Главная » Эмоциональный ребенок

Эмоциональной сфере дети учатся

Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей

Развитие эмоциональной сферы у дошкольников и младших школьников.

Во многом успешность социальной адаптации ребенка зависит от того, как он умеет владеть своими чувствами. Это умение во многом определяет его место в кругу сверстников. Да и со взрослыми гораздо легче общаться, если чувства будут подвластны разуму. Владея чувствами, индивид учится управлять своим поведением, что, естественно, примиряет его с обществом.

Ребенок зачастую стесняется проявлять свои чувства. Почему это происходит? Отчасти потому, что взрослые его стыдят за их проявление. Как тебе не стыдно плакать, ты же мальчик , — говорит отец, думая, что именно этим он вырас тит из сына мужчину. Или: Что ты так восторгаешься, надо быть сдержаннее . И ребенок, соотнося замечания близких с насмешками сверстников, вырастает в уверенности, что чувства проявлять плохо. Нет более печального зрелища, чем 6-7-летние мудрые старички. Но, с другой стороны, проявляя чувства, нужно научиться управлять ими.

У дошкольников и младших школьников чрезвычайно развита эмоциональная сфера. Эмоциональное благополучие складывается из отношения к нему взрослых людей, и прежде всего его родителей и близких родственников. Семья должна постоянно демонстрировать ребенку свою любовь, поддерживая в нем уверенность в его нужности и ценности.

#10144; Потребность в любви — самая сильная потребность ребенка в этом возрасте. Именно она определяет букет чувств ребенка. И среди самых сильных, конечно, чувство любви. Ребенок учится любви, если в доме, где он растет, доминиру ет это чувство. Для родителей очень важно научить ребенка выражению своих чувств. Если члены семьи относятся друг к другу с нежностью, то ребенок впитывает такое поведение и смотрит на мир доброжелательно.

Эмоциональное насыщение жизни ребенка может доводить его до истощения. Ведь весь день насыщен эмоциями, чувства переполняют ребенка. По каждому, может быть, на взгляд взрослого, пустяковому случаю ребенок фонтанирует сложной гаммой чувств. Когда ребенок эмоционально устает, он перестает адекватно воспринимать окружающий его мир. Здесь родители могут заметить отказ ребенка от выполнения элементарных правил, сопротивление указаниям родителей. Это сигнал к перемене ситуации, в которой находится ребенок. Необходимо дать ему эмоционально отдохнуть.

#10144; Вторым после любви у ребенка востребовано чувство справедливости. Он трепетно относится к словам и действиям взрослых людей, направленных на оценку его поступков. Взрослые часто бывают несправедливы по отношению к ре бенку, не задумываясь о том, что такое отношение его больно ранит. К примеру, мама не разобравшись, выговаривает сыну за поступок, который он не совершил. Ребенок плачет, доказывает, что это сделал не он. Но маме некогда разбираться, она куда-то торопится по своим делам и прекращает выяснение обстоятельств. Ребенок обижен, ему больно, он не понимает, почему мама так себя ведет. Его эмоции пуль сируют, несправедливость разъедает душу ребенка, учит его так же несправедливо поступать и со сверстниками.

Другой пример не менее показателен. Мама с ребенком повстречала свою подругу и пересказывает ей какой-то случай, происшедший с ней. Но ребенок строго следит за правильностью пересказа. А мама то ли по забывчивости, то ли из желания приукрасить меру своего участия в описываемой коллизии сказала то, чего не было. И тут ребенок во всеуслышание поправляет ее. Часто в таких случаях мамы одергивают ребенка, а то и наказывают, поскольку им кажется, что ребенок ставит их в неловкое положение. Но это не так. У ребенка нет желания унизить или уличить взрослого, неточно выражающегося. У него очень развито чувство правды , и он добивается точности в пересказе истории, в которой он участвовал или которую слышал от взрослых.

В эмоциональной обойме у ребенка еще много чувств. Это и ревность, и сочувствие, и злость, и зависть, и радость и. Можно еще много перечислять. Все эмоции, которые испытывает взрослый человек, испытывает и ребенок. Только в отличие от взрослого он еще не научился ими управлять. В этом ему необходимо помогать.

Воспитание чувств может идти разными путями. Нужно помнить одно, что последовательные и разумные действия родителей могут принести ощутимые плоды. Ребенок подражает всем действиям родителей. А значит, он им подражает и в проявлении чувств. Если родители сочувствуют окружающим людям, то сочувствие сформируется и у ребенка. Но ему надо помочь в этом. К примеру, если у мамы болит голова, а ребенок бегает, шалит, необходимо обратить его внимание на то, что остальные домочадцы ходят тихо и разговаривают негромко. Полезно переносить ситуацию на ребенка. Можно сказать ему приблизительно так: Помнишь, как у тебя болел зуб? Мы все старались тебе помочь, не кричали и не топали ногами. Вот сейчас у мамы болит голова так же, как у тебя болел зуб, поэтому все стараются ей помочь .

