Главная » Эмоциональный ребенок

Эмоциональный статус детей с моторной алалией

В.А. Ковшиков и Ю.А. Эльконин полагают, что по состоянию образного и понятийного мышления, результаты которого выражаются в невербальной форме, дети с алалией в целом не отличаются от нормы. В то же время у детей с моторной алалией на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и особенно нарушения самоорганизации (психофизическая расторможенность или, наоборот, заторможенность, отсутствие устойчивого интереса к знаниям и т.д.). У моторных алаликов наблюдаются также нарушения поведения, пространственного гнозиса. Интеллектуальная недостаточность этих детей выступает на фоне сходных изменений всей личности — инфантильности интересов и поведения, малой целенаправленности, отсутствия эмоциональной напряженности, повышенной истощаемости внимания, снижения интеллектуального и эмоционального тонуса.

Структура данных нарушений имеет сложный характер. Одни исследователи отводят определенную роль в снижении психических функций тяжелому речевому дефекту. Этим взглядам противостоит другая точка зрения, согласно которой системное недоразвитие речи при алалии является одним из проявлений общего психического недоразвития, а также сложный характер интеллектуальных нарушений. Так как всякое локальное поражение мозга, тем более такой системы, как речедвига-тельная, возникающее во внутриутробный, родовой период или в раннем возрасте, не может не вызвать задержку темпов психического развития в целом. Ввиду этого у детей, страдающих моторной алалией, имеется нарушение интеллекта.

Уже сам факт существования столь противоречивых мнений относительно интеллекта у детей с моторной алалией свидетельствует о нерешенности данной проблемы. Между тем поднятые вопросы имеют непосредственное практическое значение, так как система обучения этих детей основывается на взглядах, согласно которым дети с моторной алалией имеют первично сохранный интеллект и в соответствии с этим обучаются по программе массовой школы.

Возникает целый ряд вопросов. В какой взаимосвязи находятся речевые нарушения и особенности психического развития у этих детей? Каков удельный вес речевого дефекта в картине имеющихся отклонений психического развития? Очевидно, для определения оптимальных интеллектуальных возможностей ребенка, которые маскируются тяжелым речевым дефектом, имеющиеся стандартизированные методы психодиагностики являются недостаточными, чем и объясняются противоречивые данные, имеющиеся в литературе относительно психического статуса детей с моторной алалией.

Специфика эмоциональных характеристик детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.02, кандидат психологических наук Украинец, Ольга Викторовна

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

1.1. Психологическая структура и возрастные особенности речевой деятельности в норме и при расстройствах речи.

1.2. Расстройства речи в дошкольном возрасте: классификация и интрапсихические синдромы.

L3. Здоровье детей как актуальная практическая и теоретическая проблема современного общества.

1.4. Особенности эмоциональной системы ребенка при нарушенных вариантах нервно-психического развития.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Характеристика объекта исследования.

2.2. Методики исследования.

2.3. Методы статистической обработки результатов.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

3.1. Характеристика и сравнительный анализ оценки общего и невербального интеллекта у старших дошкольников с разным речевым и соматическим статусом.

3.2. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с разным речевым и соматическим статусом.

3.2.1. Оценка уровня вербального ассоциирования и нейропсихологическая оценка развития речи и речевых процессов у старших дошкольников с нарушениями речевого развития.

3.2.2. Оценка уровня вербального ассоциирования и нейропсихологическая оценка развития речи и речевых процессов у старших дошкольников с нормативным развитием.

3.2.3. Оценка уровня вербального ассоциирования и нейропсихологическая оценка развития речи и речевых процессов у старших дошкольников с нарушенным соматическим развитием.

3.3. Специфика эмоционального реагирования детей старшего дошкольного возраста с разным речевым и соматическим статусом.

3.3.1. Изучение особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических зрительных образов, оценка психоэмоционального состояния и уровня личностной тревожности у старших дошкольников с нарушениями речевого развития.

3.3.2. Изучение особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических зрительных образов, оценка психоэмоционального состояния и уровня тревожности у старших дошкольников с нормативным развитием.

3.3.3. Изучение особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических зрительных образов, оценка психоэмоционального состояния и уровня тревожности у старших дошкольников с нарушенным соматическим развитием.

