Главная » Эмоциональный ребенок

Эмоциональное развитие ребенка в семье

Эмоциональное развитие ребенка

Развитие ребенка протекает во взаимодействии со взрослыми и при их поддержке. Эмоциональное развитие является основополагающим для любого типа развития, ведь неуверенные, несчастные дети должны тратить много энергии в поисках психологически комфортной ситуации и одновременно развивать моторику и восприятие. Ребенок ощущает комфорт и радость, когда удовлетворены его физические потребности, когда он понимает, что происходит вокруг него, и знает, что его любят.

Известный специалист по детской психологии и психоаналитике Эрик Хомбургер Эриксон описал, как ребенок развивает самовосприятие и способность действовать по отношению к окружению. Развитие человека с рождения до старости состоит из нескольких стадий, имеющих возможности и проблемы, которые нужно пережить и решить.

ДО 2 ЛЕТ: «Я ЕСТЬ ТО, ЧТО Я ДЕЛАЮ»

В первые годы жизни закладывается основа для последующего развития личности. Ребенок нуждается в любви, тепле и преданности немногих людей, которые находятся постоянно рядом с ним. На этом этапе ребенок вырабатывает доверительное или недоверчивое отношение к жизни.

Если окружение неспособно дать ему то, в чем он нуждается, жизнь ребенка определяет недоверие. Если его потребности удовлетворены, это обеспечивает оптимистическую позицию, когда ребенка можно стимулировать и он раскрывает свои чувства для познания. Ребенка замечают и поощряют, благодаря чему, став уже взрослым, он может развить уверенность в себе и цельность натуры.

2-4 ГОДА: «Я ЕСТЬ ТО, ЧТО Я ХОЧУ»

На этом этапе развивается самостоятельность и самоконтроль. Но ребенок уже пытается выразить свои желания и самоутвердиться. Он ищет границы. в которых реализует свои желания. Пытается понять правила и нормы. Ребенок начинает включаться в модель семьи, и это требует ряда навыков, которые управляли бы чувствами и действиями.

Устанавливая границы между собой и окружением, ребенок часто попадает в конфликтные ситуации. Такие слова, как «нет», «хочу», «не хочу» рано входят в лексикон ребенка и используются в разных ситуациях. У многих родителей возникает впечатление, что они произвели на свет крикуна и скандалиста, когда он не добивается своего в магазине.

Чтобы ребенок мог развить самостоятельность и инициативность, нужно принимать его таким, какой он есть, принимать все его действия и поощрять маленькую личность.

Он должен иметь возможность проявлять свои способности. Потому ребенку нужно иметь широкое поле деятельности. Становление его личности будет зависеть от того, как установить границы допустимого и как ребенок будет реализовывать свои возможности.

Если он встретит положительное к себе отношение в широких границах, то будет воспринимать себя как толковую и самостоятельную личность.

Если же ребенок сталкивается с упреками или не имеет возможности узнать границы своих действий, или требования настолько велики, что он постоянно не справляется с их выполнением, то у него разовьется горечь и чувство вины. Тогда малыш будет безвольным и пассивным.

Если ребенка все время поправлять, когда он начал разговаривать, или бить его по пальцам, когда он хочет обследовать вещи, он из страха будет блокировать свое спонтанное поведение и вместо любознательности и самостоятельности разовьется осторожность и опаска.

В детсаду это видно по тому, как ребенок избегает незнакомых материалов и игр. Он в отчаянии, если что-то разбивается или он запачкается. Дети должны встречать уравновешенные и адекватные требования, соответствующие их возрасту. Малышам, не получающим помощи в установлении границ деятельности, свойственны низкая самостоятельность и большая зависимость от родителей.

4-7 ЛЕТ: «Я ЕСТЬ ТО, ЧЕМ Я СТАНУ»

В этом возрасте развиваются инициативность и стремление идти вперед или чувство вины и неполноценности. Недостатки прежних стадий развития проявляются часто именно теперь. Ребенок изо всех сил стремится заполнить вакуум или ликвидировать недостатки, возникшие прежде. Его поведение часто выказывает симптомы того, что ему недостает. Чтобы помочь ребенку в его дальнейшем эмоциональном развитии, мы должны позволить реагировать и проявлять чувства, которые обычно считаются отрицательными: например злость, огорчение, тоска и агрессивность.