Все проявления чувств необходимо обсуждать. Вот сосед пожалел котенка и взял его домой. Обязательно с ребенком обсудить этот поступок, объясняя при этом, почему семья не смогла поступить так же. Если у ребенка заболел его друг, желательно подсказать ему, что друга необходимо навестить.

#10144; И уж, конечно, ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за проявление чувств. Наоборот, лучше вместе с ним восхититься радугой и синим небом или каплями росы на цветке, которые утром увидел ребенок. Это полезно и для девочек, и для мальчиков.

Полезно также в семье нежно здороваться. с помощью поцелуя благодарить за еду, помощь в чем-либо. Ребенок с большим удовольствием проявляет свои чувства, если родители и родственники поддерживают подобные проявления.

На развитии чувств сказывается и чтение книг. где герои проявляют разные чувства или совершают поступки, которые могут вызывать проявления чувств со стороны окружающих. Полезно после прочтения обсудить с ребенком прочитанное и обязательно с помощью вопросов выяснить, понял ли он текст. Вопросы могут быть разные. Главное, чтобы они были направлены на обсуждение чувств. Примерный перечень вопросов может выглядеть следующим образом:

* Какие чувства испытывал герой, совершая поступок?

* Почему ты так думаешь?

* Какие действия героя вызывают у тебя чувство одобре ния, а какие порицания?

* Почему именно эти чувства?

* Как бы ты себя повел на месте героя книги?

* Какие чувства ты бы испытывал, когда совершал бы такие же поступки? И пр.

Безусловно, это примерный перечень вопросов. Он вполне может быть расширен и дополнен в зависимости от темы беседы. Полезно родителям составить цикл бесед по воспитанию чувств. Можно взять несколько чувств, которые на взгляд родителей слабо развиты у ребенка, и заниматься их развитием. К примеру, можно взять такие чувства, как ревность, злость, несдержанность, гордость, зависть. Подобрать рассказы или сказки, где эти чувства проиллюстрированы. Прочитать вместе с ребенком, обсудить коллизии, попро сить его нарисовать запоминающиеся моменты или героев, которые ему понравились.

Ребенок не должен догадываться, что идет процесс воспитания. Не надо ему объявлять, что сейчас будут формировать у него чувства. Деликатно, ненавязчиво, прибегая к игре, организовывать так деятельность ребенка, чтобы проявление его чувств было логичным для всей системы семейного воспитания.

Рекомендуем посмотреть:

Зачем и каким образом учить детей различать, выражать и, главное, понимать эмоции?

Необходимой частью взаимопонимания людей является понимание человеческих чувств и эмоций.

Различать эмоции гораздо труднее, чем их выражать. Понимание эмоций дает человеку ключ к осознанию всего, что происходит в окружающем мире.

Ученые установили, что дети, неспособные адекватно выражать свои эмоции и считывать эмоции у других людей, находятся в состоянии подавленности и безысходности, так как они не могут понять происходящего в общении с людьми.

Дети с нарушениями эмоционального развития переживают социальную изоляцию, отстают в обучении, имея при этом нормальный уровень интеллекта.

Правила выражения эмоций у ребенка формируются через наблюдение детей за поведением взрослых и реакцию взрослых на их поведение.

Очень часто родители и учителя в школе сознательно учат детей подавлять эмоции. Запрещают плакать, громко смеяться, наказывают за это. Взрослые считают, что у детей нет особых проблем и переживаний, они отказывают малышам в праве свободно выражать печаль, гнев, ревность, страх и бурный восторг!

Дети слушаются, учатся ослаблять свои эмоции, загоняют их глубоко в себя и растут несчастными. А спрятанные вглубь эмоции находят, к сожалению, выход в виде психосоматических симптомов. У ребенка нарушается речь, пропадает душевное равновесие, повышается утомляемость, они часто болеют.

Дети, как никто другой, имеют право на чувства! Они тоже живут, попадают в разные жизненные ситуации, любят и ненавидят!

Сейчас, на фоне современных и прогрессивных изменений системы воспитания и развития детей, возникновения альтернативных детских школ, оригинальных методик и программ, к несчастью, далеко не всегда уделяется достаточное внимание развитию эмоциональной сферы ребенка.

Эмоции дают человеку энергию, организуют его восприятие, мышление и действия -поэтому формирование в ребенке умных эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы являются важнейшей задачей воспитания!

