Главная » Эмоциональный ребенок

Воспитания детей нарушениями эмоционального развития

Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)

Трудности эмоционального развития детей в раннем возрасте - проблема, с которой сталкиваются прежде всего их близкие, а также воспитатели и психологи дошкольных учреждений, в которые могут попадать такие дети. Эти трудности охватывают широкий спектр особенностей реагирования маленького ребенка, осложняющие его взаимодействие с окружающим миром, - повышенная возбудимость, впечатлительность, пресыщаемость в контактах со средой и малая активность во взаимодействиях с ней, трудности адаптации к непривычным условиям, сложности развития отношений с близкими людьми и взаимодействия с посторонними, а также с другими детьми, раннее возникновение поведенческих проблем: страхи, агрессия, негативизм, влечения и т.п.

Именно психологи, педагоги и воспитатели как специальных, так и неспециальных дошкольных учреждений часто впервые обнаруживают у ребенка особенности эмоционального развития, которые становятся более явными в период его адаптации к яслям или детскому саду. При этом перед ними неизбежно встают крайне важные и ответственные задачи: правильно идентифицировать эти особенности, подобрать наиболее адекватный подход к воспитанию и обучению такого ребенка, помочь ему прижиться в дошкольном учреждении, при необходимости ориентировать родителей на обращение к нужному специалисту.

Происхождение наблюдаемых особенностей эмоционального развития может быть различным: последствия раннего органического поражения, соматическое неблагополучие, следствия неблагоприятных условий воспитания, характерологические особенности ребенка, закономерные проявления возрастных критических периодов в процессе нормального психического развития и, наконец, ранние нарушения и искажения аффективного развития. Разумеется, в каждом случае различны как качество, интенсивность и динамика наблюдаемых эмоциональных особенностей, так и степень их отзывчивости на коррекционные воздействия.

Обычно к специалисту обращаются именно по поводу выраженных нарушений эмоционального развития, когда необходимость ранней коррекционной помощи очевидна уже всем. Одним из таких случаев является ранний детский аутизм - наиболее сложный тип дизонтогенеза (нарушения психического развития). Частота раннего детского аутизма, по последним данным, составляет 1-15 случаев на 10000 детей. Большинство специалистов, изучающих это нарушение развития, при указании на его всепроникающий характер в качестве центральной проблемы выделяют особенности формирования аффективной сферы детей с аутизмом, отмечаемые уже на самых ранних этапах развития.

Многолетняя практическая работа с различными формами раннего детского аутизма позволила нам увидеть проявления недостаточности функционирования или даже отсутствия у этих детей тех механизмов аффективной регуляции, которые в норме, справляясь со своей задачей, остаются незаметными. Поиск причины нарушения развития, как правило, приводит к углублению понимания нормального хода событий, и в данном случае перед нами открылась возможность по-новому оценить то, что происходит с ребенком в раннем детстве и как складываются аффективные механизмы, организующие первые формы его мироощущения и взаимодействия с близкими и окружающим миром.

Понимание логики возникновения искажения или задержки эмоционального развития определяет направление и характер коррекционной работы. Кроме того, это позволяет осознать смысл многих приемов традиционного воспитания маленьких детей, их направленность на развитие механизмов аффективной организации поведения и сознания ребенка. Современные условия жизни, особенно городской, неизбежно приводят к значительной потере наработанного в прошлых поколениях опыта воспитания, что, прежде всего, связано с уходом в прошлое традиций большой семьи . Ребенок воспитывается без постоянного участия старшего поколения, которое во все времена хранило и естественно использовало эти приемы организации поведения малыша. Молодые родители часто увлекаются современными, внешне более прагматическими аспектами воспитания и обучения маленького ребенка. Это, может быть, и неплохо, но только если при этом не теряется связь разных сторон его душевной жизни, если она развивается и индивидуализируется в общем со взрослым смысловом контексте.

