Главная » Эмоциональный ребенок

Несформированность эмоционально волевой сферы чем помочь ребенку

Эмоционально-волевая сфера. Эмоции ребенка

Ребенок может быть агрессивным, неусидчивым, тревожным, несамостоятельным, обидчивым, конфликтным, неуверенным или застенчивым. Он может закатывать истерики или неадекватно реагировать на удачи-неудачи, не способен контролировать свое поведение или преодолевать трудности.

У него могут быть проблемы с познавательными процессами: памятью, вниманием, мышлением или воображением.

Если, воспитывая дошкольника, Вы сталкиваетесь с подобными вопросами, то, скорее всего, Вам необходимо либо обратиться к психологу для коррекции, либо попробовать самостоятельно помочь своему ребенку.

Факторов, которые влияют на развитие эмоционально-волевой сферы, много. Это и внутренние, такие как наследственность, особенности физического развития (то, как развивается нервная система), и внешние – среда, в которой развивается ребенок. И если внутренние факторы изначально заданы, то на внешние мы можем непосредственно влиять.

Как вы можете помочь ребенку?

Совместная со взрослым деятельность с ясной и точной постановкой цели – это первое, что необходимо делать, чтобы помочь ребенку развивать эмоционально-волевую сферу.

Когда готовите вместе тесто для пирога, или прибиваете гвоздь, или рисуете картину – проговаривайте, что Вы получите в результате, результат обязательно должен быть понятен ребенку.

То, что Вы делаете вместе, задача, которую необходимо решить, должна быть сложнее, чем возможности ребенка. Но настолько, чтобы ребенок мог ее выполнить – т.е. ненамного. Если трудностей не будет, и все будет очень легко, то ребенок будет говорить: «А, это? Это не интересно!»

Пожалуй, самое важное в этом возрасте – игра. Для дошкольника эмоции регулируют его деятельность. Именно эмоции толкают к достижению цели, к лучшему усвоению материала. Игра всегда вызывает радость и интерес.

Ребенок должен играть каждый день. И не просто катать машинки по полу, а придумывать истории, рассказы, сюжеты. Например, как рыцарь скачет спасать принцессу. Игры не должны быть компьютерными – там воображения нет. Там не надо придумывать, куда ты сам пойдешь, и что после этого произойдет.

Вызывайте у ребенка интерес, и он начнет многие вещи делать самостоятельно. Начинайте игру вместе – а затем отходите в сторону. Некоторые родители читают вместе с ребенком книжку, а затем говорят: «Знаешь, мне сейчас нужно приготовить суп, ты подожди, не читай без меня».

Но ребенок не может остановиться, ему очень интересно, что будет дальше – и он начинает читать сам.

Несформированность эмоционально-волевой сферы может выражаться в том, как ребенок реагирует на успехи и неудачи. Например, ребенок ходит на подготовку к школе, где задали домашнее задание.

Он готовил его – и теперь должен перед всеми рассказать. Когда ему дается такая возможность, он не может найти подходящие слова и реагирует на это эмоционально: падает на пол, кричит, плачет, не может совладать с собой, и истерика длится минут десять.

Когда родители понимают, какая у ребенка проблема – будет полезным сочинить вместе с ребенком сказку, где главный герой не мог бы справиться с аналогичными задачами, но постепенно он со всеми ситуациями справляется: сначала с легкими, потом с трудными.

Если есть такая возможность, можно взять игрушки и проиграть это все в песочнице, чтобы ребенок мог наглядно все себе представить и проработать.

Идеально, если ребенок сам может найти выход из ситуации. Можно задать ребенку тему, или начать рассказывать историю, конец которой ребенок должен будет придумать сам. Это намного эффективнее, чем когда ему сразу выдают готовый результат.
Важно понимать, что развитие – это постепенный процесс, Вашему ребенку понадобится не только Ваша помощь, но и достаточное количество времени. Но, поверьте, результат не заставит себя долго ждать!