В программах развития детского центра Домик Фанни Белл разработаны специальные методики для детей, помогающие гармонично развивать эмоциональную сферу ребенка.

На занятиях в Детской театральной студии. на занятиях всех трех Циклов развития (памяти. раскрепощенности. речи ), в группе всестороннего развития для самых маленьких. педагогами используются упражнения и игры, активно помогающие такому важному аспекту развития ребенка -как развитие эмоциональной сферы! Такие упражнения и задания для детей помогут им научиться адекватно реагировать и интерпретировать различные эмоциональные состояния, развить сферу своих чувств и подготовиться к взрослой счастливой жизни!

ГБУСО Ставропольский РЦ

Коррекция эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Основной из проблем человечества является психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы, отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

В меньшей степени изучены внутренние факторы, которые влияют на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.

В качестве ведущих эмоциональных характеристик дошкольников с ОВЗ выделяют:

- слабую эмоциональную устойчивость;
- нарушение самоконтроля во всех видах деятельности;
- агрессивность поведения и его провоцирующий характер;
- трудности приспособления к детскому коллективу;
- суетливость;
- частую смену настроения;
- чувство страха;
- отсутствие правильного понимания социальной роли и положения;
- ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений;
- проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Указанные особенности детей с ОВЗ создают необходимость коррекционной работы, направленной на нормализацию эмоционально-личностной сферы, способствующей умственному развитию и адаптивным возможностям ребенка.

В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи: воспитание у детей с задержкой психического развития интереса к окружающим людям; выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения; обучение саморегуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов, развитие представлений об эмоциях.

Коррекция эмоциональной сферы дошкольников должна включать в себя организацию совместных форм игровой и продуктивной деятельности ребенка со взрослым, ориентацию ребенка на адекватные способы, средства коммуникации и организацию их усвоения. Работа с детьми на коррекцию эмоциональной сферы начинается педагогом-психологом с проведения диагностических мероприятий - «Понимание детьми эмоциональных состояний человека» (автор Забрамная С.Д.). После проведения диагностики выстраивается примерный план занятий:

- «Путешествие в страну Радости» - развивает умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, с использованием различных выразительных средств.
- «В гостях у Знайки и Незнайки». Это занятие поможет постепенно сформировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды.
- «Знакомство с чувством страха». Дети учатся постепенно адекватно выражать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
- «Котенок и шляпа». Дети на занятии смогут познакомиться с чувством удивления.
- «Мешочек Злости». У ребенка будет формироваться адекватная оценка негативных поступков, связанных с проявлением чувства злости.
- «Медведица и медвежата ». В процессе занятия совершенствуются навыки общения, воспитания доброжелательного отношения к окружающим.
- «Знакомство с чувством отвращения».
- «В гостях у Гномов». У детей должны закрепиться знания о чувствах и представления об эмоциях радости и грусти.

После проведения серии занятий повторно проводится вышеуказанная диагностика, которая поможет отследить динамику каждого ребенка.

Существуют специальные проблемы коррекции, которые составляют такие личностные особенности, как тревожность и неуверенность в своих силах, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка, а также пассивность, безынициативность. Повышенная эмоциональная напряженность приводит к снижению активности и устойчивости поведения ребенка, деструктивному поведению в форме агрессивности и торможения.

Своевременная квалифицированная психолого-педагогическая помощь является одной из актуальных значимых составляющих в коррекции эмоциональной сферы детей.

Таким образом, ребенок с ОВЗ имеет ряд специфических черт в представлении об эмоциях, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, и результаты этого неэффективного общения во многом определяют дальнейшее развитие его эмоционально-личностной сферы.

Источники: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/vospitanie-chuvstv-rebenka-razvitie-yemocionalnoi-sfery-u-detei.html, http://funnybell.ru/emozionalnoe_razvitie/, http://www.rc-nadejda.ru/index.php/metodicheskaya-rabota/stati/177-korrektsiya-emotsionalnoj-sfery-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ребенка урчит живот рвота

Пищевое отравление. Симптомы и лечение Летний сезон далее...

Игры мышкой для детей

Игры мышкой Компьютеры и ноутбуки, планшеты далее...

Поделка на тему пасха детский сад

Игры на пасху для детей. Творческие занятия и поделки далее...

Особенности экг у детей

Экг у детей ЭКГ – далее...

Средства стимулирования обучения и воспитания детей

Средства обучения и воспитания 1. Средства обучения и их содержание; 2. далее...

Какой сахар детей 11 лет

Какой должен быть оптимальный уровень глюкозы в далее...

Ребенку иногда рвота утром

Рвота - это сложнорефлекторный акт, далее...

Популярные статьи