Мы надеемся, что эта работа поможет родителям по-иному взглянуть на внутренний мир ребенка, причем не только в случаях выявления сложностей его эмоционального развития. Как известно, в норме процесс благополучного и гармоничного развития ребенка тоже предполагает периоды различных драматических кризисов. Понимание их природы, так же как и внутреннего смысла других, более спокойных, периодов, поможет близким сохранить уверенность в себе и лучше подготовить малыша к встрече с самостоятельной жизнью.

В связи с изложенным, в задачи этой работы не входило рассмотрение отдельных линий развития психических функций ребенка - сенсомоторной, речевой, интеллектуальной, его внимания или памяти. Важным для нас было представить общую логику усложнения индивидуальных аффективных смыслов во взаимодействии ребенка с миром, развитие его эмоциональных отношений с близкими. Мы надеемся также, что понимание этой общей логики развития поможет использовать опыт, полученный при коррекционной работе с детьми с серьезными нарушениями эмоционального развития, и в других, более обычных случаях - например, поможет специалисту-диагносту более адекватно оценить не только запас знаний или умений малыша, но и степень его эмоциональной зрелости, а сотруднику детского учреждения - строить свои взаимоотношения с детьми в соответствии с эмоциональным возрастом каждого из них.

Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития

Появление в семье ребенка с нарушениями развития всегда ведет к созданию особенного психологического климата, который влияет на жизнь всех членов семьи. Основной задачей родителей, оказавшихся в таком положении, является преодоление психологического стресса и эмоциональных трудностей, так как без этого невозможно решать проблемы воспитания ребенка с нарушениями развития. Семья выполняет главную роль в воспитании детей с нарушениями слуха, речи, зрения и другими дефектами, поэтому родителям важно сформировать у себя правильную позицию по отношению к своему ребенку, а также знать об основных принципах воспитания детей с нарушениями развития и активно применять их в повседневной жизни.

Родительская позиция по отношению к ребенку

Очень большое значение в воспитании детей с различными нарушениями развития играет отношение родителей к ребенку. Правильным отношением является восприятие ребенка как здорового, но имеющего ряд особенностей, которые родители учитывают в процессе воспитания. Однако в большинстве семей формируются неадекватные позиции по отношению к ребенку:

  • Гиперопека – в этой ситуации члены семьи относятся к ребенку как к беспомощному существу, которое нуждается в постоянной защите и контроле, ему не прививают навыков самостоятельности.
  • Эмоциональное неприятие ребенка – родители смиряются с особенностями ребенка, но не принимают его самого, что ведет к недостатку или полному отсутствию необходимой педагогической и коррекционной работы.
  • Неприятие дефекта ребенка – родители принимают ребенка, но не способны смириться с его дефектом, поэтому прилагают множество усилий, чтобы его исправить, растят ребенка в условиях «культа болезни», что негативно сказывается на его психическом развитии.
  • Неприятие ребенка и его особенностей – родители не могут принять ни ребенка, ни его дефект, не видят будущего в его воспитании, поэтому либо совсем отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи.

Все перечисленные типы неадекватного отношения представляют собой защитную реакцию родителей на травмирующую ситуацию и особенно остро влияют на процесс воспитания детей с нарушениями интеллекта и дефектами речи. Эффективно решить эту проблему в большинстве случаев можно только с помощью семейной психотерапии, так как немногие родители способны самостоятельно прийти к осознанию, каким должно быть правильное восприятие ребенка с проблемами развития. Адекватное отношение к ребенку основывается на полном и безоценочном принятии. Родители не должны сравнивать его с другими, нормально развивающимися детьми.

Основные принципы семейного воспитания детей с нарушениями развития

Всем родителям, которые успешно справились с психологическим стрессом, сформировали у себя адекватное отношение к ребенку и желают активно заниматься его воспитанием, рекомендуется соблюдать следующие важные принципы:

  • В процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами развития должны принимать участие все члены семьи.
  • Всем членам семьи необходимо иметь представление о природе нарушений развития, имеющихся у ребенка, правильной линии поведения с ним и способах коррекции дефектов.
  • Помимо семейного воспитания, ребенку необходима профессиональная помощь специалистов, при этом степень их участия в процессе воспитания определяется в зависимости от тяжести дефектов развития ребенка.