Ольга Волошенко, психолог
Центра успешных отношений

Использование театральной деятельности в развитии эмоций у детей с ОНР

В.А. Губанова, Т.С. Авдеева
воспитатели МБДОУ «Детский сад № 3»,
руководители театрального кружка

О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Участие ребенка в драматизациях сказок и театрализованных играх - всегда праздник. Для детей с ОНР, посещающих коррекционные группы, занятие театрализованной деятельностью сохраняет свое значение, как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.
Неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности, недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, несформированность целенаправленной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы существенно тормозит развитие игровой деятельности, которая имеет ведущее значение в формировании личности ребенка, а трудности, имеющиеся у таких детей, сказываются на всех формах общения.
У многих детей наблюдаются повышенный уровень тревожности, который колеблется в зависимости от изменений условий, ощущения неуверенности в себе, которое приводит к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. Для многих характерна крайняя зависимость от мнения других. У детей можно наблюдать агрессивные реакции, если при осуществлении своих стремлений они встречают препятствия. Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, в излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами, руками; не может длительное время сидеть спокойно. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью.
В последние годы все больше приходит детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. На фоне таких нарушений проявляется устойчивое негативное поведение. Театральная деятельность детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
При работе с детьми с ОНР можно выделить три типа задач:
I-ый тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средством детского театра;
II-ой тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений;
III – ий тип – это коррекционные задачи.
Дети не сразу овладевают умениями правильно держать себя на сцене: они скованны, речь их невыразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринужденно, уметь передавать сущность своего персонажа, нужна специальная тренировка на играх – занятиях. Их цель – помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:
1. Культурой и техникой речи.
2. Эмоциями.
3. Интонацией.
4. Позами.
Культура и техника речи. Игры и упражнения направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Дети произносят скороговорки и стихи, тренируют четкое произношение согласных в конце слова, отрабатывают дикцию, правильную артикуляцию.
Эмоции. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Этюды на развитие эмоций направлены на развитие мимической, жестикуляционной выразительности – иными словами - «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости. У детей складывается определенный эмоционально-чувственный опыт, который позволяет действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого.
Интонация. Детям предлагается произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д) самостоятельно, без подсказки воспитателя. Цель работы над интонацией – добиться выразительности и естественности речи. В тренингах мы используем произведения детских писателей, поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Стихи, потешки обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость.
Позы. Сначала целесообразно предложить детям поиграть в знакомые им типа «Море волнуется», затем предложить им позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (например каратиста, паука, березку) и объяснить, почему они выбрали именно эту позу. Полезны такие задания, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое бы сделало образ героя сказки, отличающегося острой характерностью (такого, например, как Баба Яга, Бармалей, Царевна- Несмеяна, Старик и т.п.) легко узнаваемым.
На заключительных играх - занятиях детям предлагается разыграть небольшие этюды, сценки, включающие определенные действия на взаимоотношения между персонажами, передающие настроение каждого участника. Каждый ребенок заранее решает, что он будет делать и как он это будет делать, используя уже известные ему образные средства. Совместная деятельность проходит в непринужденной, свободной атмосфере. Это создаст благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессии, продуктивной творческой самореализации. Происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет детям с большим интересом погружаться в мир фантазии, учит замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формировать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир по –новому.
Меняются отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции, происходит коррекция поведения, активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
Участие в театрализованной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.


Сведения об образовательной организации

Неуспеваемость младших школьников и ее причины

Неуспеваемость младших школьников и ее причины

Неуспеваемость ребенка нередко обусловлена многими факторами. Знание причин неуспеваемости поможет сделать процесс обучения более продуктивным и интересным.

Неуспеваемость можно подразделять на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью подразумевается отставание ребенка по всем основным предметам школьной программы. При специфической неуспеваемости ребенок отстает лишь по какому-то одному предмету при хорошей или удовлетворительной успеваемости по всем остальным предметам школьной программы. И в том, и в другом случае определяются и анализируются факторы, которые являются причинами школьной неуспеваемости.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, психологи объединяют в две группы: недостатки познавательной деятельности ребенка и недостатки в развитии мотивационной сферы.

Как правило один нежелательный фактор, в последствии порождает другие нежелательные факторы, поэтому при решении проблемы неуспеваемости нужно искать и устранять сразу несколько причинных факторов.

