Главная » Эмоциональный ребенок

Эмоциональные поведенческие нарушения детей

Поведенческие нарушения и проблемы у детей

Многие варианты поведения детей или подростков вызывают озабоченность со стороны родителей или других взрослых. Нарушение поведения или отдельные поступки становятся клинически значимыми, если они часто повторяются или наблюдаются постоянно и являются неадекватными (например, нарушают эмоциональное созревание или социальную или когнитивную функцию). Выраженные нарушения поведения могут быть классифицированы как психические расстройства (например, вызывающее оппозиционное расстройство или кондуктивные расстройства). Распространенность может варьировать в зависимости от того, как поведенческие нарушения определяются и расцениваются.

Диагностика включает многоэтапную оценку поведения. Проблемы, возникающие у детей первых лет жизни, обычно касаются таких функций, как прием пищи, испражнение, сон, в то время как у более старших детей и подростков в основном отмечаются проблемы в сфере межличностного общения и поведения (например, уровень активности, непослушание, агрессия).

Идентификация нарушения. Нарушение поведения может проявиться внезапно как единичный эпизод (например, поджог, драка в школе). Более часто признаки появляются постепенно и необходимо собирать информацию в течение некоторого времени. Лучше всего оценивать поведение ребенка в контексте его психического и умственного развития, здоровья в целом, темперамента (например, сложный, беззаботный) и отношений с родителями и другими лицами, окружающими ребенка.

Прямое наблюдение за взаимоотношениями ребенка и родителей во время визита к врачу представляет ценную информацию, включая реакцию родителей на поступки ребенка. Эти наблюдения дополняются, если это возможно, информацией от родственников, учителей, воспитателей и школьных медсестер.

В разговоре с родителями или лицами, ухаживающими за ребенком, можно выяснить обычный распорядок дня ребенка. Родителей просят привести примеры событий, предшествующих и следующих за определенными поступками или вариантами поведения ребенка. Также у родителей выясняют их интерпретацию характерных для того или иного возраста поступков, ожидания от ребенка, уровень родительской заинтересованности в ребенке, наличие поддержки (например, социальной, эмоциональной, финансовой) в выполнении их роли в качестве родителей и характер взаимоотношений с остальными членами семьи.

Интерпретация проблемы. Некоторые «проблемы» представляют неадекватные ожидания родителей (например, что 2-летний ребенок будет сам собирать игрушки без чьей-либо помощи). Родители неправильно понимают некоторые варианты поведения, характерные для определенного возраста, как нарушения (например, вызывающее поведение у 2-летнего ребенка, т.е. ребенок отказывается следовать правилам или требованиям взрослых).

Анамнез со стороны ребенка может включать выяснение наличия факторов, о которых считают, что они повышают вероятность развития поведенческих нарушений, таких как воздействие токсинов, осложнения во время беременности или тяжелое заболевание кого-то из членов семьи. Низкий уровень взаимодействия родителей с ребенком (например, безразличные родители) ведет к последующим проблемам с поведением. Доброжелательные реакции родителей на проблему могутееухудшить(например, родители гиперопекают робкого, не отходящего от них ни на шаг ребенка или идут на поводу у манипулирующего ими ребенка).

У маленьких детей некоторые проблемы развиваются по механизму замкнутого круга, когда негативная реакция родителей на поведение ребенка ведет к отрицательной реакции ребенка, что, в свою очередь, ведет к продолжающейся негативной реакции со стороны родителей. При таком механизме поведения дети чаще реагируют на стресс и эмоциональный дискомфорт упрямством, резкими возражениями, агрессивностью, вспышками раздражения, а не плачем. При наиболее распространенном механизме поведения по типу замкнутого круга родители в ответ на агрессивное и упрямое поведение ребенка ругают его, кричат и могут отшлепать; после этого ребенок еще больше провоцирует родителей, совершая поступки, вызвавшие такую реакцию родителей, а они в ответ на это реагируют сильнее,чем первоначально.

У более старших детей и подростков поведенческие проблемы могут быть проявлением стремления к независимости от родительских правил и надзора. Такие проблемы следует отличать от случайных ошибок в суждениях.

В сборник включены психокоррекционные игры, упражнения и приемы, предназначенные для регуляции поведения детей дошкольного возраста.