3.3.4. Сравнительный анализ результатов изучения особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических

Психолого-педагогические особенности детей с алалией
И. Т. Власенко. Проблемы изучения познавательной деятельности детей с алалией
Взгляды исследователей конца XIX – начала ХХ в. на познавательную деятельность детей недоразвитием речи
Позиции советских дефектологов в исследовании познавательных процессов детей с алалией
Критический анализ зарубежных исследований познавательной деятельности детей
Актуальные вопросы изучения психических процессов детей с недоразвитием речи
Особенности речемыслительной деятельности и словесной памяти детей с недоразвитием речи
Психологическая структура мышления
Методики изучения мышления и памяти
Общая характеристика речи детей
Специфика речемыслительного поиска противоположного значения у детей с недоразвитием речи
Особенности словесной памяти у детей с недоразвитием речи
Г. В. Гуровец. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия
Первая группа
Вторая группа
Л. Р. Давидович. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития
В. А. Ковшиков. Экспрессивная алалия. Психопатологические нарушения
В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией
А. Н. Корнев. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией
Е. Ф. Соботович. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении
Е. Ф. Соботович. Сравнительная характеристика психического развития детей с моторной алалией и олигофренией
О. Н. Усанова, Ю. Ф. Гаркуша. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией
Раздел 3. Психолого-педагогические особенности детей с дизартрией
Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. Нарушение речи у детей с церебральным параличом
Особенности психического развития
Л. А. Данилова. Особенности формирования познавательной деятельности и речи у детей с церебральным параличом
Н. В. Симонова. Особенности познавательной деятельности детей с церебральными параличами в дошкольном возрасте
И. И. Мамайчук. Познавательная деятельность дошкольников с церебральными параличами
Р. И. Мартынова. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией
1. Результаты исследования физического статуса
2. Результаты исследования неврологического статуса
3. Результаты исследования психолого-педагогического статуса
Выводы
М. В. Ипполитова. К вопросу о пространственных нарушениях у детей с церебральными параличами
О. Л. Раменская. О нарушениях памяти у детей старшего дошкольного возраста, страдающих детским церебральным параличом
Т. И. Константинова. К вопросу о причинах затруднений в подготовке к школе детей, страдающих детским церебральным параличом, и возможной коррекции этих затруднений
Раздел 4. Психолого-педагогические особенности заикающихся
Г. А. Волкова. Личностные характеристики заикающихся детей шестилетнего возраста
Н. Ф. Комкова. Сравнительная характеристика особенностей заикающихся детей
В. И. Селиверстов. Психологические особенности заикающихся
Т. А. Болдырева, В. Ю. Ваниева. Эффективность логопедической работы и особенности личности заикающихся
Т. А. Болдырева, Н. С. Фадеева. Взаимосвязь особенностей личности заикающихся подростков с характеристикой семейных отношений
Г. А. Волкова. К вопросу о методике изучения межличностных отношений заикающихся детей дошкольного возраста
Раздел 5. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями чтения и письма
А. Н. Корнев. Состояние сукцессивных функций у детей с нарушениями чтения и письма
Сукцессивные функции
Р. И. Лалаева. Дислексия и аффективные нарушения
С. С. Мнухин. О врожденной алексии и аграфии
Н. В. Разживина. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией
Е. Н. Российская. Особенности мотивации письменно-речевой деятельности учащихся с дисграфией
Организация эксперимента
Методика
Анализ результатов
Выводы
А. А. Тараканова. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией
Часть III. Психолого-педагогическая коррекция особенностей личности детей с нарушениями речи
Предисловие
Г. А. Волкова. Логопедическая ритмика
Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией
Ю. Ф. Гаркуша. Развитие произвольного внимания у детей с моторной алалией 5–6 лет в процессе логопедической работы
Г. С. Гуменная. Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы
И. И. Дёмина. Содружество школы и семьи в воспитании учащихся
Е. В. Кириллова. Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей
Р. И. Лалаева, А. Гермаковска. Формирование симультанного анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи
Н. В. Серебрякова. Формирование логических операций у дошкольников с речевой патологией в процессе логопедической работы
Н. А. Тугова. Воспитание двигательных навыков у учащихся
Н. А. Чевелева. Воспитание внимания у учащихся с нарушениями речи
В. И. Леонова. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи
Словарь.

Рубрики

Рубрики

Большая универсальная электронная библиотека - Many-Books.Org - скачать книги бесплатно и читать книги онлайн без регистрации Copyright 2010

Источники: http://pedlib.ru/Books/2/0208/2_0208-94.shtml, http://www.dissercat.com/content/spetsifika-emotsionalnykh-kharakteristik-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniyam, http://www.many-books.org/auth/14639/book/100111/lalaeva_r_i/logopatopsihologiya/read/103

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Стихи детей 1 5 лет

Стихи для ребенка в возрасте 1,5 -2 года В далее...

Творческие мастер классы детей идеи

Выездные мастер-классы для детей: далее...

Воспитание детей 4 5 лет

10 запретных фраз при воспитании далее...

Особенности диагностики детей школьного возраста

Методики диагностики мышления далее...

Как лечить бактерии в моче у ребенка

Бактерии в моче: как далее...

Художественные фильмы про животных для детей

Белый лев (White Lion) 7.431 195 далее...

У ребенка на плече красное пятно

Домой мы с детьми вернулись поздно, когда далее...

Популярные статьи

x