Главная » Эмоциональный ребенок

Этапы эмоционального развития ребенка

Эмоциональные потребности и эмоциональное развитие ребенка

В широком смысле эмоциональные потребности человека - это нужда в благоприятном эмоциональном фоне. В более узком смысле это психологическая потребность в позитивном взаимодействии с окружающими людьми, в том, чтобы быть ими безоговорочно принятыми и дарить им любовь. Естественно, второе определение никак не противоречит первому и даже тесно с ним связано: именно общение с дорогими нам людьми в наибольшей мере формирует положительный эмоциональный фон. Тем не менее за отправную точку мы возьмем второе определение, поскольку оно более конкретно и больше соотносится с теми аспектами жизни ребенка, которым мы собираемся уделить внимание в этой статье.

Итак, в эмоциональном развитии ребенка и его восприятии окружающих людей есть несколько важных этапов.
Потребность в безусловной материнской любви

Некоторые ученые сводят к неудовлетворенной потребности в безусловной любви возникновение монотеистических религий (где бог рассматривается как всепрощающее и всепринимающее начало), феномен власти (человек стремится к власти, чтобы его полюбили) и т. д. С точки зрения других специалистов, потребность в безусловной любви - это некая изначальная установка новорожденного ребенка на то, что все его нужды должны удовлетворяться. Нужд у него поначалу немного: тепло, комфорт, мама. Если ребенок мало плачет, много улыбается, выглядит довольным, значит, вы двигаетесь в правильном направлении. В этом случае то доверие, которое малыш испытывает к маме, он со временем перенесет и на весь окружающий мир.

Формирование первой привязанности. выделение «своих» и «чужих»

Это очень важная стадия, которую каждый карапуз проходит в 3-6 месяцев. Ребенок выделяет свое «ближнее» окружение - люди, общение с которыми дарит ему ощущение безопасности и которые обучают его базовым навыкам и принципам взаимодействия с другими людьми и со средой (см. статью ребенок до года и окружающие его люди ). Это первые люди, к которым он испытывает привязанность, отношение к которым он учится выражать с помощью мимики, смеха, улыбки. «Чужие» до определенного возраста могут ассоциироваться с потенциальной опасностью, с негативными эмоциями. Если в это время пытаться «насильственно» приучить малыша к обществу людей, которых он боится, то стадия может затянуться.

Проявление интереса к «чужим»

Ближе к году ребенок накапливает достаточно опыта, для того чтобы, с одной стороны, осознать, что не все посторонние люди потенциально опасны, с другой, чтобы воспринимать их как источник нового нужного опыта и положительных эмоций. В этом возрасте он становится избирательно общительным (степень избирательности определяется его индивидуальными особенностями), то есть он с удовольствием вступает в коммуникацию с теми, кто ему интересен. Для этого малыш осваивает новые инструменты общения: жесты, речь, определенные «этикетные формулы» (например, подойти и дать игрушку понравившемуся ребенку, чтобы завязать знакомство).

Оценка своих эмоций и самоконтроль

В первые полтора-два года жизни ребенок не владеет навыками самоконтроля: он равно демонстрирует все свои эмоции и делает только то, что ему хочется в данный момент. Но постепенно, накапливая коммуникативный опыт, вовлекаясь в процесс социализации, он начнет отмечать, что одни его действия вызывают исключительно позитивную реакцию со стороны окружающих, а другие могут спровоцировать неодобрение. Таким образом, постепенно он учится оценивать свои поступки и эмоции по шкале «хорошо-плохо» и старается в целом вести себя так, чтобы заслужить хорошее отношение окружающих (в первую очередь близких). Кстати, учтите, что воспитание у ребенка навыков эмоционального самоконтроля не менее важно, чем обучение его социально приемлемому поведению: именно они помогут ему в дальнейшем сохранять внутреннюю стабильность и позитивно воспринимать действительность.

Развитие эмпатии и сострадания

Как считают некоторые детские психологи. развитие этих качеств в большей степени зависит от индивидуальных врожденных особенностей ребенка, чем от его коммуникативного опыта. Зачастую трехлетний тихоня-домосед показывает себя более чутким и понимающим, чем общительный пятилетка, который уже давно ходит в садик. Но в любом случае, независимо от того, есть ли у конкретного малыша «способности» к эмпатии или нет, он должен понимать, что другие люди испытывают те же чувства, что и он, что у них есть свой внутренний мир, к которому нужно относиться с уважением. Это очень пригодится ему в дальнейшем как в личной, так и в деловой сфере.

