Главная » Эмоциональный ребенок

Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка й шванцара

К.псх.н. Василенко Е.А. Мурзина Е.Ю.

Челябинский государственный педагогический университет, Россия

Развитие эмоциональной саморегуляции

у детей младшего школьного возраста

с речевыми нарушениями в индивидуальном взаимодействии

Многие исследователи подчеркивают широкие возможности младшего школьного возраста, отмечая его сензитивность для развития психологических образований, значимо важных для благоприятного развития в дальнейшие возрастные периоды. Одним из этих важных образований, несомненно, является способность к саморегуляции поведения и деятельности.

В психологической науке и практике накоплен теоретический и эмпирический материал по регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний подростков и взрослых, но вместе с тем следует признать, что наименее изученной областью педагогической психологии является саморегуляция негативных эмоциональных состояний, в особенности у детей младшего школьного возраста, особенно это касается детей с речевыми нарушениями. Дети данной категории отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями эмоциональных состояний, представлениями об эмоциях, самооценкой, уровнем притязаний, что отражается и на характере их социальных контактов.

Мы провели исследование, которое ставит своей целью изучить особенности и разработать программу коррекции эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. В исследовании приняли участие 12 детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Для изучения эмоциональной саморегуляции у детей с ЗПР нами были использованы следующие методики: цветовой тест (М. Люшер), тест «Несуществующее животное» (в адаптации М.3.Друкаревич), т ест школьной тревожности Филипса, а нкета для педагогов и родителей «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребёнка» (Й.Шванцара)

В результате исследования были выделены следующие особенности эмоциональной саморегуляции у детей с речевыми нарушениями:

· высокий уровень тревожности

· высокий уровень агрессивности

· трудности регуляции поведения в общении.

Опираясь на полученные данные мы пришли к выводу, что для развития эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями необходима организация коррекционно-развивающей работы. Мы разработали и апробировали «Программу занятий по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников с речевыми нарушениями».Занятия проводились индивидуально с каждым ребенком и в подгруппах по 3-5 человек. На индивидуальных занятиях проходила работа с негативными эмоциями, моделирование поведения, направленного на регуляцию своего состояния. На групповых занятиях проходила тренировка в том поведении, которое было освоено на индивидуальных занятиях.

Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.

1. формирование знаний детей об эмоциональных состояниях, уме-

ния их различать и понимать;

2. развитие умения вербально передавать собственное и чужое

эмоциональное состояние через его называние, описание;

3. совершенствование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой) – средствами человеческого общения;

4. обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликт-

5. обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

6. обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания.

С целью выявления уровня развития эмоциональной саморегуляции у детей с речевыми нарушениями после проведенной коррекционной работы мы вновь использовали те же методики, что и до проведения коррекционной работы.

Сравнивая результаты, которые были получены до проведения коррек-ционной работы и после, можно сделать следующие выводы:

· Уровень тревожности снизился у 50 % детей;

· Уровень агрессивности снизился у 33,3% детей;

· Количество учащихся, имеющих завышенную самооценку, снизилось на 25%.

Обобщая проведенную работу и проанализировав полученные данные, мы можем говорить об эффективности подобранных занятий для развития эмоциональной саморегуляции детей с задержкой психического развития.

1. Бедер Я.С. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у де-тей с задержками развития [Текст] / Я.С. Бедер // Вопросы психологии. - 1983. -№4. - С.21-34.

2. Борякова Н.Ю. Педагогическая система обучения и воспитания детей с отклонениями [Текст] / Н.Ю. Борякова М. Просвещение, 2007. -285с.

3. Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции [Текст] / И.В. Боязитова // Психологический журнал. -1998. - Т19.- №4. – С.31-36.

4. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / И.П. Воропаева. М. Наука, 1993. – 56 с.

Тема: Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия ребенка

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. 8

1.1. Определение понятий «взаимодействие» и «семейное взаимодействие». 8

1.2. Семья и семейное воспитание. 8

1.3. Классификации стилей семейного воспитания. 10

1.4. Классификации функций семьи. 15

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА. 18

2.1. Понятие эмоционального благополучия. Точки зрения отечественных и зарубежных авторов. 19

2.2. Родительское отношение к ребенку и его эмоциональные состояния в школьном возрасте. 26

2.3. Причины возникновения эмоционального дискомфорта ребенка. 27

3. ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ВОСПРИЯТИЕМ РЕБЕНКОМ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ. 33

3.1. Организация и методы исследования. 33

3.2. Диагностика детско-родительских отношений. 33

3.3. Исследование эмоционального благополучия ребенка. 35

3.4. Определение коэффициента ранговой корреляции. 35

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ. 38

Выдержка из работы:

Целью работы является исследование взаимоотношений детей и родителей в семье и их влияние на эмоциональное благополучие ребенка.

