Главная » Эмоциональный ребенок

Преобладающий эмоциональный фон ребенка

Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в условиях форсирования детского развития PECULIARITIES OF EMOTIONAL INTERCOMMUNION BETWEEN PARENTS AND CHILDREN IN THE CONTEXT OF FORCING OF A CHILD’S DEVELOPMENT Текст научной статьи по специальности Психология

  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ,
  • ФОРСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ,
  • ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ,
  • БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ ,
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН ,
  • ТЕЛЕСНЫЙ КОНТАКТ ,
  • FORCING A CHILD’S DEVELOPMENT ,
  • EMOTIONAL ASPECTS OF COMMUNION BETWEEN PARENTS AND CHILDREN ,
  • PRESCHOOLER ,
  • UNCONDITIONAL ACCEPTANCE ,
  • EMOTIONAL BACKGROUND ,
  • BODY CONTACT

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Старостина Юлия Андреевна

Данная статья посвящена изучению эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в условия форсирования детского развития матерями. Под форсированием подразумевается стремление матери к ускорению развития ребенка за счет овладения им определенными навыками и приобретения качеств, характерных для детей старшего возраста. Такие показатели эмоционального взаимодействия, как способность воспринимать состояние ребенка, понимание причин его состояния, безусловное принятие, преобладающий эмоциональный фон взаимодействия и стремление к телесному контакту значимо ниже у матерей, форсирующих развития ребенка.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Starostina Yuliya Andreevna

This article discusses emotional aspects of communication between parents and children in the context of forcing a child’s development by mothers. The author interprets the forcing as the mother’s striving to force her child’s development by mastering particular skills and acquirement of qualities typical for elder children. Such factors of the emotional interaction as an ability to sense the child’s condition, to understand the reasons of this condition; immutable acceptance of a child; prevailed emotional background of communication; and the need for skin-to-skin contact, are comparatively less common among those mothers who force their child’s development.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Теория и практика общественного развития , Старостина Юлия Андреевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Старостина Юлия Андреевна Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в условиях форсирования детского развития // Теория и практика общественного развития. 2013. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnoy-storony-detsko-roditelskogo-vzaimodeystviya-v-usloviyah-forsirovaniya-detskogo-razvitiya (дата обращения: 17.09).

Старостина Юлия Андреевна Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в условиях форсирования детского развития Теория и практика общественного развития (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnoy-storony-detsko-roditelskogo-vzaimodeystviya-v-usloviyah-forsirovaniya-detskogo-razvitiya (дата обращения: 17.09).

Старостина Юлия Андреевна (2013). Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в условиях форсирования детского развития. Теория и практика общественного развития URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnoy-storony-detsko-roditelskogo-vzaimodeystviya-v-usloviyah-forsirovaniya-detskogo-razvitiya (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Старостина Юлия Андреевна Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в условиях форсирования детского развития // Теория и практика общественного развития. 2013. №10 С.169-172.

Старостина Юлия Андреевна Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в условиях форсирования детского развития Теория и практика общественного развития (2013).

Старостина Юлия Андреевна (2013). Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в условиях форсирования детского развития. Теория и практика общественного развития

Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Организация процесса адаптации детей к условиям ДОУ, по мнению А. Д. Кошелевой, Р. Калининой опирается на необходимость оценки степени адаптации у детей, выявлении особенностей течения адаптации [1,2].

При проведении исследования мы осуществляли:

 наблюдения за детьми в разные отрезки времени: во время выполнения предметной деятельности, в играх, на прогулках, в различные режимные моменты, которые позволили определить преобладающее эмоциональное состояние каждого ребенка, характер его деятельности (наличие интереса, способность отображать в играх жизненную цепочку действий, используя предметы по функциональному назначению);

 анкетирование родителей с целью выявления индивидуальных особенностей ребенка, его привычек, интересов и привязанностей, условий воспитания в семье;

 беседы с педагогами и родителями с целью изучения динамики адаптации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

Контингент испытуемых: в исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста.

В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики:

 опросник для воспитателей и родителей «Учет преобладающего настроения ребенка»;

 показатели адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении (Ватутина Н. Д.) [3, с.17].

Проведение психодиагностического исследования и наблюдения за поведением и психоэмоциональным состоянием детей раннего возраста в группе позволили выявить этапы адаптации к ДОУ. Исследование показало, что все дети, пришедшие в детский сад, проходят определенный период приспособления к новым для них условиям (режим дня, социально окружение, особенности кормления, игрушки), однако продолжительность этого периода разная.

Так, по результатам наблюдения за детьми выявлены уровни адаптации, что позволило условно выделить три подгруппы с разным уровнем адаптации — низкий, средний и высокий.

Как показали полученные данные: легкая степень адаптации выявлена у 20 % детей. Эти дошкольники успешно адаптировались к условиям ДОУ, у них преобладал положительный эмоциональный фон, хороший аппетит, нормальный сон. Они проявляли интерес к взаимодействию со взрослым и сверстниками.

У 40 % детей выявлена средняя степень адаптации. Для них характерными являлись такие проявления как неустойчивость настроения, деятельность детей носила наблюдательный или подражательный характер. Дети могли выполнять действия по образцу, предпочитали заниматься индивидуально. Активных, самостоятельных действий не предпринимали. Во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками не проявляли инициативу.