Чтобы привить карапузу интерес к внутреннему миру человека и научить его понимать окружающих, старайтесь с первых лет приобщать ребенка к культуре. читайте ему хорошие книги, смотрите фильмы и обязательно сопровождайте все своими комментариями и отвечайте на его вопросы. Ведь мир человеческих эмоций и взаимоотношений очень сложен.

«Полюбите меня черненьким»: претензии на признание себя как личности

Примерно после 3 лет ребенку предстоит очередной, достаточно непростой этап (так называемый кризис 3 лет). Он уже осознает себя как личность: он понимает, что у него есть определенный набор качеств, и далеко не все эти качества социально одобряемы (даже если родители не внушали ему эту мысль, то, скорее всего, постарались или воспитатели в детском саду, или сами дети, или бабушки). Он уже знает, что он или «хулиган», или «толстый», или «рева» Но при этом рационально осознавая, что он неидеален, малыш продолжает испытывать инстинктивную потребность в безусловной любви, с которой он появился на свет. И он начинает «проверять» родителей: а готовы ли они принять его таким, какой он есть, со всеми недостатками?

Здесь родителям очень важно не поддаться на провокации и не признать, что ребенок противный, невыносимый, неряха и т. д. Потому что это первый шаг к комплексу неполноценности, который делает жизнь труднее.

Эдипова фаза: родители, внимание!

Очень сложный, важный и противоречивый этап эмоционального и личностного развития ребенка начинается в 2,5-3 года (может усугубляться «кризисом трех лет») и длится до 6 лет. Задачи, стоящие перед малышом, фундаментальны: ему нужно пережить влечение к родителю противоположного пола, принять невозможность союза с ним и «настроиться» на создание в будущем собственной семьи. Часто «эдипова фаза» становится первым опытом целенаправленного дистанцирования родителей от ребенка, необходимым для его дальнейшего развития. Нюансов и подводных камней здесь много. Подробно о сложностях этого этапа и поведении родителей читайте здесь .

Выработка позиции по отношению к окружающему миру

В зависимости от того, с какими результатами завершился кризис 3 лет, ребенок будет определять свое отношение к окружающим людям. Если близкие не умеют правильно ставить ограничения и наказывать ребенка. если они подчеркивают, что недовольны малышом, если они не принимают его таким, каким он есть, он встает к ним (и ко всем остальным заодно) «в оппозицию». В этом случае возможны разные формы поведения: непослушание, замкнутость, уход в себя и т. д. С такими проблемами зачастую может справиться только специалист. Если же родители докажут ему свою любовь, то его дальнейшие взаимоотношения с окружающим миром, скорее всего, будут развиваться в исключительно конструктивном ключе.

Также читайте:

  • Лечение черным тмином и маслом черного тмина
  • Десять самых «громких» экспериментов в истории социальной психологии
  • Результат теста IQ: что означают баллы?
  • Отрасли психологии
  • 10 самых влиятельных психологов
  • Как провести время с детьми? Вот вам 100 идей!
  • Ид, Эго и Суперэго
  • Учёные подвергли критике пирамиду Маслоу
  • Эффект Струпа: как создать ваш собственный эксперимент?
  • 10 вещей, которые необходимо знать о психологии

div .uk-panel' data-uk-grid-margin

Основные этапы социального и эмоционального развития ребёнка

За физическим развитием в первые годы жизни ребёнка наблюдать зачастую проще всего, следует отмечать также и другие аспекты развития — в том числе социальный и эмоциональный. Во многих случаях эти достижения может быть трудно или даже невозможно определить самостоятельно, так как часто они включают в себя такие вещи, как развитие самосознания. Ведь правда — отметить этот успех сложно, но он так же важен, как и прогресс в физическом развитии. Тем более, что социальные и эмоциональные навыки обретают невероятное значение, как только ребёнок поступает в школу.

От рождения до 3 месяцев

В течение первых трёх месяцев жизни младенцы активно познают себя и окружающих их людей. Часть этого навыка включает в себя:

  • рассматривание своих рук и посасывание пальцев;
  • разглядывание частей своего тела, которых касаются родители или родственники;
  • понимание того, что они существуют отдельно от окружающих;
  • умение утешиться и успокоиться с помощью взрослых;
  • получение удовольствия от социальной стимуляции и улыбок взрослых;
  • ответы на прикосновения.

От 3 месяцев до полугода

В этом возрасте социальное взаимодействие становится всё более важным. В этот период развития большинство детей начинают:

  • отзываться на своё имя;
  • улыбаться;
  • смеяться;
  • играть в игру «ку-ку» (когда взрослый прячется из вида ребёнка, а затем выглядывает из-за укрытия с возгласом).

