Главная » Эмоциональный ребенок

Эмоциональный контакт воспитателя детьми

Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада

Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Материал из опыта работы

Автор: Удалова Ольга Петровна, воспитатель МБДОУ № 128 Рыбачок , г. Мурманск

Материал может быть использован для выступления на семинаре педагогов.

Поступив в детский сад, ребенок попадает в новую, непривычную среду, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать тесные взаимоотношения. В этой ситуации нужно создать условия для обеспечения малышу эмоционального комфорта, развития у него коммуникативных навыков.

Анализируя собственный педагогический опыт, и изучив рекомендации современных методик по воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста, мы провели анализ педагогических средств, используемых для обеспечения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Возрастной период 2-3 лет является сензитивным для сенсорного развития. Учитывая это, мы исследовали, какой вид деятельности сочетает в себе способность обогащать познавательный опыт ребенка, снижать психоэмоциональное напряжение, вызывает интерес и радость.

С одной стороны, знакомясь с предметами и явлениями, ребенок осваивает свойства обследуемых объектов – форму, величину, строение, положение в пространстве, цвет. С другой стороны, воспринимая окружающий мир, приобретает первый чувственный опыт.

Изобразительная деятельность – один из способов усвоения сенсорных эталонов, и требует развития восприятия и ощущений. В то же самое время ребенок, рисуя, испытывает удовлетворение от осязательных и двигательных ощущений, радуется зрительному восприятию цветовых пятен.

Наибольшее влияние на формирование чувственно-эмоциональной сферы человека оказывает цвет. Воспринимая предметы действия с ним, ребенок не всегда вычленяет и осознает его форму, но непременно откликается на цвет. С помощью цвета можно снять психоэмоциональное напряжение.

Интерес к рисованию появляется у детей рано. Но обычно, в семье редко учат тому, как надо пользоваться изобразительными средствами. Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду. Здесь, воспитатели, вызывая интерес к действию с бумагой и карандашом, успешно решает проблему адаптации. В этот период совершенно неважно, умеет ли малыш держать карандаш или кисть. Важно, что обращая внимание на след, оставшийся от движения карандаша или кисти, ребенок на некоторое время забывает о расставании с мамой.

Планирование и организация занятий по изобразительной деятельности мы осуществляем в соответствии с содержанием образовательной программы МБДОУ, разработанной на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой и программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Цветные ладошки И. А. Лыковой, программы музыкального воспитания Ладушки И. Каплуновой.

Свое внимание мы направляем на решение следующих задач :

1. Создание положительного эмоционального настроя в группе и снятие эмоционального напряжения.

2. Развитие интереса к цвету, краскам, различным средствам изображения.

3. Формирование умения различать и называть цвета.

4. Развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Каждого малыша, приходящего в нашу группу, мы включаем в совместную с педагогом изобразительную деятельность. Помогаем познать ребенку тайны волшебства пластилина, красок и карандашей. В период адаптации дети рисуют Травку для зайчика , Листочки на деревьях , Дождик, дождик , Огоньки ночью и так далее.

Ребята с первого занятия проявляют интерес к этой деятельности, радуются своим рисункам, показывают взрослым. Постепенно и плачущие дети присоединяются к общему процессу.

Наряду с традиционными наши воспитанники знакомятся с нетрадиционной техникой рисования – ладонью, пальчиками, ватными палочками, поролоновыми губками. Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем.

Сотрудничаем с семьей по вопросам адаптации малышей к новым условиям жизни, используя продуктивные виды деятельности. Знакомим родителей с тематикой занятий изобразительной деятельности, оформляем выставки детских работ, выставляем консультации по формированию интереса у детей раннего возраста к доступным средствам изображения в домашних условиях, о роли художественно-эстетического воспитания в развитии личности ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи и социумом в раннем возрасте

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком . в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество . Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими . Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка . В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

- им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

- внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

- поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

- детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

- преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т. д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

- наблюдение и элементарный труд в природе;

- сценарии активизирующего общения;

- игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

- слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

- инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

- игры на развитие мелкой моторики рук;

- дидактические игры и упражнения;

- бытовые и игровые ситуации;

Конечно, в один день невозможно показать все формы совместной деятельности. Поэтому, мы предлагаем Вам посмотреть те из них, которые, на наш взгляд, наиболее интересны и которые редко показываются на открытых просмотрах. Это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения. А теперь я коротко раскрою сущность каждой из этих форм.

Наблюдение и элементарный труд в природе.

Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил? С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

Один из приёмов активизации речи ребёнка — мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае — с комнатными растениями. «Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Сценарий активизирующего общения.

Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий — результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может «включиться» или «выключиться» в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время — от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.

Перед нами поставили задачу — показать несколько форм совместной деятельности, но поскольку в другой группе раннего возраста работает всего один воспитатель, то мы ограничились рамками одной группы раннего возраста (с 2 до 3 лет).

Разумеется, что в обычные дни организация совместной деятельности происходит по другому. Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы «перетекают» с места на место — они занимают позицию то «внутри» играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

1. Ефименкова Л.Н Формирование речи у дошкольников. — Москва: Просвещение, 1985.

2. В. Н. Волчкова; Н. В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».

3. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях /Под ред. Н. М. Аксариной, Н. М. Щелованова. — М. Медгиз, 1960.

4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. Е. И. Рдиной, М. И. Поповой. — М. Просвещение, 1972.

Полезная информация

Как подготовить ребенка к посещению детского сада

Автор: детский психолог ДМЦ Тигренок Мар А. Д.

Когда Ваша кроха впервые приходит в детский сад, дискомфорт испытываете не только Вы, но и Ваш ребенок!

Вот несколько советов, которые помогут Вам избежать неприятных последствий в связи с посещением дошкольного учреждения.

Следуя этим советам, Вы можете сделать процесс адаптации легким и безболезненным.

Итак, что должны знать и уметь родители:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться с взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  3. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3 часов.
  4. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  5. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
  6. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
  7. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

Также, существует определенный алгоритм посещения детского сада в период адаптации:

  • 1-ая неделя посещения детского сада: приходите с ребенком только лишь на утреннюю прогулку, когда воспитатель выходит на улицу вместе с детьми, чтобы процесс адаптации проходил в форме игры детей на улице, как будто Вы вышли с ребенком на площадку во дворе.
  • 2-ая неделя посещения детского сада: приходите с ребенком на режимные моменты (музыка, рисование) и прогулку.
  • 3-я неделя: Приходите с ребенком к завтраку, рекомендуется забирать ребенка перед сном.
  • 4-ая неделя: Если период проходит благоприятно, рекомендуется оставлять ребенка на полный день.

Процесс адаптации потребует от Вас максимального внимания к Вашему ребенку. Сохраняйте терпение, когда Ваш малыш капризничает и проявляет агрессию. Спокойствие Вашего малыша в первую очередь зависит от Вашего спокойствия!

Если все же процесс адаптации складывается не лучшим образом, советуем Вам обратиться к психологу. который окажет Вам сопроводительную поддержку в период адаптации.

Новости

ГРАФИК РАБОТЫ ОФИСА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИЕСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЕМУ БИОМАТЕРИАЛА. ДЕНЬ ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА ПРИЕМ ВРАЧА ВЫДАЧА РЕЗУЛЬТАТОВ 11 июнясуббота

Дорогие друзья! Мы очень рады, что наш Центр открылся 1 июня в замечательный праздник День защиты детей . Мы рады поздравить Вас и пожелать здоровья и счастья нашим детям.

1 июня в «День защиты детей» и в День рождения медицинского центра «Тигренок» стартует благотворительная акция «Лазерное лечение детям». Всем детям, которым требуется лазерное лечение, б

Источники: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/rol-izobrazitelnoi-dejatelnosti-v-ustanovleni-yemocionalnogo-kontakta-pedagoga-s-rebenkom-2-h-let-v-period-adaptaci-k-uslovijam-detskogo-sada.html, http://moluch.ru/archive/87/17031/, http://www.tigramed.ru/stati/145-%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25BA-%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2582%25D1%258C-%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25B0-%25D0%25BA-%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25B5%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258E-%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE-%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25B4%25D0%25B0.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Игры детей 4 6 лет гонки

Игры гонки для детей 6-7-8 лет У нас вы можете далее...

Повышенное содержание белка в моче у детей

Каждая болезнь. обследование или банальная диспансеризация сопровождаются далее...

Рвота при перегреве у ребенка

Тепловой удар у ребенка. Профилактика перегрева у детей Тепловым далее...

Речевое развитие детей дошкольного возраста включает

Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием далее...

Периоды формирования здоровья детей

Формирование здоровья детей периода новорождённое всовременныхусловиях Текст далее...

Психология детей 11 12 лет мальчики

Психология и воспитание детей 11 лет Ребенок вступает далее...

Развивающиеся игры детей 1 года

Ребенок 1 года: развивающие игры Не нашли ответ? Задайте бесплатно далее...

Популярные статьи

x