенок научится правильно применять их в окружающей ситуации. Тем самым он станет менее зависимым от случайных впечатлений, поведение его будет более устойчивым. Возможно, со временем изменятся в лучшую сторону и его отношения с окружающими, расширятся контакты ребенка с внешним миром. Таким образом, в ходе проводимых занятий решаются следующие задачи: дети учатся замечать эмоциональное состояние других людей, анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются, воспроизводить и анализировать собственные эмоции, а также управлять своим эмоциональным состоянием.
Сохранению положительного эмоционального фона, закреплению полученных навыков, приобретенных на коррекционных занятиях с педагогом-психологом, способствует оздоровление детей-инвалидов, обучающихся в нашем центре, в летнем оздоровительном лагере, который действует вот уже на протяжении четырех лет. Все проводимые мероприятия, экскурсии на природу, работа в кружках, конкурсы, подвижные игры, благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии детей с особенностями психофизического развития. Каждый день посвящён определённой теме, например, День весёлых состязаний , День фантазёров , День знаний и открытий , Музыкальные ритмы и др. Специалисты центра стараются подбирать игры, упражнения, соответствующие возможностям наших детей и вызывающие у них только положительные эмоции. Организация правильного питания в определённое время, соблюдение режимных моментов, чередование труда и отдыха, обязательное проведение утренней зарядки, ежедневные прогулки на свежем воздухе – всё это направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Стало традиционным совместное проведение праздников с родителями и детьми-инвалидами: День Матери , Праздник осени , Праздник детства , Новый год с приглашением гостей из Дома детского творчества, БРСМ, территориального Центра социального обслуживания населения Миорского района. Встреча с любимыми сказочными героями, исполнение песен, небольших стихов, поздравление родителей с вручением подарков, изготовленных самими детьми, участие в конкурсах, музыкальных играх – всё это способствует развитию положительных эмоций.
Проведение коррекционных занятий, уроков, диагностическое обследование невозможно без наличия качественного наглядного материала, развивающих игр и игрушек, поэтому укрепление материальной базы направлено прежде всего на приобретение необходимых средств для работы с детьми-инвалидами. Так, в этом году за спонсорские средства, а также деньги, выделенные отделом образования, были закуплены новые игрушки, конструкторы, развивающие игры, обучающие пособия, мягкие модули, спортивное оборудование.
И самое главное, созданию таких условий эмоциональной среды в нашем центре, при которых ребёнок может испытывать чувство индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, способствуют слаженные действия команды специалистов: учителей-дефектологов, педагога-психолога, педагога социального, медицинского работника, воспитателя, помощника воспитателя – людей, обладающих такими качествами, как доброта, милосердие, терпимость.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-korrektsionnoy-raboty-po-sotsialno-emotsionalnomu-razvitiyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-intellektualnoy, http://uvsi.of.by/metodicheskaya-rabota/tehnologii/a-v-zhurova-sotsialno-emotsionalnoe-razvitie-detej/, http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/886-implementation-zdorovesberegayuschih-technology-in-the-practice-of-professional-education-4

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Особенности органов пищеварения у детей

Особенности органов пищеварения у детей Причины заболеваний органов пищеварения далее...

Художественная литература детей 4 лет

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям 4-5 далее...

Какие сказки читать детям 6 лет

Родителей постоянно интересует вопрос, далее...

Поделки цветной бумаги детей 7

Поделки из бумаги для далее...

Дом ребенка детей 4 лет

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения«Дом ребенка Калининградской далее...

Новорожденный хрюкает при кормлении

Почему грудной ребенок хрюкает носом и далее...

Детские книги детей 3 лет

Главная / Игрушки / Какие книги читать детям? Лучшие! далее...

Популярные статьи

x