Главная » Эмоциональный ребенок

Особенности эмоционального неблагополучия детей

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «. Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

- формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

§ 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.

Эмоциональное неблагополучие детей и его причины

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т. д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту.

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов) (Е. Гаспарова).

Причины детских страхов очень разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.

Максим Д. (5 лет 9 мес.) согласился остаться один в квартире на несколько минут, пока мама вытрясет ковер. Как только мама ушла, мальчик бросился к окну и, увидев ее на улице, стал стучать по стеклу, метаться, плакать, кричать: «Вернись сейчас же, сейчас же! Я этого тебе никогда не прощу!»

В 6-7 мес. младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство возникает и в том случае, если мать редко берет ребенка на руки, относится к нему слишком сдержанно, недостаточно обращает на него внимание.

В раннем детстве для малыша непереносима даже короткая разлука с матерью, поэтому ребенок становится плаксивым, плохо засыпает и просыпается в слезах, а днем старается быть поближе к матери. Страх темноты и одиночества не возникает, если ребенок привык спать еще на первом году жизни в неосвещенной комнате. Страхи проявляются чаще всего перед сном. Поэтому время после ужина должно проходить в атмосфере уюта и покоя. Перед сном неуместны шумные игры, просмотр страшных фильмов и прослушивание страшных сказок. Лучше подходят истории о безобидных существах, добрых и забавных гномах, животных, но не богатые приключениями. Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь предупреждают детские страхи.

Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями малыша и пр. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт. Большую роль в возникновении страхов у ребенка играет наличие страхов у самой матери. Помня о своих детских страхах, она непроизвольно ограждает малыша от когда-то пугавших ее объектов, например животных. Так неосознанно формируются тревожные чувства, возникают «наследственные» страхи.

Развивающееся воображение приводит к тому, что к трем годам появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность к страхам имеется у малообщительных детей, ограниченных в контактах. У таких детей, кроме страхов, могут возникать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств.

Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.

С 3 до 5-6 лет страхи становятся наиболее разнообразными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение 3-4 недель. Нередко страхи могут вызывать необдуманные поступки взрослых, например ошибки в умственном воспитании, которые приводят к снижению уровня ориентации в окружающем. Если ребенок не получает ответа на то, что его одновременно пугает и интересует, он пытается найти ответ сам, но не лучшим образом. Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы. Важно обогащать знания детей о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, в сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, например вместе войти в темную комнату.

Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в действиях с предметами//Дошкольное воспитание. -1981. -№ 7. -С. 65-67.

Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре//До-школьное воспитание. -1981. -№ 10. -С. 61-64.

Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и при общении со взрослыми//Вопросы психологии. -1975. -№ 5. -С. 81-89.

Миронов В. Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы/Дошкольное воспитание. -1993. -№10. -С. 41-42.

Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада//Дошкольное воспитание. -1977. -№ 2. -С. 12-19.

Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. -М. 1985.

Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности Психология

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Герасимова Евгения Николаевна, Фаустова Ирина Валерьевна

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста. Авторы уделяют внимание организации в дошкольных учреждениях психолого-педагогических условий, влияющих на эффективность психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика , Герасимова Евгения Николаевна, Фаустова Ирина Валерьевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Герасимова Евгения Николаевна, Фаустова Ирина Валерьевна Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-psihokorrektsionnoy-raboty-po-preodoleniyu-emotsionalnogo-neblagopoluchiya-detey-starshego-doshkolnogo (дата обращения: 17.09).

Герасимова Евгения Николаевна et al. Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика 15 (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-psihokorrektsionnoy-raboty-po-preodoleniyu-emotsionalnogo-neblagopoluchiya-detey-starshego-doshkolnogo (дата обращения: 17.09).

Герасимова Евгения Николаевна Фаустова Ирина Валерьевна (2009). Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-psihokorrektsionnoy-raboty-po-preodoleniyu-emotsionalnogo-neblagopoluchiya-detey-starshego-doshkolnogo (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Герасимова Евгения Николаевна, Фаустова Ирина Валерьевна Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. №1 С.174-178.

Герасимова Евгения Николаевна et al. Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика 15 (2009).

Герасимова Евгения Николаевна Фаустова Ирина Валерьевна (2009). Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика

Источники: http://pedlib.ru/Books/4/0387/4_0387-245.shtml, http://doshkolnuk.com/emocionalnoe-3, http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-psihokorrektsionnoy-raboty-po-preodoleniyu-emotsionalnogo-neblagopoluchiya-detey-starshego-doshkolnogo

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Жаропонижающие свечи при высокой температуре у детей

Список лекарств от далее...

Сыпь при лейкозе у детей

Сыпь на коже далее...

Дидактические игры развитию речи картотека подготовительная

Картотека дидактических игр и упражнений в далее...

Раскраска животные леса детей

Раскраски для детей. Животные Познавательные раскраски далее...

Азитромицин детям 7 лет

Азитромицин для детей В настоящее время Азитромицин – один из далее...

Игры для детей 3 года найди пару

Дидактическая игра «Найди далее...

Сопли у ребенка 6 месяцев комаровский

Здоровье и питание малыша → далее...

Популярные статьи

x