Главная » Эмоциональный ребенок

Программа эмоциональный мир детей

Программа развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет

Автор: Важенина Наталья Николаевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад Детство д/с №536

Описание материала. Система занятий, направленная на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников 5-7 лет. Основная его цель – осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми.

Программа развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет

Пояснительная записка

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми, или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.

Академик В.М. Бехтеров подчеркивал необходимость приобретения навыков в трех взаимосвязанных сферах: чувства, ума и воли. Без хотя бы одного из данных компонентов не сформируется основа для творчества и дальнейшего развития личности. Поэтому проведение целенаправленной работы с детьми по развитию их эмоционального мира также необходимо, как развитие познавательной сферы и морально-волевых качеств ребенка.

Накопление проблем в воспитании личности оборачивается проявлением защитных форм поведения: агрессивности, пассивности, эгоизма, неконтактности. Дети повышенно конфликтны, им трудно войти в контакт со сверстниками, организовать совместную деятельность. Они демонстративны, обидчивы, грубы, застенчивы, чрезмерно активны или наоборот пассивны, крикливы, плаксивы. Как правило, эти дети составляют группу риска, с ними проводится психологическая работа по развитию коммуникативных навыков, умения децентрироваться в общении, развитию положительного самоотношения, коррекции эмоциональных зажимов, профилактике неадекватного поведения. Взрослый предоставляет образцы способов самовыражения, однако успешность обучения зависит от степени его принятия и поддержки. Роль взрослого в развитии личностного потенциала заключается в обеспечении самовыражения ребенка.

Основная цель предлагаемой программы – повысить знание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми и тем самым гармонизировать развитие его личности в целом.

Способствовать развитию процесса самопознания, принятию собственной индивидуальности;

Помогать в познании эмоциональных состояний, пополнять активный словарный запас ребенка словесными обозначениями эмоций;

Учить выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории своей семьи;

Развивать навыки адекватного социального поведения, понимание принадлежности к той или иной группе;

Развивать воображение и творческую активность.

Основные потребности, характерны для ребенка – дошкольника:

- в положительных эмоциях, любви, признании;

- общение (со взрослыми и сверстниками), сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, его уважении, в общественно – значимой деятельности;

- новых впечатлениях, знаниях; умении чувствовать себя компетентным;

- оценке результатов своей деятельности взрослым;

- соответствовать положительному нравственному эталону.

- создание ситуации безопасности, доверия;

- поддержка ребенка в ситуации неудачи;

- одобрение поведения, создание ситуации успеха;

- анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия;

- ролевое проигрывание ситуаций; анализ образцов поведения сказочных героев;

- придумывание терапевтических сказок;

- прослушивание аудиозаписей, музыки для релаксации, звуков природы и т.д.

Программа по развитию эмоциональной компетентности дошкольников 5-7 лет состоит из 30 занятий, в ее основу положена система, предложенная И.А.Пазухиной. Первые 6 занятий – вводные, на них дети осваивают пространство, в котором будут проходить встречи.

Содержание занятий в основной части построено таким образом, чтобы ребенок постепенно входил в мир человеческих взаимоотношений через:

- понимание собственной индивидуальности с помощью открытия смысла своего имени, исследования своих вкусов, предпочтений;

- вхождение в мир других людей, их принятие и понимание, приобретение навыков совместной деятельности;

- познание спектра основных эмоций, приобретение навыков их положительного проявления, адекватного реагирования на эмоциональное состояние других людей.

Три итоговых занятия позволяют закрепить положительный опыт, накопленный детьми в ходе работы, выразить отношение к себе и другим людям.

Занятия проводятся один раз в неделю в течение всего учебного года.

Форма организации – игровая с включением бесед, чтением художественных произведений, этюдов и упражнений на моделирование эмоциональных состояний, рассматриванием рисунков, фотографий, творческими заданиями. К каждому занятию прилагается система домашних заданий для совместного их выполнения с родителями. Эти здания направляют работу родителей по развитию чувств детей. Кроме того, совместное творчество способствует более частому продуктивному общению родителей с ребенком.

Ожидаемые результаты

- что такое мужественность и женственность , понимать особенности

общения с партнерами противоположного пола;

- об относительности в оценке чувств;

- что означают их имена;

- историю собственной семьи.