Трудности в обучении, вызывающие неуспеваемость младшего школьника

  • Пропуск букв в письменных работах. Возможные причины: низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность, приемов самоконтроля, индивидуальные особенности личности.
  • Орфографические ошибки при хорошем знании правил. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.
  • Невнимательность и рассеянность. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
  • Трудности при решении математических задач. Возможные причины: плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.
  • Трудности в пересказе текста. Возможные причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
  • Неусидчивость. Возможные причины: индивидуальные особенности личности, низкий уровень развития волевой сферы.
  • Трудности в понимании материала с первого раза. Возможные причины: слабая концентрация внимания, несформированность приемов учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень развития переключения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.
  • Постоянная грязь в тетрадях. Возможные причины: слабое развитие мелкой моторики руки, недостаточный объем внимания.
  • Плохое знание таблицы сложения (умножения). Возможные причины: низкий уровень развития механической памяти и долговременной памяти, слабая концентрация внимания, несформированность приемов учебной деятельности.
  • Трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы. Возможные причины: несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
  • Постоянное забывание дома учебных предметов. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
  • Трудности при ответе на вопрос учителя. Возможные причины: заниженная самооценка, трудности в семье, стрессовое состояние, индивидуальные особенности.

В целом можно выделить три группы детей, имеющих трудности в обучении:

  • Дети, которые могут учиться, но не хотят. Основные причины: нарушения в эмоционально-волевой сфере и проблемность в самоутверждении в активной, практически осязаемой деятельности, в признании со стороны авторитетных для них сверстников. Как правило, эти потребности не находят удовлетворения в учебной деятельности, и ребенок стремится утвердить себя в различных видах внешкольных занятий.
  • Дети, которые хотят учиться, но не могут. Основные причины: недостаточное развитие познавательной сферы, что связано, как правило, с бедностью чувственного и речевого опыта ребенка, обусловленными низким культурным уровнем родителей, недостатком родительской любви и заботы в дошкольный период и во время обучения в школе, либо это результат микропоражения в коре головного мозга, либо и то, и другое вместе.
  • Дети, которые не могут и не хотят учиться. Основные причины: низкий уровень развития познавательной сферы, как результат недостаточного внимания к ребенку со стороны родителей; несформированность мотивов учения на начальном этапе обучения, либо легкие нарушения функций эмоционально-волевой сферы; тотальная психологическая неготовность к школьному обучению, ярко выраженная психическая инфантильность, охватывающая не только эмоционально-волевую, но и другие сферы личности.

Любая причина и обусловленные ею трудности сигнализируют о необходимости развивающе-коррекционного воздействия на ребенка с целью преодоления негативного влияния этих трудностей на усвоение детьми школьного материала. Это воздействие может быть ограничено лишь включением в работу с ребенком соответствующих развивающих или коррекционно-развивающих игр и упражнений. А в отдельных случаях необходима помощь специалиста — психолога, психиатра, дефектолога или логопеда.

Необходимые условия для хорошей учебы ребенка

  • Хорошо развитая познавательная сфера (зрительное восприятие, пространственная ориентация, слуховое восприятие и внимание, фонематический слух, сенсорно-двигательные координации, движения пальцев и кистей рук, память, анализ и синтез).
  • Достаточно культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня.
  • Достаточное проявление любви, внимания, интереса, заботы со стороны родителей. Уважительное отношение к ребенку в семье.
  • Мастерство педагогов, работающих с ребенком в школе.

Источники: http://psycenter.by/articles/pochemy_on_isterit_emocii_rebenka_psiholog, http://ds3-orel.ru/article120, http://www.onln.pro/neuspevaemost-mladshih-shkolnikov-i-ee-prichiny/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Психологические игры детей 3 лет

Развивающие игры на развитие психологической далее...

Развитие познавательной сферы детей дошкольного

Развитие познавательной сферы дошкольников на примере логопедической далее...

Социальная сеть детей 12 лет

Статья на тему: Возрастные особенности детей далее...

Ли вызвать аллергию ребенка чай

Аллергия на чай: симптомы и лечение В далее...

Доклад развитие творческих способностей детей старшего возраста

Развитие творческих способностей у детей 5-6 далее...

Хип хоп видео дети 12 лет

Занятия Хип-хоп для детей далее...

Развод ребенку 1 5 года

Возможен ли развод в семье с ребенком далее...

Популярные статьи

x