Родители смогут самостоятельно воздействовать на нежелательные проявления поведения и характера ребенка с помощью предложенных в пособии массажных комплексов, релаксационных упражнений, игр для развития внимания, произвольности и самоконтроля.

Адресовано родителям, психологам, воспитателям, гувернерам. Может использоваться педагогами групп кратковременного пребывания и специалистами психологических центров.

Введение

Одним из наиболее важных компонентов нормального психического развития ребенка является его эмоциональное общение со взрослыми и сверстниками, которое в полной мере реализуется в условиях игровой деятельности.

К расстройствам поведения ребенка можно отнести излишнюю двигательную и эмоциональную активность, частые капризы и повышенную утомляемость. Такой ребенок непоседлив и беспокоен, с трудом концентрирует внимание, у него переменчивое настроение.

Как правило, родители не понимают, что происходит с ребенком, его поведение они объясняют «неправильным воспитанием», начиная испытывать чувство вины.

Дети, имеющие поведенческие нарушения, заставляют родителей искать разнообразные пути решения проблемы. Необходимо своевременно начать коррекционную работу, ведь такой ребенок не всегда «перерастает» это состояние. Дети более старшего возраста с похожими проявлениями склонны конфликтовать, проявлять агрессию, они с трудом адаптируются в коллективе. В школьный период у них могут появиться сопутствующие проблемы, такие как неуспеваемость, отсутствие мотивации учения и т.п. Получая одни замечания и окрики, не найдя дела, в котором ребенок может быть успешным, не имея эмоциональной поддержки со стороны родителей, ребенок начинает считать себя никчемным и ненужным, что приводит к развитию неврозов, антисоциального поведения, а в некоторых случаях и к более серьезным заболеваниям.

Консультация для родителей «Особенности работы с ребёнком по коррекции эмоционально-поведенческих нарушений»

Елена Боева
Консультация для родителей «Особенности работы с ребёнком по коррекции эмоционально-поведенческих нарушений»

Поведенческие нарушения состояния, при которых поведение ребенка неприемлемо с точки зрения его окружения. Сюда относят:

Это психопатологическое состояние, особенностями которого являются раннее начало, нарушение внимания и способности сосредотачиваться, распространенность на все сферы деятельности ребенка. Первые признаки имеют место уже на 3-4 году жизни.

Что следует помнить?

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен:

1. Специалистами (врачом-неврологом, невропатологом)

2. По результатам специальной диагностики и непрерывные наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Гиперактивное поведение начинает появляться после 4-х лет и продолжается до подросткового возраста.

Гиперактивность – это не состояние ребёнка, а диагноз.

Это стремление одного существа причинить вред другому. Формы таких причин являются: словесная агрессия, агрессия действия, агрессия мысли. Где причины могут быть следующими:

1. Боязнь быть травмированным

2. Пережитая обида

Сложное состояние, которое может оказывать самые разнообразные воздействия – от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов – это и есть чувство застенчивости. Застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии ребенка с взрослыми, сверстниками, местом, временем и т. д.

При работе с застенчивыми детьми необходимо:

1. Постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах.

2. Привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с активным общением с другими.

3. Создать для ребенка благоприятную среду, обеспечить для ребёнка доброжелательное отношение к окружающим его людям, местам, т. д.

Склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Работа с тревожным ребенком заключается в следующем:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Методика Р. Сирса может выявить первоначальные критерии, признаки тревожности ребёнка. Методика диагностики тревожности, включающая наблюдения заключается в прогнозировании диагностики (например, диагностика проводилась по наблюдениям над вашими детьми). Предлагаю Вам (родители) самостоятельно сделать диагностику и сверить её с результатами, которые подведены на основе ребёнка и общества детского сада, группы. И так начнём!

1. Часто напряжен, скован.

2. Часто грызет ногти. Сосет палец.

3. Легко пугается.

6. Часто агрессивен.

8. Нетерпелив, не может ждать.

9. Легко краснеет, бледнеет.

10. Имеет трудности в ситуации, а особенно экстремальной.

11. Суетлив, много лишних жестов.

13. С трудом включается в работу.

14. Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы

Нет признаков = нет тревожности.

1 – 4 признака = слабая тревожность.

5 – 6 признаков = выраженная тревожность.

7 – 14 признаков = высокая тревожность.

