Главная » Эмоциональный ребенок

Эмоциональный контакт родителей и детей

Эмоциональный контакт родителей и детей

Эмоциональный контакт родителей и детей - одно из условий нормального психического развития, формирования характера и личности. Проблемы эмоционального контакта с родителями у детей, которые впоследствии заболевают неврозами, обусловлены прежде всего гиперсоциальной направленностью личности матерей в виде гипертрофированного чувства долга, обязанности, повышенной принципиальности, трудности компромиссов. С одной стороны, эти матери много опекают и тревожатся, а с другой - поступают излишне правильно, но, что называется, без души. Часто не идут вовремя навстречу, стремятся излишне пунктуально выдерживать режим дня, без конца читают мораль и считают детскую возню, смех и веселье пустым времяпрепровождением.

Эмоциональный контакт нарушается и при помещении детей в ясли или замене матери другим воспитывающим лицом (няней, родственниками). Больше всего этих матерей в группе ИТР, прежде всего при гиперсоциальной направленности личности и незрелости чувства материнства. Эмоциональный контакт осложняется и при нежеланности детей, чаще - несвоевременности их появления или несоответствия пола ожидаемому родителями. Типичны затруднения и в эмоциональном контакте с отцом ввиду его занятости, недостаточной включенности в воспитание и конфликтной изоляции в семье.

В сумме показатели шкалы проблемы эмоционального контакта с детьми превышают аналогичные показатели в норме. Существенно, что мать не может обеспечить приемлемого и, главное, устойчивого эмоционального контакта, в то время, когда ребенок наиболее нуждается в нем. В этой связи типичной будет ситуация, когда нежность и любовь матери заменяются строгостью, отзывчивость - недоверием, терпение - раздражительностью, а последовательность - переходами из одной крайности в другую.

Рассмотрим более подробно такую сторону эмоционального контакта, как привязанность детей к родителям (прежде всего, к матери) в дошкольный период жизни. Привязанность формируется в условиях достаточно теплого, продолжительного и тесного контакта матери с ребенком. Осознанные проявления привязанности у эмоционально чувствительных детей при неврозах и в норме заметны с 7-месячного возраста, когда выражено беспокойство даже при непродолжительном отсутствии матери. Это указывает как на возникновение лежащего в основе привязанности чувства общности, единства с матерью (категория мы ), так и на развитие первичных групповых или социальных отношений. Вместе с тем факт реагирования на отсутствие матери показывает, что ребенок ощущает себя в чем-то отличным от нее, когда остается один, не чувствуя поддержки и заботы. Подобная дифференциация указывает на зарождение чувства я как осознанного восприятия себя. Выраженное беспокойство в отсутствие матери может отчетливо проявляться с 7 мес. до 2,5 лет у девочек (в норме до 2 лет) и 3 лет у мальчиков (в норме до 2,5 лет) и быть максимально представленным при помещении в больницу (без матери) и ясли.

В возрасте 8 мес. при неврозах и в норме возможен выраженный страх при появлении незнакомых взрослых. Ребенок при этом прижимается к матери. Создается впечатление, что он как бы подчеркивает привязанность к матери, будучи неспособным поделить ее с другими, особенно пожилыми и незнакомыми женщинами, отличными от сформировавшегося у него эмоционального образа матери. У девочек подобная, во многом инстинктивная, реакция может распространиться на мужчин. Появление категории другого или они в групповом контексте указывает на дальнейшую дифференциацию я в структуре межличностных отношений. Боязливо-аффективное восприятие другого продолжается сравнительно недолго, и уже в 1 год 2 мес. ребенок менее беспокоен в присутствии посторонних.

С 1 года 2 мес. до 1 года 6 мес. он уже не столько боится, сколько настороженно воспринимает действия чужих взрослых (к сверстникам подобная реакция, как и страх раньше, отсутствует). Некоторая смущаемость (застенчивость) остается до 2,5 лет, после чего дети могут первыми вступать в контакт. Беспокойство в присутствии незнакомых взрослых нередко фиксируется в психотравмирующих условиях пребывания в яслях и больнице (особенно в возрасте 8 мес. - 1 года 6 мес. когда дети не способны привязаться к кому-либо, кроме матери, и воспринимают чужих взрослых с чувством страха). В итоге, возрастает беспокойство, повышается потребность в безопасности и невротически заостряется привязанность к матери. Следует обратить внимание и на то, что мальчики более чувствительны к разлуке с матерью, девочки более беспокойно воспринимают появление чужих взрослых.