Через позитивное взаимодействие со своим окружением ребенок может отчасти компенсировать возникшие раньше недостатки. Что-то он должен освоить через разочарование. Разочарование – это неотъемлемая часть жизни, и если он научится переносить его в малолетстве, то будет готов к этому, будучи взрослым.

Мы должны с уважением относиться к границам деятельности ребенка. Все мы имеем вокруг себя область, означающую допустимую близость. Не подходить ближе! Тебе грустно, тебе нужно общество, и тогда эта область сужается. Но если ты озлоблен, ты увеличиваешь дистанцию и расширяешь область. Не подходи, получишь у меня!

Важным звеном в развитии личности является создание ребенком представления о себе через сравнение себя с родителями и другими важными для него людьми. Через сравнение он получает представление о своем теле и поле своей деятельности. Если взрослые реагируют отрицательно на его инициативу, наказывают, развивается чувство вины. Малыш не решается любопытствовать.

Что же делать, если в какой-то период не были удовлетворены потребности ребенка?

Дети – удивительные существа, они постоянно сообщают нам, родителям, о том, как они, что с ними, все ли в порядке или есть проблемы. Главное – это слышать своих детей, придавать значение этим сообщениям.

И помнить: никогда не поздно начать меняться самим, изменять отношения с окружающими, изменять отношение к происходящему. Никогда не поздно учиться разбираться в своих чувствах и в чувствах тех людей, которые рядом.

Развитие речи дошкольников Как не оттолкнуть от себя ребенка: главные ошибки воспитания

Эмоциональное развитие ребёнка

По мнению психологов одной из причин несложившейся личной жизни людей является эмоциональная несостоятельность, неумение выражать свои эмоции и воспринимать чужие чувства. Но далеко не все догадываются, что корни этой проблемы уходят в младенчество. Об эмоциональном развитии детей до года пойдет речь в этой статье.

Ещё не родившись, человек получает первые эмоциональные впечатления о мире. Если беременная женщина проводит много времени в раздражённом, нервозном состоянии, испытывает отрицательные эмоции, это может отразиться на здоровье будущего ребёнка. Врачи-педиатры предупреждают: ранние неврозы, немотивированные страхи, комплексы детей могут быть спровоцированы неправильным поведением мамы во время беременности.

Для того чтобы сформировать положительный эмоциональный фон для развития своего сына или дочки, нужно научиться правильно реагировать на внешние раздражители. Избегайте разговоров со знакомыми на темы: «Как меня не любят и не ценят», «Свекровь-кровопийца», «Ребёнка хотят всё, а от токсикоза страдаю я одна», «В России рожать страшно» и подобные им.

Отмените просмотр фильмов про войну, насилие, катастрофы, эпидемии. Не слушайте подружек, готовых описать в красках, как сами они «мучились» и как «у сестры пьяная акушерка роды принимала».

Кто-то, возможно, возразит: «Но ведь человек приходит в реальный мир, пусть привыкает, что здесь не всё так гладко, есть неприятные моменты». Это так, от действительности не убежишь, но каждый сам расставляет акценты в жизни. Если для вас важнее эмоции, связанные с критикой, неприятием, гневом, обидой, то ребёнок получит эту «настройку» от вас ещё до рождения, потом она закрепится в его сознании в первые годы жизни. И, напротив, при вашем настрое на положительные эмоции от классической музыки, общения с природой, животными вы передадите малышу ощущение полноты и безопасности мира, опыт гармоничного существования в нём.

Очень важно правильно настроиться на роды. Сегодня существует немало разнообразных «школ будущих родителей». Готовя будущих мам к деторождению, инструкторы снимают страх боли, подспудное ожидание каких-то неприятностей, психологическое напряжение. Но даже самый лучший специалист не может быть с вами круглосуточно. Научитесь сами контролировать свой внутренний настрой, переключайте внимание, как только почувствуете, что вами начинают овладевать тягостные мысли.

Когда малыш появится на свет, первое, чему он научится - выражать различные эмоции. И первые отношения мамы и малыша строятся в эмоциональной сфере. Самыми приятными ощущениями для него должен быть не только телесный (во время кормления, купания, массажа), но и эмоциональный контакт с вами. Не ленитесь разговаривать с малышом. Потешки, считалочки, простенькие детские стишки – вот что создаст отличное настроение и вам, и бодрствующему ребёнку. Из глубины веков пришли эти традиции – воздействовать на сознание детей произнесением текстов с особым ритмом:

Ваня, Ваня - простота!
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород!