От полугода до 9 месяцев

По мере роста младенцы начинают отдавать предпочтение знакомым людям. В возрасте от шести до девяти месяцев большинство детей могут:

  • выражать ряд эмоций включая счастье, печаль, страх и гнев;
  • различать знакомых, членов и друзей семьи и незнакомых людей;
  • показывать разочарование, когда у них отнимают игрушку;
  • отвечать на произнесённые взрослыми слова и их жесты.

От 9 месяцев до года

Дети становятся более социальными, они нередко начинают подражать действиям других. К годовалому возрасту также становится всё более выраженной саморегуляция. Большинство детей могут:

  • держать чашку и пить с помощью взрослых;
  • подражать простым действиям;
  • кушать небольшими кусочками;
  • выражать тревогу при разлуке с родителями или родными.

От года до 2 лет

В возрасте от одного до двух лет дети проводят время, взаимодействуя с более широким кругом людей. Они также начинают проявлять большее чувство самосознания. На данном этапе большинство из них может:

  • узнавать своё собственное отражение в зеркале;
  • инициировать игры;
  • играть самостоятельно, часто подражая действиям взрослых;
  • чувствовать удовлетворение от выполнения какого-либо задания;
  • пытаться помочь — часто, собирая игрушки;
  • выражать негативные эмоции, в том числе гнев и разочарование;
  • проявлять больше уверенности в себе и пытаться руководить действиями других.

От 2 до 3 лет

С ростом дети становятся всё более творческими и уверенными в своих силах. К трём годам большинство детей начинают:

  • осознавать свой пол;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • демонстрировать личные предпочтения относительно игрушек, продуктов питания и видов деятельности;
  • говорить «нет» взрослым;
  • наслаждаться наблюдением и играми с другими детьми;
  • защищать свои личные вещи;
  • символически использовать предметы во время игры;
  • испытывать быстрые перемены в настроении.

От 3 до 4 лет

В возрасте трёх лет дети более приспособлены к физической активности, их чувство уверенности в себе и независимости становится более выраженным. В течение четвёртого года жизни большинство детей начинают:

  • следовать указаниям взрослых;
  • выполнять некоторые задания практически без помощи посторонних;
  • делиться игрушками с другими детьми;
  • придумывать игры и просить других детей присоединиться;
  • увлекаться играми, симулирующими деятельность взрослых.

От 4 до 5 лет

В течение пятого года жизни дети узнают больше о собственной индивидуальности. Их физические навыки развиваются, они более способны исследовать свои способности, что может привести к формированию веры в себя и личной гордости. В этом возрасте большинство детей начинают:

  • понимать основные различия между хорошим и плохим поведением;
  • формировать дружеские отношения с другими детьми;
  • сравнивать себя с другими детьми и даже взрослыми;
  • понимать чувства других людей;
  • наслаждаться играми с другими детьми, требующими развитых навыков воображения и где-то даже актёрских способностей;
  • наслаждаться соревновательными играми.

Как родители могут помочь детям пройти все этапы развития?

В течение первых нескольких лет жизни для детей крайне важно знать, что они могут доверять своим родителям и полагаться на них. Нужно быть отзывчивыми и последовательными; родители помогают детям узнать, что они могут зависеть от людей, с которыми они близки. Этот процесс включает в себя установление последовательных правил и контроль дисциплины, что особенно важно, когда ребёнок становятся старше. Если ребёнок знает, что от него ожидается и что произойдет, если он нарушит установленные правила, он поймет, что мир в какой-то степени упорядочен. Кроме того, это поможет детям развивать в себе самоконтроль.
В целях развития социальных и эмоциональных навыков родители должны дать своим детям возможность играть с другими детьми, исследовать свои способности и выражать свои чувства. В определённых пределах всегда хорошо предлагать детям выбор, с тем чтобы они могли отстаивать свои собственные предпочтения. «Какую кашу хочешь на ужин — гороховую или кукурузную?» или «Что хочешь надеть — красную или зелёную рубашку?» — вот такие вопросы, например, родители могут задавать детям, чтобы помочь им научиться самостоятельно принимать решения.
Очень важно помочь ребёнку научиться правильно выражать свои эмоции в ситуациях социального взаимодействия. Когда сильные эмоции, такие как гнев или ревность, переполняют ребёнка, он должен уметь показывать, как он себя чувствует, без неуместной бурной реакции. Когда имеет место чрезмерно бурная эмоциональная реакция, например, стремление ударить или накричать, дайте ребёнку ясно понять, что подобные действия неприемлемы и что всегда есть альтернативный вариант. Покажите поведение, которое Вы ожидаете увидеть.