Объект исследования – детско-родительские отношения и эмоциональный компонент развития ребенка.

Предмет исследования – особенности взаимодействий родителей и детей и эмоциональное благополучие.

Гипотеза: существует взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и эмоциональным благополучием ребенка.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

1. Провести литературный анализ по проблеме взаимоотношений родителей и детей и эмоционального благополучия ребенка.

  1. Исследовать взаимодействия между детьми и родителями в семье.
  2. Исследовать эмоциональные проявления ребенка.

4. Выявить взаимосвязь между родительским отношением и эмоциональным благополучием ребенка.

Задачи решались с помощью следующих методик исследования:

  1. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» В.И. Марковской.
  2. Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д.Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой).
  3. Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка Й. Шванцара.

Исходя из поставленных задач, была построена следующая структура работы. Первая глава посвящена одному из теоретических аспектов данной работы. В ней дан анализ литературы, посвященной проблемам взаимодействие детей и родителей в семье.

Вторая глава содержит анализ литературных источников по теме эмоционального благополучия – неблагополучия детей

Третья (практическая) глава посвящена конкретному психологическому исследованию, которое направленно на выявление взаимоотношений между родителями и детьми в семье и их влияние на уровень эмоционального благополучия ребенка.

Заключение содержит выводы, сделанные на основе имеющихся материалов, о влиянии родительского отношения на эмоциональное благополучие ребенка.

Здоровье и семья: психологический портрет

ЗДОРОВЬЕ И СЕМЬЯ:

Читателю предлагается оценить состояние своего здоровья и здоровья членов своей семьи с помощью опросников, тестов, упражнений, полезной информации. На основе полученных данных каждый из нас сможет в определенной мере скорректировать свой образ жизни, улучшить физическое и психическое состояние, взаимоотношения с членами семьи и окружающими. Ведь счастливая семья – это прежде всего здоровая семья.

Для широкого круга читателей: родителям, педагогам, психологам.

Психодиагностические методики, представленные в данной книге, могут быть использованы студентами во время учебной практики, а также для проведения научно-исследовательской работы.

I.Образ жизни. Движение. Здоровье

Тест «Психологический возраст человека»

Информ-дайджест. Здоровый образ жизни и здоровый стиль жизни

Тест «Как вы беспокоитесь о своем здоровье?»

Информ-дайджест. Ритм жизни

Тест «Ваше здоровье»

Тест «Как вы себя чувствуете?»

Информ-дайджест. Что такое стресс?

Тест «Ваш биологический возраст»

Информ-дайджест. Понятие о здоровой личности

Тест «Ваш образ жизни»

Информ-дайджест. Психологический уровень здоровой личности

Тест «Подвержены ли вы стрессу?»

Информ-дайджест. «Если болит душа, плачут внутренние органы»

Тест «Ваша склонность к стрессу»

Информ-дайджест. 50 способов победить стресс

Тест «Угроза инфаркта миокарда»

Информ-дайджест. Влияние социума на здоровье

Тест «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?»

Тест «Правильна ли ваша диета?»

Информ-дайджест. Привычки как способ жить

Тест «Ваши шансы похудеть»

Тест «Как определить нормальную массу тела?»

Информ-дайджест. Продлите свою жизнь

Тест «Насколько вы зависимы от курения?»

Тест «Почему вы курите?»

Тест «Наносит ли выпивка ущерб вашему здоровью?»

Информ-дайджест. «Шкала Бахуса»

Тест «Динамичны ли вы?»

информ-дайджест. Критерии психического и социального здоровья

Источники: http://www.rusnauka.com/4_SND_2014/Psihologia/8_157641.doc.htm, http://vse-dlja-psihologa.narod.ru/index/0-118, http://lib100.com/psychodiagnostic_systems/health_family/html/%3Fpage%3D3

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Интересное кино для детей 8 лет

Дорогая, я уменьшил детей Эта удивительная и далее...

25 Лет 2 детей

Ставропольский убийца отсидит 25 лет далее...

Развитие творческого мышления у детей

Игры на развитие творческого мышления детей Интересные развивающие игры далее...

Развитие речи творческие рассказы детей

Составление писем, помимо развития связности изложения, оказывает далее...

Рвота при простуде у ребенка

Рвота при гриппе Ежегодно на далее...

От зубной боли детям

Как избавиться от зубной боли быстро ? 03 Сентября далее...

Игры развитие связной речи детей

Простые игры для развития связной далее...

Популярные статьи