Почему малыш смеется, слушая эту шутку? Он не понимает смысла отдельных слов, но улавливает главное – эмоцию веселья, радости. А умение распознавать и выражать эмоции – это уже «эмоциональный интеллект». Он развивается всю жизнь и определяет такие важные качества человека, как адаптивность, влиятельность, умение быть успешным.

Еще одна прекрасная, но незаслуженно забытая традиция – колыбельная на ночь. Порой приходится слышать от некоторых мамочек: «Да ладно, я петь не умею, лучше музыку включу». Музыка тоже хорошо влияет на эмоциональное развитие ребёнка, тем более сейчас выпускаются альбомы специально для малышей, даже с учетом знака Зодиака. Но мамин голос не заменит ничто! Даже если вы стесняетесь петь в компании, для ребёнка ваше пение – лучшая мелодия! На Кавказе о злобном, жестоком человеке говорят: «Над ним не пела мать». Пойте детям, вкладывая в слова песни всю свою любовь.

Придет время и ребёнок, которого вы научили получать удовольствие и радость от общения с людьми, ответит вам такой безграничной любовью, что вы поймете: совсем не IQ определяет ценность человека, а его способность чувствовать и сопереживать.

Журнал → Роль семьи в развитии ребенка

Общаясь с другими родителями сначала в детском саду, а потом и в школе, я сталкиваюсь с таким подходом некоторых родителей к учителям и воспитателям, что за воспитание наших детей они (воспитатели или учителя) получают деньги, вот и пусть воспитывают. Такими родителями совершенно не учитывается тот факт, что все же основное воспитание и развитие ребенок получает в своей семье. На страницах нашего сайта baby.ru я хочу поделиться своими мыслями на эту тему и узнать ваше мнение.


В последнее время в периодических изданиях и в Интернете появилось много статей о том, что такое развитие ребенка в семье. Главный вывод, который напрашивается после изучения всей этой информации, сводится к тому, что в хорошей семье будет хороший ребенок, а в плохой семье – плохой. Причем нет конкретного определения «хорошей» и «плохой» семьи.


Википедия дает такое определение: «Семья – социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Роль семьи в развитии ребенка – это очень немаловажный фактор

Вспомните свое детство, то, что осталось в вашей памяти… Какая была атмосфера в родительском доме, или, может быть, какое-то приятное событие, запомнившееся своей неповторимостью, а может быть, страх, который был вами пережит в связи с каким-то непонятным для вас происшествием… Именно психологическая атмосфера в доме во многом определяет роль семьи в развитие ребенка, в большой степени влияет на становление маленького человека, как личности, именно семейный микроклимат накладывает глубокий отпечаток на последующее развитие ребенка.


А как часто мы, родители, задумываемся о том, что влияет на внутрисемейный климат? Атмосфера в семье обусловлена взаимоотношениями всех членов семьи, проживающих совместно. И в то же время просто необходимо обращать внимание на степень родительского эмоционального участия в переживаниях детей, авторитетность родителей и степень их контроля за детьми. Если отношение к ребенку эмоционально нейтральное, холодное, то это самым неблагоприятным образом отражается на ребенке. Такие методы воспитания ослабляют, обедняют и просто затормаживают развитие ребенка. Любой малыш нуждается в эмоциональном тепле, но и оно не должно быть чрезмерным. Иначе ребенок может быть настолько привязан к родителям, что уже во взрослом возрасте он будет не способен начать жить самостоятельно.


Но в любой семье возникают трудности. Наверняка и каждый из вас сталкивался с определенными так называемыми кризисными моментами в жизни. Психологи утверждают (и я с ними согласна), что иногда трудности, которые могут сопровождать развитие ребенка в семье, могут быть отражением проблем, возникших внутри самой семьи. Это может быть признаком нарушения нормальных отношений для этой отдельно взятой семьи. В таком случае необходима помощь не только ребенку, но и всей его семье.


Как ребенок воспринимает свою семью?