Для преодоления трудностей в поведении ребенка,можно предложить психотехнические игры и упражнения

Упражнения для развития тактильных ощущений:«Касалки», «Рисунок на спине», «Камень и турист» и т. д.

Артикуляционные и дыхательные упражнения:«Светофор», «Дует ветер»

Парные и групповые упражнения:«Поводырь», «Зеркало» и т. д.

Релаксация «Мы на облаке», «Тёплая речка» и т. д.

Игры-инсценировки:«Кукольный театр», «Сюжетно – ролевые игры» и т. д.

Массажные упражнения. Самомассаж. «Красные щёчки», «Рисуем лицо» и т. д

Музыкотерапия «Громко, тихо, ещё тише» и т. д.

Дидактические, сенсорные, семейные, подвижные игры, т. е. те игры, которые любит ваш ребёнок.

Психогимнастика проводится специалистами (психологом).

Какой родитель, такой ребёнок. Помните, что ребёнок - зависит, в большей степени от Вас, родители. Его психическое, физическое и умственное здоровье в Ваших руках. А как создать условия микросферы своего дома для хорошего обитания, если у каждого есть проблема с обладанием своих эмоций, чувств, восприятия окружающего мира, ситуаций. Чтобы помочь своему малышу, нужно для начала распознать проблему или проблемы в самом себе. Сейчас я предлагаю Вам пройти несложные самотесты, где Вы определите зону Вашей тревожности, застенчивости или агрессивности.

Самотестирование «Состояние моей нервной системы»

1. Часто ли вы раздражены?

2. Часто ли у вас учащенный пульс, сильное сердцебиение?

3. Часто ли вы устаёте?

4. Страдаете ли вы чувствительностью к шуму, яркому свету?

5. Бывают ли у вас резкие изменения настроения?

6. Вы спите беспокойно, вас мучает бессонница?

7. Страдаете потто выделением, проявление смеха?

8. Затекают мышцы, беспокоят сосуды?

9. Страдаете забывчивостью?

10. Страдаете (при неврозе, переживаниях) зудом?

11. Вам всегда необходимо быть на высоте?

12. У вас частенько плохое настроение?

13. Копите ли вы в себе неприятности?

14. Ощущаете недовольстве собой, окружающими?

15. Курите ли вы?

16. Бывают ли у вас неприятности, мучают страхи?

17. Есть ли у вас недостаток подвигаться на свежем воздухе?

18. Есть ли у вас недостаток разрядиться, обрести равновесие?

0 – 25 Не беспокойтесь, ваша нервная система можно сказать в

идеале, но это не повод не заботиться о себе.

26 – 45 Больших поводов для беспокойств нет, обратите свое

внимание на предупредительные сигналы, не упускайте

момент для отдыха, момент обойти ситуацию для стресса.

46 – 60 Ваша нервная система ослаблена, найдите время для

решения проблем. Старайтесь обходить их, от ваших

переживания страдают другие.

60 …. Ваши силы сильно истощенны, обратитесь к врачу.

Страдают все, ваше окружение подвергнуто вашему

эмоциональному стрессу, а вы зачастую этого не видите.

Уважаемые Родители,обратите внимание на себя и своё поведение, а уж потом воспитывайте своих малышей. Желаю Вам удачи!

Прикреплённые файлы:

Источники: http://m.ilive.com.ua/family/povedencheskie-narusheniya-i-problemy-u-detey_113898i16024.html, http://pedlib.ru/Books/6/0464/6_0464-1.shtml, http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-s-roditeljami-osobenosti-raboty-s-reb-nkom-po-korekci-yemocionalno-povedencheskih-narushenii.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Анализ крови ребенка 5 лет

Анализ крови у далее...

Поучительный мультфильм для детей 8 лет

Мультфильмы для детей 9 далее...

Характеристика дошкольников нарушением интеллекта

1. Айзенберг Б.И. Лубовский В.И. Материалы I Международного конгресса. далее...

Формирование личностных качеств детей посредством игровой деятельности

Строим взаимоотношения с помощью далее...

Экскурсии детей 9 лет

Музеи для детей: бесплатно до 18 лет Министр культуры РФ далее...

Дидактическая игра как форма обучения детей

Статья по теме: «Дидактическая игра как форма обучения далее...

Белая сыпь на языке у ребенка

Сыпь на языке у ребенка автор Заботливый папа | далее...

Популярные статьи