Главная » Эмоциональный ребенок

Пособие эмоциональному развитию ребенка

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей

Анна Морозова
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей

Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят от интеллектуальной модели воспитания и развития, обращая больше внимания на социально - личностное, в том числе и эмоциональное. Тема развития эмоционального мира детей интересовала меня достаточно давно, и очень хотелось разнообразить свою работу наглядными пособиями по этой тематике. Как только появилась такая возможность (свой кабинет, поддержка администрации, я начала обновлять те немногочисленные старенькие пособия, что у меня были, и с удовольствием изготавливать новые, идеи для которых брала из литературы, а также из интернет-сайтов, в том числе Маам.

Например, игра «Выбери нужное лицо» известна достаточно давно

Ещё в моём детстве её опубликовали в детском журнале «Весёлые картинки». Помню, какое удовольствие доставляло рассматривать эти картинки, да и сейчас они очень популярны у детей.

Любят они и игру «Маски», а за правильный ответ в игре «Узнай настроение» получают смайлики.

В игре «Ромашки настроений» дети не только учатся распознавать эмоции в изображении, но и соотносят их с цветом.

«Эмотаблица» также нужна нам для того, чтобы развивать цветовое ощущение эмоциональных проявлений.

Ещё один вариант игры «Маски»,

посложнее, в котором изображение эмоционального состояния угадывается наощупь. А идея игры «Домино эмоций» взята с сайта «Маам»! Кстати, чтобы изготовить эту игру, нужны были готовые магазинные доминошки, но мне было жалко жертвовать хорошим домино «Наш сад» и я просто использовала вторую, пустую сторону. Получилось двойное, двустороннее домино.

Проводить занятия на развитие эмоциональной сферы мне помогают Лесовички, Добрая Фея и Злая Колдунья, а также два клоуна – Бим и Бом.

В оборудовании кабинета и пополнении его нужными материалами мне помогала и наш методист – Наталья Агеевна. Например, благодаря ей у меня появился замечательный и очень богатый набор карточек отличного качества «Jeux de visages» (буквально – «Игры лица»).

Приобретались и другие игры на развитие эмоций («Притворщик», «Наши чувства и эмоции», «Путешествие в мир эмоций»). Часть игр подсуетилась и скачала с интернет-ресурсов («Зоопарк настроений», «Ребята с нашего двора», «Театр настроения»).

Скопился уже и достаточно объёмный наглядный и раздаточный материал для детей – фотографии, картинки, пиктограммы в разных вариантах.

Различные варианты кубиков настроения очень любимы детьми, так же, как и самодельная игра «Собери картинку – эмоции».

В отработке такого чувства, как «Злость» нам помогают карточки «Где прячется злость?»:

А при работе со страхами незаменима «Коробка страхов»:

Это далеко не все пособия и игры, используемые мною в работе, так что продолжение следует!

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

23 сентября 2013

В этом посте хочу рассказать о самодельных пособиях для эмоционального развития. которые появились у нас совсем недавно. Раньше мы использовали карточки, презентации, инсценировки с перчаточными куклами и некоторые другие игры, но уже очень давно мне хотелось сделать какие-то «развивашки» своими руками. И вот – момент настал.

Эмоциональные колобки

Эта идейка пролежала в особой папке моего ноутбука больше 2-х лет. Периодически она попадалась мне на глаза, я хотела взяться за ее воплощение. но мне все хотелось придать какую-то дополнительную функциональность колобкам – например:

  • сшить их из разной на ощупь ткани,
  • набить разными крупами,
  • сделать двусторонними с противоположными эмоциями…

В итоге, я все-таки отказалась от идеи усовершенствовать эту симпатичную игрушку и сшила вот таких колобков. Мои колобочки выражают эмоции:

Колобки сшиты из флиса, фетра и хозяйственных салфеток, лица оформлены с помощью пуговиц и обрезков фетра. Сверху я пришила ленточки, чтобы можно было использовать колобков на календаре настроения.

