Главная » Эмоциональный ребенок

Коррекция эмоциональной сферы ребенка

Развитие и коррекция эмоционально-чувственной сферы ребенка (от внутриутробного периода до подросткового возраста)

Елена Ивановна Николаева. доктор биологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, автор более 300 научных работ, в том числе учебников «Психофизиология» и «Психология семьи», автор книг «111 баек для детских психологов», «Воспитать одаренного ребенка. Как?», «Леворукий ребенок: диагностика, профилактика, коррекция», «Как и почему лгут дети? Психология детской лжи».

Семинар рассчитан на широкий круг практических психологов, работающих в школах и детских садах, психологических центрах. Он может быть полезен всем, кто занимается проблемой воспитания дошкольников и школьников.

Адекватное восприятие окружающего мира и устойчивая эмоциональная сфера ребенка являются базой формирования здоровой личности. Однако и родители, и детский сад, и школа делают акцент на развитии интеллекта, не уделяя должного внимания эмоционально-чувственной стороне. В то же время доказано, что алекситимия – трудность в назывании эмоций – лежит в основе формирования многих соматических расстройств, прежде всего, сердечно-сосудистых заболеваний. Дети обучаются пониманию эмоции других людей, поведению в различных проблемных ситуациях, наблюдая за близкими и конструируя собственную картину мира. На семинаре будут обсуждаться психофизиологические механизмы развития сенсорной и эмоциональной сферы ребенка, причины нарушения этого развития и методы коррекции в различные возрастные периоды.

Цель:

систематизация современных представлений о механизмах формирования эмоционально-чувственной сферы ребенка, освоение методов коррекции нарушений типичного развития.

В программе:

  • Закономерности формирования эмоциональной сферы ребенка.
  • Специфика эмоционального восприятия и реагирования в разные возрастные периоды.
  • Влияние семьи на формирование эмоциональной сферы.
  • Развитие рефлексии у ребенка.
  • Влияние эмоционального развития на интеллект.
  • Развитие у детей представлений о том, что чувствует другой («theory of mind»).
  • Возможности коррекции эмоциональной сферы в разные возрастные периоды.

Формы работы:

семинар с элементами тренинга и разбором конкретных случаев из практики.

Планета эмоций программа психологической коррекции

Планета эмоций программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями

Пояснительная записка

За последние годы увеличилось число детей имеющих отклонения в развитии, в том числе и детей имеющих умственную отсталость.

Умственная отсталость проявляется. прежде всего, в неравномерном развитии у ребенка различных сторон психической деятельности. Это проявляется в нарушении ориентировки в пространстве и времени, пассивном внимании, непроизвольном и малом обьеме запоминаемого материала, недостаточной сформированности мыслительных операций. Незрелость личности умственно отсталого ребенка, обусловлена спецификой развития его потребностей, интеллекта и проявляется в ряде особенностей его чувств.

В чувствах и эмоциях человек выражает личное отношение к предметам, явлениям, к процессу и содержанию познания. Как известно эмоции и чувства взаимосвязаны.

Эмоции возникают при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей при непосредственной реакции человека на предметы окружающей действительности. Чувства - это социальное отношение человека к собственной деятельности. Между чувствами и интеллектом человека складываются сложные взаимоотношения. Так, возникшее переживание может быть усиленно или подавлено разумом, может стать источником деятельности или ее тормозом.

Незрелость личности особого ребенка проявляется также в большом влиянии на оценочные суждения эгоцентрических эмоций. Поэтому наиболее высоко ребенок оценивает то, что ему приятно. Говоря о развитии чувств умственно отсталого ребенка Л.С.Выготский отмечал, что на начальных ступенях развития интеллекта обнаруживается более или менее непосредственная зависимость его от аффекта. Но по мере развития личности эти отношения меняются. Переход ребенка от низших форм эмоциональной жизни к высшим непосредственно связан с изменением отношения между интеллектом и аффектом. Умственно отсталые дети не регулируют с помощью интеллекта свои чувства соответственно конкретной ситуации. Это выражается например в том, что они не могут побороть чувство обиды на кого-либо даже тогда, когда понимают что его обидеть не хотели.

