Главная » Эмоциональный ребенок

Развитие эмоционально волевой сферы детей зпр

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников

Программа развития высших психических функций и эмоционально- волевой сферы у детей дошкольного возраста.

Программа предусматривает создание «зоны ближайшего развития» для каждого возрастного периода с учетом необходимых достижений внимания, памяти, вербального и конструктивного интеллекта, тонкой моторики, произвольности психических процессов.

Программа предусматривает формирование умений становиться на позицию другого, развитие самосознания, развитие операционального мышления.

II-й феномен, описанный Ж. Пиаже, феномен эгоцентризма, или центрации. Для того, чтоб стал возможен переход от дооперационального мышления к операциональному, требуется, чтоб ребенок перешел от центрации к децентрации. Центрация значит, что ребенок может видеть весь мир лишь со собственной точки зрения. Никаких иных точек зрения для ребенка вначале нет. Стать на точку зрения науки, общества ребенок не может. Исследуя феномен центрации, Д. Б. Эльконин предположил, что в ролевой коллективной игре происходят главные процессы, связанные с преодолением познавательного эгоцентризма. Частое переключение с одной роли на иную в разных играх детей, переход с позиции ребенка на позицию взрослого приводит к систематическому расшатыванию представлений ребенка об абсолютности собственного положения в мире вещей и людей и создает условия для координации различных позиций.

Эта теория была проверена в изыскании В. А. Недоспасовой. В этом опыте был использован модифицированный тест К. Берта и Ж. Пиаже о 3-х братьях (было 3 брата: Миша, Петя и Слава. Сколько братьев у Миши, у Пети, у Славы?). Ребенку (Слава) предлагали условно стать Мишей, после Петей и ответить на данный вопрос с позиции каждого из детей. Через подобную условнодинамическую позицию ребенок приходил к пониманию объективных взаимоотношений. В изыскании В. А. Недоспасовой ребенок условно принимал на себя функция каждого из 3-х братьев и всегда принимал во внимание, как смотрится ситуация с позиции иных братьев.

В этом опыте возможно было видеть процесс преодоления центрации. Как и в игре, ребенок условно принимает на себя функцию иного, однако в то же время всегда ориентируется на поведение партнера (к примеру, д-р. учитывает позицию больного). Благодаря децентрации дети становятся другими, предметом их мысли, их рассуждения становится мысль иного человека Никакое обучение нереально до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения ребенка. Децентрация формируется так: сначала образуется немало центраций, затем происходит дифференциация себя от иного и его точки зрения без того, чтоб на нее реально становиться, а лишь ее предполагать. Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем 3 линии развития. Одна линия образования произвольного поведения, 2 линия овладения средствами и эталонами познавательно работы, 3 линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка школьному обучению. К этим 3-м линиям, которые были проанализирован Д Б Элькониным, нужно добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению.

Программа предусматривает стимулирование познавательной мотивации и познавательной активности детей путем введения на занятиях неожиданных проблемных ситуаций; необычных сочетаний знакомых задач и ситуаций; путем создания парадоксальных задач, растормаживания стереотипов восприятия.

Программа предусматривает развитие кооперативной деятельности детей, сотрудничества, децентрации, развитие волевых процессов, развитие самосознания.

Программа предусматривает развитие теоретического мышления как необходимого условия для коррекции недоразвития дискурсивного мышления и «втягивания» ребенка в «зону ближайшего развития».

Занятие состоит из 4-х этапов.

1 этап – Создание проблемной ситуации, вызывающей у ребенка стойкий интерес и положительный эмоциональный настрой на выполнение задания.

2 этап – Непосредственное выполнение задания индивидуально и затем совместное обсуждение с коррекцией ошибок самими детьми друг друга при организующей и направляющей помощи взрослого; или наоборот, от коллективного обсуждения до индивидуального выполнения в зависимости от цели урока.

3 этап – Игра на тему занятия, либо игра как продолжение занятия.

4 этап – релаксирующее задание с выходом на спонтанную игру.

Принципы подачи материала следующие:

а) каждое следующее занятие не является продолжение предыдущего;

б) повышенная трудность (введение в «зону ближайшего развития»);

в) от «общего к частному»;

г) ощущение успеха;

д) кооперация детей и внутри кооперации – применение методов поддержки и понимающего общения.

Программа содержательная, описана по темам, поурочно.

- формирование творческого мышления;

- развитие эмоционально-волевой сферы.

- формирование «схемы тела» и ориентировки в пространстве;

- снятие эгоцентрической позиции – децентрация;

- развитие конструктивного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

- развитие сенсорных способностей;

- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;

- развитие мотивационно-потребностной сферы;

- формирование мотивации учения;

- развитие навыков сотрудничества.


Автор: Сычкова Дарья Леонидовна

Мир делается пустым и бесцветным.

Информация об опыте

Морева Ольга Викторовна педагог-психолог МБДОУ МО г. Краснодар Детский сад комбинированного вида №190 (контактный телефон (8961) 5999758; 237 – 21 – 13).

Тема опыта: Развитие эмоционально – личностной сферы детей с ЗПР .

Работа проводилась на базе коррекционной группы ЗПР №4 в течение трёх лет.Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с ЗПР. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:

1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения.

Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. Дети испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа Я , эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Драма нашего социального уклада, многих семей и детей, воспитывающихся в семьях, состоит в том, что развитие многих детей происходит в условиях обделенности ребенка, прежде всего материнской любовью (или в условиях внутрисемейной депривации). И этот страшнейший из всех дефицитов нашего времени — дефицит родительской любви — не проходит бесследно для развития ребенка. Прежде всего, это важно для осознания того, какой Я есть : желанный, любимый, нужный или же нежеланный, нелюбимый, постоянно раздражающий, а также для последующего формирования на этой основе отношения к миру — доверительного или, наоборот, агрессивного и враждебного.

Изучение особенностей развития эмоциональной сферы позволило увидеть, что симптомы ЗПР очень резко проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда перед детьми ставятся учебные задачи.

Основной целью коррекционной группы для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификацииразвития эмоционально – волевой, познавательной, двигательной сферы, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Коррекционно–педагогическое воздействие должно быть направленно на преодоление нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешных подготовки детей к обучению в массовой школе.

Приоритетным направлением в работе коррекционной группы детского сада является оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР. Анализ результатов анкетирования педагогов, родителей и детей показал необходимость проведения работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Работу по формированию эмоционально – личностных качеств было решено проводить на всех направлениях коррекционно – развивающего обучения и воспитания.

Источники: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/korrekcionno-razvivayuschaya-programma-razvitie-poznavatelnoy-i-emocionalno-volevoy-sfery-u-starshih-doshkolnikov-666693, http://ds190.centerstart.ru/node/11466

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Рвота у ребенка комаровский видео

Ацетон школа доктора Комаровского Ацетон – далее...

Программа одаренных детей русскому языку

Рабочая программа по работе с далее...

Ребенок 1 5 года спит

13 янв 2010, 15:44 Ребенку далее...

Игры детям 8 лет без регистрации

Бесплатные флеш игры Едва ли далее...

Кроссовки для детей 11 лет

Кроссовки для девочек для далее...

Небольшое количество бактерий в моче у ребенка

Бактерии в моче В норме в моче бактерий далее...

Супрастин ребенку 5 лет

Супрастин для детей Супрастин - это эффективное антигистаминное средство. далее...

Популярные статьи