Если понравилась статья, поделись с друзьями:

Комментировать через контакт

Это интересно. 6 этапов эмоционального развития младенцев (в рамках отношений с окружающими по Гринспен-Эйнсворт-Боулби)

Это интересно. 6 этапов эмоционального развития младенцев (в рамках отношений с окружающими по Гринспен-Эйнсворт-Боулби)

Зная определенные этапы эмоционального развития ребенка родители смогут лучше ориентироваться в возникающих потребностях на каждом конкретном этапе развития ребенка.

1. Приспосабливание и интерес к миру - этот период длится с рождения до 3 месяцев.

В первые недели жизни младенцы стремятся к регулярности и покою, но вместе с тем пытаются не упустить ни одного из своих ощущений и переживаний, связанных с окружающим миром. Они стремятся найти баланс между избытком и недостатком стимуляции. На этой стадии младенцы не проводят различия между теми,кто о них заботится, и другими людьми, реагируя на всех примерно одинаково.

2.Влюбленность - период от 2 до 7 месяцев. В 2 месяца младенцы, приспособившиеся к новой среде обитания, становятся более внимательными к окружающему миру. Они узнают близких людей и направляют свое внимание в первую очередь на тех, кто о них заботится, а не на чужих. Теперь мир людей кажется младенцам привлекательным, волнующим и доставляющим удовольствие, и они это показывают. Малыши с готовностью улыбаются и реагируют движениями всего тела на приближающегося к ним человека.

3.Развитие взаимно активной коммуникации - период от 3 до 10 месяцев. Эта фаза в значительной мере накладывается на предыдущую, но теперь уже младенцы начинают вести диалог с другими. Мать и дитя инициируют свои собственные игровые последовательности взаимодействия: обмениваются взглядами, играют в короткие игры и делают паузы. То же самое происходит между ребёнком и отцом, а также между ребенком и его братьями и сестрами.

4.Появление устойчивого «Я» - от 9 до 18 месяцев. Годовалые дети уже могут лучше обслуживать себя и играют более активную роль в эмоциональных отношениях с матерью и отцом. Они способны оповещать родителей о своих потребностях эффективней и точней, чем раньше. Они начинают пользоваться словами при общении с окружающими, к этому времени у них появляется ряд новых эмоций, включая гнев, печаль и радость. В конце этого периода младенец осознает отличие себя от других.

5.Развитие эмоционального воображения - от 18 до 36 месяцев. Начавшие ходить дети способны к символическому изображению, игровой имитации и созданию внутренних образов людей и предметов. Они могут добывать знания о мире людей благодаря символической игре, в которой воображают себя другими или имитируют их действия. В течении этого периода эмоциональный репертуар детей расширяется и начинает включать в себя социальные эмоции: сочувствие, смущение, а через некоторое время-стыд, гордость, вину. Эти проявления совпадают с дальнейшим развитием у них чувства «Я» и с расширением их знаний о социальных правилах.

6.Эмоциональное мышление: базис для развития фантазии, реализма и самооценки - от 30 до 48 месяцев. К моменту взаимные уступки в близких отношениях со значимыми людьми принимают форму партнерства. Маленькие дети способны понять,чего ждет от них человек, а затем попытаться изменить свое поведение так, чтобы удовлетворить эти ожидания и тем самым достичь собственных целей.

Уважаемые родители! Учитывайте потребности вашего ребёнка в зависимости от того этапа развития, на котором он находится. Не перегружайте его излишней информацией, но и давайте её в том количестве, которое необходимо для её адекватного усвоения.

Источники: http://detyvradost.ru/emotsionalnoie-razvitie-rebenka/, http://aboutyourself.ru/psy-razv/osnovnye-etapy-socialnogo-i-emocionalnogo-razvitiya-rebyonka.html, http://www.medcenternk.ru/homepage/stati/item/142-etapy-razvitia

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Монгольские пятна у детей

Монгольские и японские ученые совместно изучают далее...

Ребенка 4 года болит пися

3 июл 2011, 22:12 Добрый далее...

Творческое занятие для детей 7 10 лет

Иматон Этот курс — единственная в России программа целенаправленного далее...

Грыжа ребенка 6 лет

Пупочная грыжа Пупочная грыжа относится далее...

Игра тетрис для детей 4 лет

Смешарики тетрис Как-то вечером Пин придумывал свое очередное изобретение и далее...

Почему ребенок срыгивает после кормления фонтаном отзывы

Ребёнок стал чаще далее...

Творческие номинации для награждения детей

32 победителя в творческих конкурсах получили далее...

Популярные статьи