Сначала мы познакомились с колобками. Я спрашивала сына, что сделал колобок (испугался, обрадовался, расстроился и т.д.), и мы вместе обсуждали ситуации, которые могли послужить причиной таких эмоций. Затем я просила сына изобразить на своем лице такие же эмоции. Его эмоции я фотографировала – эти фотографии понадобились мне для другого самодельного пособия для эмоционального развития. Теперь, когда сынок познакомился с колобками, мы используем их при прослушивании музыки и чтении сказок.

Например, я прошу показать колобка, который подходит под ту или иную композицию или переживания героя сказки. Еще я описываю сыну короткие ситуации (в основном, из того, что мы наблюдаем в течение дня), а он должен показать колобка с соответствующей эмоцией.

Тематический альбом «Мои эмоции» для эмоционального развития

Нужен сценарий детского праздника?

Воспользуйтесь лучшими авторскими сценариями праздников от «Клуба Увлеченных Мам»!

Для этого альбома я распечатала Егоркины фотографии. В обычном фотоальбоме я отвела по развороту на каждую эмоцию. На одной странице фотография Егора и название эмоции, на другой – вырезки из журналов и картинки из Интернета с людьми и мультяшными персонажами с такими же эмоциями и описание мимического проявления эмоции. Альбом находится в процессе постоянного усовершенствования, но уже сейчас Егорка с удовольствием его «читает».

Игрушка «Подвижное лицо» для эмоционального развития

Простейшая занимашка, которая делается буквально за несколько минут – конечно, при условии, что у вас в наличии имеется фетр или плотный флис. Нужно просто вырезать части лица и показать ребенку, как можно менять выражение лица персонажа, меняя расположение его различных частей. Когда ребенок немного освоит игрушку, можно давать ему задания, играть в «Что изменилось», загадывать эмоцию (вы выкладываете эмоцию, а ребенок должен угадать) и т.д. У нас эта игра заняла достойное место в сумке для прогулок.

Вот такие игрушки мы теперь используем в наших занятиях на эмоциональное развитие. А у вас есть самодельные игрушки этой тематики?

Понравились наши игрушки? Поделитесь идеями со знакомыми мамами, нажав на кнопочки социальных сетей.

Нужен сценарий детского праздника?

Автор: Марина Суздалева

Увлеченная мама сына Егорки (25.01 г.р.) и малютки Василисы (24.07 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Как сделать домашний пластилин и не только

Шпаргалка ко Дню Защиты детей

Интеллектуальное развитие ребенка 3 лет

7 простых игр с крышками для детей от 1,5 до 3 лет

Комментарии

Спасибо за идею с тематическим альбомом. Детям должно понравится. Можно будет сделать его вместе.

Мы пока пробовали со старшим рисовать эмоции, используя вот распечатки лиц

Наталья, рисовать эмоции -замечательная идея. А потом их можно показывать на своем лице и угадывать.

Подвижное лицо можно купить, правда, называется игрушка менее лирично -притворщик плоский. Там все части на липучки посажены -от 1 года самое то -отлепить-прилепить. хотя даже я -человек не шьющий -собираюсь эту игрушку сама сделать)) Пока довольствуемся миниверсией из частей от большой ковролиновой мозаики.

Плоский притворщик -ну и название. ) Хотя и мое подвижное лицо недалеко ушло. А по поводу определения эмоций на ощупь -можно, наверное, слепить таких колобков 3D из соленого теста или самоотверждающейся массы для лепки. Тогда будет попроще.

а еще мне кажется, с эмоциональными колобками можно поиграть с закрытыми глазами, попытавшись, на ощупь определить, что чувствует колобок. правда, может быть, нужно, чтобы постарше ребенок был. интересно)

Марина, здравствуйте. Спасибо Вам за ценную информацию и интересные идеи. Моему сыну 2,7, я хотела познакомить его с эмоциями, но он привиде грустного лица ( с перевернутой улыбкой) начинает плакать. С чем это может быть связано?

