Главная » Эмоциональный ребенок

Первые эмоциональные реакции ребенка связаны качеством удовлетворения

Абилмагзумова А.Е., магистрант кафедра психологии и педагогики

Психологические особенности развития эмоционально-волевой и мотивационной сфер у детей подросткового возраста

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Эмоции это особая группа субъективно-личностных психологических состояний. Эмоции проявляются в виде непосредственных переживаний, ощущений приятности или не приятности чего либо, отношению человека к другим людям и окружающим событиям, а так же отношению к деятельности и результатам труда. Так же к классу эмоций относятся, так называемые «чистые эмоции»: настроения, чувства, аффекты, стрессы и т.п. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Врожденный характер основных эмоциональных проявлений доказывается тем, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Развитие эмоций, по Ч. Дарвину, происходило в процессе эволюции, как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально - выразительных движений.

Не поддаваться эмоциям и контролировать их, человеку помогает воля.

Волевые качества охватывают несколько особых личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению установленных целей. Одним из важных признаком волевого акта является то, что волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов, ограничение себя в чем то, усмирение некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. Еще один признак волевого действия - это наличие продуманного плана его осуществления. Волевому акту обычно сопутствует отсутствие эмоционального удовлетворения, но с успешным завершением волевого акта обычно связано моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.

Эмоции и воля – это неотъемлемые части личности человека. Эмоции появляются в младенчестве и выражаются в степени оживления ребенка. Первые проявление воли проявляются в период одного года. У ребенка появляются первые действия протеста. В раннем возрасте развитие эмоциональной сферы основывается на характере общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Для данного возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Развитие воли особенно интенсивно выражается в кризисе 3 лет.

В дошкольном возрасте происходит становление ведущих личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Поступление ребенка в школу указывает на возникновение новых условий для его личностного роста. В это время начинают складываться многие деловые качества ребенка.

Окончательное развитие эмоционально - волевой сферы происходит в подростковом возрасте. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главная черта, проявляющаяся в психологии подростка - это более высокий уровень самосознания.

Как отмечает Л. С. Выготский, самым трудным возрастом из всех детских возрастов является подростковый, так как он представляет собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Основные мотивационные линии этого возраста связанны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Основная черта, появляющаяся в подростковом возрасте – это более высокий уровень самосознание. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

В подростковом возрасте усиливается тяга быть похожим на старших. Итогом этого процесса желания становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создаст совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Стремление стать взрослым выражается:

- для девочек: входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п.;

- для мальчиков: объектом подражания нередко станет тот человек, который обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе.

Одним из самых распространенных способом развития у себя волевых качеств личности подростки выбирают занятия различными видами спорта, чаще всего связанными с большой физической нагрузкой, такие, где требуются ответственность и мужество. Волевые качества, начавшие свое формирование и укрепившиеся в ходе этих занятий далее переключаются на другие виды деятельности, в частности на профессиональную работу, определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические результаты.

Учитывая обстоятельства быстрого роста степени образованности людей, глобализации, научно – технического прогресса, внедрения в общество моделей поведения современного человека с необходимыми ему развитыми качествами конкурентоспособной личности, гармоничное развитие эмоционально – волевой сферы подростков является необходимой гарантией того, что последующее поколение будет более стойким к проявлениям таких явлений как: стресс, депрессия, психическое расстройство личности, суицидальные склонности и пр.

Список использованной литературы

1) Изард, К.Е. Психология эмоций.

2) Рубинштейн, С. П. Основы общей психологии.

3) Кулагина, И.Ю. Возрастная психология.

4) Крайг, Г. Психология развития.

5) Колесов, Д.П. Современны й подросток. Взросление и пол.

Источники: http://www.rusnauka.com/7_PNI_2015/Psihologia/4_188125.doc.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Игры детей 7 лет день

Конкурсы на детский день далее...

Ребенок 9 лет психология мальчиков

Психология детей 8-9 лет Миновал далее...

Рвота у ребенка утром натощак

Сразу скажу, к врачу пойдем завтра. А пока, может, далее...

Смотреть мультики для детей 3 4 лет

Какие мультфильмы смотреть далее...

Маленький ребенок 2 года

Ребенок бьет родителей Мы с вами далее...

Недержание кала у детей 10 лет

Подробное объяснение энкопреза (недержания кала) у детей: причины, на далее...

Обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста

Особенности воспитания и обучения умственно далее...

Популярные статьи