При неврозах и в норме чувство привязанности достигает своего выраженного развития к 2 годам. В это же время активно представлено формирование я . Не случайно, что развитие привязанности к матери и чувства я идет параллельно. Мать в это время нужна ребенку как опора, как образ уже сложившегося я , как источник удовлетворения эмоциональных потребностей. Поэтому спокойное, без лишней суеты, уверенное, последовательное и в то же время заботливое, любящее отношение матери вместе с нарастающей потребностью в подражании отцу (у мальчиков) способствует стабилизации чувства я и постепенному уменьшению чрезмерной зависимости от родителей.

Этого не происходит при неврозах, поскольку мать часто находится в состоянии эмоционального стресса и не может являться опорой или источником безопасности для ребенка. Скорее, она представляет источник повышенного беспокойства, особенно когда испытывает невротически обусловленную тревогу одиночества или навязчивый страх возможного несчастья с ребенком. Тогда, чрезмерно опекая ребенка, она в буквальном смысле слова привязывает его к себе, делая рабом собственного настроения, не отпуская от себя ни на шаг и тревожно предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей.

В результате ребенок испытывает каждый раз все большее беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, беспокоится и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность, зависимость, цепляние за мать, приставучесть и подобные им черты поведения в первые годы жизни детей. Потребность в привязанности нарастает при наличии невропатии и травмирующего опыта разлук с матерью. В итоге, можно говорить о формировании так называемой невротической привязанности, основанной на тревожности матери и аффективно заостренной потребности детей в безопасности.

Более выраженная, чем в норме, привязанность отмечается у детей, испытывающих много страхов, неуверенных в себе, часто болеющих и лишенных поддержки отца.

При недостаточно включенной позиции отца в жизнь семьи дети в большей степени привязаны к матери и легче перенимают ее беспокойство. Последнее выражено и тогда, когда ребенок боится отца из-за его грубости, вспыльчивости или излишней строгости. Тогда он стремится получить недостающие тепло и внимание от матери, невротически привязываясь к ней. Подобная ситуация оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на мальчиков, поскольку односторонний опыт общения с матерью привносит проблемы в их последующие отношения со сверстниками того же пола.

Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком»

Елена Чувилина
Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком»

Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт, который при благоприятных условиях может сохраниться на долгие годы.

Поэтому надо помнить:

1. Залогом доверительных, дружеских отношений, создающих гармонию и покой являются соприкосновение тел матери и ребенка, ласковые поглаживания малыша, улыбка и добрый взгляд матери.

2. Когда ребенок пробуждается ото сна, подарите ему свое тепло, пожелайте доброго утра. Именно начало нового дня и будет определять психологический настрой ребенка на целый день.

3. Необходимо стараться, чтобы ребенок нашел защиту и чувствовал себя комфортно среди родных людей.

4. Контакт с ребенком, имеющим проблемы в развитии, выстраивайте постепенно: сначала старайтесь привлечь к себе внимание ребенка, а затем с помощью различных предметов или действий вызвать его эмоциональный отклик – улыбку, смех или ответный взгляд.

5. Для полноценного развития ребенка старайтесь организовывать совместные игры, предполагающие тесное эмоциональное взаимодействие ребенка с родителями, особенно с мамой, так как именно она была долгое время в контакте с ребенком еще до его рождения и этот контакт надо беречь и развивать.

6. Окружайте ребенка любовью и нежностью, создайте для него атмосферу эмоционального комфорта.

7. Контакт с ребенком устанавливайте постоянно: при одевании, кормлении, купании, на прогулках, перед сном; старайтесь в это время забывать о своих проблемах, чтобы ребенку, не передавались ваши отрицательные эмоции.

8. Наблюдайте, изучайте эмоциональное развитие вашего ребенка, обращайте внимание на характер чувств, которые он переживает.

9. Закрепляйте эмоциональный контакт взрослого с ребенком, это составляет основу вашего сотрудничества и взаимопонимания.

10. Обращайте внимание на эмоциональные реакции вашего ребенка.

11. При склонности ребенка к отрицательным эмоциям старайтесь понять и выявить породившие их причины, устранить их действие.

Эмоциональный контакт во многом облегчит психологическое состояние особого ребенка. По мнению психологов, материнские прикосновения необходимы ребенку 6 -12 раз в день. Для ребенка с нарушениями в развитии такой контакт особенно значим, так как он является связующей ниточкой между родителями и ребенком.

Публикации по теме:

Консультация «Что надо знать при разучивании стихов с ребенком 4–5 лет» Стихи - это условная форма выражения мысли. Она имеет ритм и рифму. Именно благодаря этому стихи запоминаются быстрее прозы. Значит надо.