- понимать свою индивидуальность, свой внутренний мир;

- устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;

- выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;

- оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;

- рисовать свое генеалогическое древо.

Практическая значимость программы

Критерием работы стало постепенное проявление результатов. У детей, прошедших весь цикл занятий, отмечалась положительная динамика: снижение интенсивности проявления тревожности, исчезновение нежелательных форм поведения, позитивная и адекватная оценка себя. В ходе наблюдения за детьми было отмечено непринужденное их поведение при общении со взрослыми и сверстниками.

Кроме того, критериями эффективности программы выступили: позитивная динамика эмоционального развития ребенка; гармонизация образа Я , выступающая в преобладании позитивных самооценок ребенка по отношению к себе (повышение самооценки); уверенность в себе и своих возможностях.

Основные правила организации и проведения занятий

1. Используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше всего после дневного сна.

2. Длительность занятий не должна превышать 30 мин.

3. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

4. Последовательность тем и этапов может варьироваться в зависимости от особенностей детей.

5. В профилактической работе по программе может участвовать подгруппа детей до 10 человек.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей

Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.
В книге представлено свыше 130 игр и упражнений, которые помогут взрослым развить эмоциональную сферу дошкольников и младших школь-ников (с 4 до 10 лет) и исправить некоторые отклонения (страхи, робость, агрессия). Даны также специальные методы: анимотерапия, арттерапня, те-лесно-ориентированные и танцевально-двигательные техники.
Предназначена для педагогов, психологов, родителей.
Содержание:
От автора
Особенности развития эмоциональной сферы ребенка
Родительские ожидания как важный фактор формирования психоэмоциональной структуры личности ребенка
Психологическое значение процесса родов
Ранние этапы эмоционального развития
Адаптация малыша к детскому саду
Кризис трех лет и как его преодолеть
Особенности эмоционального мира дошкольника
Значение детских фантазий
Рисунок семьи - тест на определение эмоционального благополу-чия ребенка
Влияние родительских установок на развитие детей
Темперамент — основа поведения ребенка.
Отклонения в эмоциональном развитии и их коррекция
Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении
Игры и упражнения на снятие страхов повышение уверенности в себе
Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негатив-ных эмоций
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей
Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим
Специальные методы развития эмоциональной сферы ребенка
Какие игрушки нужны детям
Роль сказки в развитии детской эмоциональности
Домашние животные и их значение в развитии детей
Рисуночные игры
Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники
Вместо заключения
Литература

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

СПб. Речь; М. Сфера, 2008. — 125 с. Книга представляет собой сборник программ, игр и упражнений, предназначенных для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Представленные программы имеют подробное описание, направлены на развитие эмоционального мира и экологических знаний детей. Издание адресовано психологам, воспитателям, социальным педагогам, учителям.

  • 12,12 МБ
  • скачан 2000 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 12.03 22:00
  • будет удален через 14 дней

Практическое пособие. — М. Генезис, 2002. - 208 с. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад или в школу. Представленные в этом.

  • 4,28 МБ
  • скачан 1773 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 21.05 02:08
  • будет удален через 14 дней

— М. АРКТИ, 1999. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника) — ISBN 5-89415-060-4 Данное пособие предназначено для психологов и воспитателей детских дошкольных учреждений. Оно поможет в изучении и развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Системная работа с использованием игр и занятий будет способствовать изменению взгляда ребенка на мир и отношения к.

  • 464,53 КБ
  • скачан 449 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 26.04 23:31
  • будет удален через 14 дней

М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

  • 73,34 МБ
  • скачан 4618 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.08 10:02
  • будет удален через 14 дней

М. Издательство «Совершенство», 1998. В книге описываются принципы психопрофилактики и психокоррекции негативных отклонений в развитии личности дошкольников и младших школьников. Выделены основные направления психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми. Дана их содержательная характеристика. Сформулирована организационная основа занятий. Книга предназначена для.

  • 738,20 КБ
  • скачан 1472 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 14.03 17:32
  • будет удален через 14 дней

М. Генезис, 2005. - 176 с. Предлагаемая книга — сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы помочь детям 3-9 лет понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Описанные процедуры могут использоваться в групповых занятиях с детьми или на индивидуальных встречах. В книгу включена также.