Все это говорит о необходимости проведения коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками с целью развития эмоциональной сферы и формирования коммуникативных умений у умственно отсталых подростков. Программа Планета эмоций поможет детям, имеющим интеллектуальные нарушения, научиться лучше распознавать эмоции других людей и свои собственные, выражать эмоции социально приемлемым способом.

Цель программы

Коррекция и развитие эмоциональной сферы и формирование коммуникативных умений у подростков с нарушением интеллекта.

- расширение знаний детей об эмоциях,
- развитие у подростков умения адекватно выражать свои эмоции,
- стабилизация эмоционального состояния, оптимизация уровня тревожности и агрессии у подростков,
- формирование коммуникативных умений у детей.

Организационно - методические аспекты

  1. Презентация возможности проведения коррекционной работы в комнате психологической разгрузки с воспитанниками УИТ VIII вида ( встреча с педагогами и формирование мотивации на совместную работу, представление комнаты психологической разгрузки, получение согласия на проведение коррекционной работы с воспитанниками)
  2. Сбор анамнестических данных, психологическая диагностика подростков с целью выявления актуального уровня развития познавательной сферы и особенностей эмоционально – волевой серы с использованием проективных методик Дом. Дерево.Человек , ТЦО, тест Руки .
  3. Программа расчитана на 14 занятий с периодичностью встреч 2 раза в неделю по 45 минут.

Количественный состав групп
Оптимальное количество участников 8 человек.
Качественный состав группы
Подростки 14 - 16 лет, воспитывающиеся в школе-интернате .
В группу подбираются дети с учетом степени тяжести заболевания и особенностей развития эмоциональной сферы, не имеющие противопоказаний для групповой работы.

Противопоказания

- обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний,
- аллергическая и бронхиальная патология.
Принципы комплектования группы и организации работы
- Добровольного участия.
- Недирективнность позиции взрослого.
- Учет психофизических особенностей детей.

Ориентировочная структура занятия

1. Ритуал приветствия.

Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.

2. Основная часть

Направлена на решение задач данной программы.

3. Заключительная часть

- Подведение итогов, получение обратной связи.
- Ритуал прощания.

При реализации программы используются следующие формы и методы работы:
- игры,
- упражнения,
- Арт-терапевтические техники,
- мышечная, дыхательная релаксация,
- этюды,
- беседы.

Требования к ведущему

1. Психологическая компетентность ( наличие психологического образования, опыта участия в тренингах и опыта ведущего групповой психологической работы)
2. Наличие знаний и опыта работы с умственно отсталыми детьми.
3. Языковая компетентность.
4. Открытость в выражении чувств.

Организация пространства и места работы

- Оборудованная специальная комната психологической разгрузки ( кресла по количеству участников, мячи-гиганты, мячи-ежики, тактильно-пузырьковая колонна, светящаяся сеть, ковер Млечный путь )
- Альбомы, краски, карандаши, фломастеры.
- Бланки по числу участников.
- Карточки.

Оценка эффективности работы

Эффективность работы отслеживается по результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за воспитанниками на каждом занятии, психологической диагностики проводимой перед началом серии занятий и по их окончанию.
Предполагаемый результат
Умение понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, снижение тревожности, формирование умения действовать в группе.

Источники: http://www.imaton.ru/seminars/246/, http://psycholog-school.ru/psikhologi/programma-psikhologicheskoy-korrektsii-emotsionalnoy-sfery-podrostkov-14-16-let.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Недержание кала у детей 10 лет

Подробное объяснение энкопреза (недержания кала) у детей: причины, на далее...

Продолжительная рвота у ребенка

Рвота на море На далее...

Караоке для детей 12 лет

Караоке для детей Tikwa.ru — увлекательный портал далее...

Протокол развития способностей детей

12.09 Какую пищу далее...

Сколько лечится стоматит у ребенка 1 год

Стоматит у грудничков Стоматит – это далее...

Характеристика волевых качеств дошкольника

Воспитание нравственно-волевых качеств далее...

Можно сделать ребенком 3 года

Геморрой у детей 3-х лет Геморрой – далее...

Популярные статьи

x