Консультация для родителей «Как играть с ребенком» «Как играть с ребенком» (Консультация для родителей) Совместные игры детей и родителей очень важны как для ребенка, так и для взрослого.

Как помочь ребенку наладить контакт со сверстниками. Консультация для родителей Ваш ребенок теряется,не может наладить контакт со сверстниками - причина в излишней серьёзности,застенчивости,в привычке играть самостоятельно.

Консультация для родителей «Общение с ребенком» Консультация для родителей «Общение с ребенком» Дети учатся тому, что видят в своей жизни. Дорис Лоу Ноулт В настоящее время наши родители.

Занятие по речевому развитию «Знакомство с загадкой как с особым жанром устного народного творчества» Программные задачи: закреплять представления о загадке, как особом жанре устного народного творчества. Упражнять в составлении коротких.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста. «Как найти с ребенком общий язык» Иногда наши дети говорят на языке, который нам понятен нелегко. Однако и они не всегда понимают нас, потому, что разговаривая с ними, мы.

Консультация для родителей «Как и чем заниматься с ребенком 4–5 лет в выходные дни» Возраст начиная с 4 лет – период активного и очень интенсивного развития детского организма. Ребенок растет «не по дням, а по часам». Он.

Консультация для родителей «как правильно общаться с ребенком» Как правильно общаться с ребенком Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему.

Консультация для родителей «На отдых с ребенком» Вот и наступил прекрасный летний период. Время для принятия солнечных ванн,игр на свежем воздухе,водных процедур. Купание-прекрасное средство.

Консультация в помощь родителям «Как поиграть с ребенком» Дидактическая игра «Узнай по описанию» (5-7 лет) Цели: - расширять и активизировать лексику детей. - способствовать освоению языка для.

У человека как существа общественного имеется потребность в эмоциональном настрое других людей и она называется потребностью в эмоциональном контакте. Причём речь идёт о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и находится каждый здоровый человек независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций.

Может случится так, что цель воспитания ребёнка заключается именно в удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится центром потребностей, единственным объектом её удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам, испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие всё своё время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанности ребёнка за пределы семейного круга.

Очень часто такую ситуацию можно наблюдать в семьях с одним ребёнком. В таких семьях внимание которое уделяется ребёнку велико, а, следовательно потребности в эмоциональном контакте с родителями он не ощущает, но дефицит эмоционального контакта с обществом, который испытывает малыш, может в дальнейшем пагубно на нём отразиться. Что бы этого не произошло родителям необходимо чаще приглашать друзей ребёнка в гости, рекомендовать ему посещать различные кружки и секции, где он сможет восполнить эту нехватку.

Другое дело многодетные семьи, в которых дети полноценно контактируют с другими людьми, но не собственными родителями. Такие ребята более самостоятельны в жизни. Но внимание родителей невосполнимо. Многодетным мамам и папам необходимо чаще бывать со своими детьми и ни в коем случае не проявлять к ним не одинаковую привязанность и внимание. В неполных же семьях детям приходится тяжелее всего, так как разделение семьи или разводу супругов не редко предшедствуют многие месяцы разногласий и семейных сор, которые трудно скрыть от ребёнка и которые сильно волнуют его, часто дети закрываются внутри себя. Тем самым они лишены полноценного эмоционального контакта и с родителями и с обществом. Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре они больше думали о детях. Родитель, с которым остаётся ребёнок, должен попытаться восполнить потерю отца или матери, сделать так, чтобы ребёнок продолжал нормально развиваться и общаться со своими сверстниками.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно эмоциональный контакт с родителями и обществом влияет на становление личности ребёнка, поэтому ему при воспитании следует уделять особое внимание.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май 2012 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Педагогические науки .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

Источники: http://www.webpolyglot.ru/knowledge/correction04/14.php, http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-yemocionalnyi-kontakt-s-osobym-rebenkom.html, http://www.rae.ru/forum2012/181/59

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Танцы хип хоп детей 9 лет

Курс танцев для начинающих урок хип-хопа (hip hop далее...

Развивающие головоломки для детей 6 лет

Развивающие игрушки детям 6 далее...

Игры праздника детей 3 лет

2 года Вике. Праздник для детей Всегда считала, далее...

Формирование профессионального взаимодействия педагогов детьми

Формирование компетентности интегративного взаимодействия далее...

Одноклассники для детей 8 лет

Одноклассники для детей С каждым днем Интернет далее...

Кальций детей 11 лет

Витамины с кальцием для детей Никто и спорить не будет, далее...

Поделки осенние в детский сад

Осенние поделки в далее...

Популярные статьи