  • 28,60 МБ
  • скачан 2313 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 31.01 02:12
  • будет удален через 14 дней

RefBox.org Самая удобная база курсовых, рефераторов, контрольных и дипломных работ

Цель программы – коррекция негативных эмоциональных состояний (страхов, тревожности, агрессии) у дошкольников.
Задачи программы:
1. Купирование у детей актуальных негативных эмоциональных состояний, снятие мышечного напряжения.
2. Повышение самооценки и уверенности в себе у детей, развитие внутренней активности и адекватного отношения к своим неудачам.
3. Обучение ребенка умению управлять собой в различных ситуациях.
4. Формирование у детей позитивного отношения к сверстникам.
Психолого-педагогическое проектирование программы коррекции эмоциональной сферы детей осуществлялось на основе следующих методологических принципов возрастной, общей и семейной психокоррекции:
- принцип развития: при наличии определенных, строго продуманных условий любой ребенок обладает способностью к развитию, которое в значительной степени зависит от особенностей организации коррекционного процесса;
- принцип единства коррекции и развития: решение о содержании коррекционной ра¬боты принимается только на основе психолого-педаго-гического анализа внутренних и внешних условий разви¬тия индивида;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- этические принципы психологии и психотерапии (конфиденциальность, уважение и соблюдение прав и интересов клиента);
- принципы гуманизма, принципы культурно-исторического подхода к закономерностям развития психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Ф.Е. Василюк, К.Г. Юнг, Я.Л. Морено).
Стратегия проведения коррекционной работы: коррекционная работа направлена на лучшее понимание ребенком своих состояний и его доступным для детей данного возраста навыкам и приемам эмоциональной саморегуляции.
Тактика проведения коррекционной работы:
Данный вариант тренинга является игровым, так как дети младшего школьного возраста довольно быстро устают от групповых занятий и не имеют опыта рефлексии. Ведущему нужно внимательно следить за состоянием участников группы. Иногда есть смысл прервать упражнение, продолжив его с другими участниками после короткого отдыха или энергетической разминки. Ведущему нужно внимательно следить за состоянием участников группы и учитывать темперамент и личностные особенности участников, чтобы, с одной стороны, провести анализ упражнения, а, с другой стороны, не затянуть его, превратив в нудное мероприятие.
Коррекционно-развивающая программа включает в себя четыре блока:
1. Диагностический блок заключается как в первоначальной психодиагностике эмоциональной сферы ребенка перед проведением тренинга, так и в последующей диагностике во время проведения занятий, в том числе совместных занятий.
2. Установочный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремится донести ведущий до участников тренинга.
3. Коррекционно-развивающий блок программы состоит в формировании и закреплении у ребенка уверенности в себе, эффективных навыков совладания со своими эмоциями, в развитии у него рефлексии и эмпатии.
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий: для отслеживания эффектов тренинга на завершающем занятии проводится контрольная психодиагностика и обмен впечатлениями о тренинге.

Предыдущая страницаСледующая страница

Скачать реферат Программа коррекции эмоциональной сферы детей 4-5 лет «Мир эмоций» DOC | TXT

Похожие новости

Источники: http://ped-kopilka.ru/psihologija/programa-razvitija-yemocionalnoi-sfery-detei-5-7-let.html, http://www.twirpx.com/file/357265/, http://refbox.org/2335-programma-korrekcii-emocionalnoy-sfery-detey-4-5-let-mir-emociy.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Аллергия на черную смородину у ребенка

Пищевая аллергия Пищевая аллергия является одним из далее...

Детские мультики для детей 2 лет

или войти с помощью: СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ! На указанный далее...

Влажный кашель у ребенка без температуры

Причины возникновения кашля у ребенка Родители всегда волнуются, когда далее...

Проектирование ситуаций развивающих эмоционально ценностную сферу ребенка

Выступление на педагогическом совете «К ФГОС дошкольного образования: шаг далее...

Ребенка утрам болит голова

Беседка 220 11/01/2012 в далее...

В дмитрове умер трехлетний ребенок

Медик поставил неверный далее...

Педагогическая характеристика дошкольника подготовительной группы

Характеристика на воспитанницу подготовительной группы МАБДОУ Девочка далее...

Популярные статьи