Добрый день, Светлана. Возможно, малыш просто сопереживает, особенно, если аналогичную реакцию он дает на другие печальные изображения (например, на фотографиях, иллюстрациях в книгах и т.п.). А может быть, ему просто не нравится это изображение, в этом случае просто отложите пока знакомство с эмоциями отрицательного спектра и сосредоточьтесь на положительных и нейтральных.

Образование – тема, актуальная во все времена.
В основу создания нашего портала была положена идея объединения наиболее содержательных и интересных образовательных, научных и информационных ресурсов, статей, видеоматериалов, которые будут помощниками в работе учителей и всех работников сферы образования.
Мы постарались сделать наш новостной образовательный портал максимально информативным и удобным.
Итак, новости в мире образования, статьи, электронная библиотека и многое многое другое, так или иначе относящееся к образованию.
Портал создан при поддержке Ломоносовской школы-пансиона - первой частной школы Раменского района Московской области.
Обучение в Ломоносовской школе-пансионе обеспечивает каждому ученику выбор собственного образовательного маршрута, осознание своих возможностей для достижения желаемого уровня образования.

Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие

Автор: Щетинина А.М.

Диагностика социального развития ребенка. Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

Пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста. Предназначено студентам вузов и педагогических колледжей, преподавателям, психологам и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Предлагаемые способы и содержание диагностики социального развития определяются пониманием его сущности. Социальное развитие ребенка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в
форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.
Индивидуализированную сущность Я ребенка составляет множественность Я-сам ребенка: Я-физическое, Я-чувствующее, Я-думающее, Я-
действующее, Я-мальчик, Я-девочка, Я-дочка, Я-сын, Я-друг и т.п. Представление о себе, образ Я складывается у ребенка с момента появления на
свет и представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс.
Аффективная составляющая проявляется в самооценке, самоотношении, самопринятии, а когнитивная - в знаниях и представлениях ребенка о себе.
Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, ак
тивности, инициативности, степени осознания ребенком своих физических, полоролевых, деятельностных и личностных характеристик предлагается комплекс методик, объединенный в раздел, условно названный Я-сам .
Другой раздел - Я -другие - содержит методики, направленные на исследование сформированности у ребенка социокультурных способов общения и бесконфликтного поведения и ненасильственного взаимодействия, развития коммуникативности и способности к партнерскому диалогу,
особенностей общения и эмоционально-ценностного отношения к сверстникам и взрослым, характера восприятия ребенком внутрисемейных отношений и определения уровня развития социального интеллекта детей дошкольного возраста.
Основообразующим фактором самооценки, самопринятия, взаимоотношений и взаимооценок являются особенности эмоционального развития
ребенка: эмоциональная реактивность, сензитивность, способность воспринимать и понимать эмоциональные состояния других людей и свои
собственные, сформированность экспрессивных эталонов и эмпатии, состояния эмоционального благополучия-неблагополучия ребенка. Диагностике особенностей развития, наиболее значимых, по данным проведенного психолого-педагогического эксперимента, сторон эмоциональной сферы
личности ребенка отведен раздел Диагностика эмоциональной сферы .

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Статьи / 4 октября 2013 года

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/nagljadnye-sredstva-i-posobija-dlja-razvitija-yemocionalnoi-sfery-detei.html, http://razvivash-ka.ru/igrushki-dlya-emotsionalnogo-razvitiya-rebenka-svoimi-rukami/, http://lomonpansion.com/articles_2_3415.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Также детям младше 12 лет

МВД также предлагает запретить оставлять далее...

Индивидуально образовательный маршрут одаренного ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут далее...

Сколько должен спать ребенок в 1 год

Сколько должен спать ребенок Нет, далее...

Депрессия ребенка 12 лет

Детская депрессия и как с ней бороться Кто далее...

Формы организации творческой деятельности детей

Участие социального педагога в организации коллективной далее...

Индивидуальная работа с одаренными детьми школе

Одним из приоритетных направлений президентской инициативы «Наша новая далее...

Успокаивающие игры для детей 4 5 лет

Детские спокойные игры перед сном – залог тихого далее...

Популярные статьи