Опять же общаясь с другими родителями, имеющими детей одинакового возраста с моими мальчиками, я пришла к выводу, что ребенок дошкольного или младшего школьного возраста не может себе представить другую семью, чем та, в которой он живет. Другими словами, у самого ребенка не может быть плохой или хорошей семьи, он живет в привычном для себя мире. И я, и, наверное, вы, встречали такие семьи, где на ребенка не обращают внимания, или, наоборот, заставляют его учиться с утра до вечера, или ребенок может страдать от физических наказаний. Каковы бы ни были внутрисемейные отношения, семья не является для ребенка и его восприятия чем-то травмирующим. Ребенок в такой семье не понимает, что его семья негативно воздействует на его развитие и воспринимает такие отношения как норму. Но от этого роль семьи в развитии ребенка не становится менее глобальной. Воспитание такими методами приводит к искажениям и проблемам в развитии ребенка.


Особое внимание я хочу обратить на то, как оценивают родители своего ребенка. Чаще всего оценка ребенка происходит сама собой, родитель просто дает своему малышу характеристику, как положительную (аккуратный, умный, послушный), так и отрицательную (непоседливый, хитрый, медлительный). И даже такая «мелочь», как вскользь оброненное слово, может помешать гармоничному развитию ребенка. Если малышу постоянно давать оценки, то это приводит к определенному видению себя, что может провоцировать определенные поступки (например, раз вы говорите, что я – плохой, то я таким и буду). Ребенок может привыкнуть к оценкам других, ему не нужно будет задумываться о своем внутреннем состоянии, заниматься осознанием своих эмоций, мыслей, влечений. В итоге может вырасти человек, не имеющий своей точки зрения, и зависящий от мнения других людей (я таких встречала, а вы?)


Развитие ребенка в неполной семье.


На развитие ребенка оказывают влияние оба родителя. А каково развитие мальчика или девочки в неполной семье? Многочисленные исследования на эту тему в основном сводятся к тому, что жизнь ребенка в неполной семье отличается от жизни детей в полных семьях, что существенно влияет на особенности личного развития ребенка. Неполная семья зачастую сталкивается не только с материальными проблемами, но и с тем, что один родитель не может реализовывать две роли – матери и отца – одновременно.

Неполные семьи возникают по-разному. Число женщин, рожающих ребенка «без мужа», повышается, заканчиваются разводом многие браки. В современном мире стало обычным явлением воспитание ребенка одним из родителей. Чаще всего неполная семья негативно влияет на развитие ребенка и формирование его личности.


Хочу привести немного статистики. По результатам долгосрочных исследований, которые проводились в Лейпцигском Университете, оказалось, что женщины, выросшие в неполных семьях, были в большей степени подвержены нервному истощению, сердечно-сосудистым заболеваниям, слабости. Мужчины из неполных семей более страдали от повышенной усталости и депрессии, а также испытывали чувство недоверия к окружающим людям и миру.

Есть мнение, что дети, которые выросли без отца, нередко имеют повышенный уровень тревожности, пониженный уровень притязаний, у таких детей невротические симптомы встречаются чаще, мальчики могут с трудом общаться со сверстниками, становиться драчливыми и грубыми. Ребенок может начать бунтовать против зависимости от матери, но может вырасти вялым и пассивным. А еще у детей из неполных семей чаще наблюдается нарушение самооценки.

И в то же время нельзя сказать однозначно, что семью надо сохранять «ради ребенка». Мне кажется, что для гармоничного развития личности ребенка важнее доброжелательная атмосфера в доме, чем наличие обоих родителей, которые постоянно ссорятся.

Влияние семьи на развитие ребенка неоспоримо. Семья оказывает огромное воздействие на то, кем вырастет ваш малыш, каким будет его место в обществе.

Жду ваши комментарии.

19 Июль 2010 в 14:13

Источники: http://vsegda.by/articles/yemocionalnoe-razvitie-rebenka/, http://bestkroha.ru/razvivayushchie-igry/99-emotsionalnoe-razvitie-rebenka, http://m.baby.ru/blogs/post/8748467-155825/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Дети 12 лет мальчики

Половое созревание мальчиков: тревоги и проблемы. Вашему далее...

Цена билета ребенку 5 лет

Цена детского билета на поезд РЖД до 10 далее...

Как защитить диван от мочи ребенка

Хозяйке на заметку: удаляем с дивана запах кошачей далее...

Интересное детей 3 4 лет

Лучшие дидактические игры для малышей Дети – далее...

Выпадение волос у детей 7 лет

Выпадение волос (облысение) Выпадение волос у далее...

Поделки мама 8 марта детский сад

Поделки к 8 Марта «Цветы для мамы!» Ульяна Норинова Поделки далее...

Самообразование тема с одаренными детьми

Самообразование педагога как средство далее...

Популярные статьи

x