Низкая степень адаптации выявлена у 40 % детей. Эти дошкольники характеризовались нарушениями аппетита и сна, неуравновешенным эмоциональным состоянием, отсутствием желания общаться, проявлениями негативизма.

Проиллюстрируем полученные результаты:

Андрей Е. (2 года 8 мес.) — весёлый, жизнерадостный, активный мальчик. Эмоциональное состояние, в большей степени, уравновешенное. Эмоции проявляются ярко: часто (адекватно) смеётся, улыбается. Ярко выражена потребность в общении, охотно идёт на контакт с окружающими. Зачастую является инициатором взаимоотношений. Сформированы основы игровой деятельности — проявляет интерес к играм, активно участвует в них, функциональные действия. Сон, аппетит хорошие. Речь эмоционально окрашена. Пассивная речь соответствует возрастным особенностям. Детский сад посещает регулярно, болеет редко. Легко и быстро приспосабливается к новым условиям, активно их осваивает.

Даниил В. (2 года.) — эмоциональное состояние уравновешенное, спокойное, умеренно проявляет активность. Игровые умения, навыки не достаточно сформированы: игры кратковременные, переключается с одного предмета на другой. Выполняет действия по образцу, в основном наблюдает за игрой других детей. Сон, аппетит прекрасные, проявления тревожности отсутствуют. Инициативы во взаимоотношениях не проявляет. Речь не эмоциональная несколько отстаёт в развитии от возрастных норм. Эмоциональное состояние в целом благополучное.

Женя Т. (2 года 5 мес.) — как отмечает воспитатель, первые дни посещения детского сада были очень сложными для ребёнка — эмоциональное состояние оценивалось как неуравновешенное, неспокойное, присутствовал приступообразный плач, девочка постоянно думала о маме, доме. Через 4 дня состояние стало более уравновешенным, воспоминания о матери отошли на второй план, появился интерес к сверстникам. Также стабилизировались сон и аппетит. В общении со сверстниками проявляет инициативу периодически; чувствительна к поощрениям и порицаниям. У девочки сформированы основы игровой деятельности: проявляет интерес к играм, активно в них участвует, использует соотносящие действия. Речевые умения соответствуют возрастным нормам. Адаптационный период затягивается из-за частых заболеваний.

Данные о преобладающем настроении детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ позволили выделить следующие особенности эмоционального состояния детей с разной степенью адаптации.

В группе детей с низким уровнем адаптации у преобладающего числа детей наблюдается резкая смена настроения после отрицательных суждений в их адрес. Психоэмоциональное состояние детей характеризуется угнетенностью и подавленностью, которая может проявляться в различных формах агрессивного поведения. В группе со средним уровнем адаптации часто проявляется неустойчивость эмоционального фона, чувствительность детей к изменениям ситуации, обидчивость. У детей с высоким уровнем адаптации преимущественно наблюдается бодрое и жизнерадостное настроение.

Обобщая результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что степень адаптации у детей раннего возраста у детей различна. Наибольшего внимания требуют дети с низким уровнем адаптации, потому что они пребывают в состоянии стресса и самостоятельно справиться с ним не могут. С этой целью необходимо разработать программу психолого-педагогического сопровождения детей в процессе адаптации.

  1. Кошелева, А. Д. Аффективное поведение и его проявление в младшем дошкольном возрасте [Текст] / А. Д. Кошелева, И. Ю. Ильина // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995. — 128 с.
  2. Калинина, Р. Ребенок пошел в детский сад… [Текст] / Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание, 1998. — № 4. — С.17–21.
  3. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] / Н. Д. Ватутина. М. Просвещение, 1983. — 103 с.

Похожие статьи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23 города Ярославля

Фоновая музыка в жизни детского сада.

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряют своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом. Музыкальное образование ребенка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребенка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой звучащей вторым планом , без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

- создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

- развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

- активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

- переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

- психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм, и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем (табл. 1). Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятия по развитию речи обогащают словарь эмоций , в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnoy-storony-detsko-roditelskogo-vzaimodeystviya-v-usloviyah-forsirovaniya-detskogo-razvitiya, http://moluch.ru/archive/110/26842/, http://mdou23.edu.yar.ru/fonovaya_muzika_v_zhizni_detey.html%3Fwith_template%3Dblind

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Сыпь у ребенка на море

Сыпь у детей О, это страшное слово — сыпь! Все далее...

Песни ермолова для детей 12 14 лет

1. Сон далее...

Гимнастика для детей 7 лет

ЛФК - Лечебная гимнастика Гимнастика для детей далее...

Младенец плачет время купания

Почему грудничок плачет при купании и как с этим далее...

Новорожденного ребенка сопли по задней стенке

Сопли по задней стенке Ребенку 2 далее...

Индивидуальная программа работы с одаренными детьми

Программа индивидуальной работы с одаренными далее...

Смотреть видео голоса животных для детей

HD Как говорят животные. Развивающий мультфильм далее...

Популярные статьи