Наиболее важным условием для эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, речи и другими дефектами является гармоничная психологическая обстановка в семье. Все дети остро переживают дефицит любви и ласки, а дети с отклонениями в развитии отличаются особенной чуткостью. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят и ценят, и тогда он будет развиваться активнее, а необходимые знания и навыки будут формироваться у него более успешно. Также очень важно, чтобы оба родителя умели легко и бесконфликтно договориться о любых вопросах, связанных с воспитанием ребенка. Только такие условия гарантируют, что он будет расти и развиваться в условиях душевного комфорта и иметь чувство защищенности.

При воспитании детей с нарушениями слуха, зрения и речи родителям следует соблюдать принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Так, при воспитании детей с нарушениями речи обязательно нужно учитывать, что ребенок не всегда способен выразить свои потребности с помощью слов, поэтому родителям нужно учиться распознавать их по его выражению лица, жестам, интонациям голоса или позе.

Также необходимо соблюдать принцип формирования у ребенка навыков нормативного поведения, которое обеспечивает его нормальную социальную адаптацию. Особенно этот принцип важен при воспитании детей с нарушениями интеллекта. Родителям важно служить для ребенка эталоном правильного поведения в социуме, понимая, что их собственное неадекватное поведение обязательно будет иметь негативное влияние на психику ребенка и сформирует у него неверные установки.

Еще одним важнейшим принципом эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, речи, слуха и другими проблемами развития является формирование у ребенка навыков самообслуживания. Ребенка с отклонениями в развитии необходимо приучать к опрятности и аккуратности. Важно, чтобы он умел следить за своим внешним видом, а также принимал посильное участие в выполнении домашней работы. Только так можно обеспечить гармоничное развитие ребенка, при котором он сможет чувствовать себя самодостаточной личностью, и не будет ощущать дискомфорта из-за своих физических недостатков.

Кроме того, необходимо обеспечить ребенку условия для развития его природных способностей. При воспитании детей с нарушениями речи можно делать упор на развитие способностей к танцам и творческой деятельности, при которой речевые дефекты не будут оказывать влияния на успешность занятий, а ребенку с двигательными патологиями нужно обеспечить условия для занятий такими видами искусства, которые не требуют передвижения.

Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ,
  • НРАВСТВЕННОСТЬ ,
  • НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ ,
  • ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,
  • ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ,
  • ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА ,
  • НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ,
  • MORAL DEVELOPMENT ,
  • MORALITY ,
  • MORAL STANDARDS ,
  • JUNIOR SCHOOLCHILDREN ,
  • CHILDREN WITH DISTURBANCE OF DEVELOPMENT ,
  • CHILDREN WITH MENTAL DISTURBANCE AND DISABILITIES ,
  • MORAL UPBRINGING

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ларионова Светлана Олеговна

В статье актуализируется вопрос нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями развития; представлены результаты исследования особенностей нравственного развития умственно отсталых и с задержкой психического развития детей младшего школьного возраста. В статье описаны как психолого-педагогические условия нравственного воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта, так и возможные подходы к нему.

Abstract 2010 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Larionova Svetlana Olegovna, Vestnik of Nekrasov Kostroma state university

The question of moral development and upbringing of junior schoolchildren with disturbance of development is actualized in the article. The author presents results of investigation of peculiarities of moral development of junior schoolchildren: mentally challenged and with mental retardation. Psychological pedagogic conditions and approaches of moral upbringing of children with mental disturbance are described in the article.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова , Ларионова Светлана Олеговна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Ларионова Светлана Олеговна Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-detey-s-narusheniyami-i-otkloneniyami-intellekta (дата обращения: 17.09).

Ларионова Светлана Олеговна Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова 16 (2010). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-detey-s-narusheniyami-i-otkloneniyami-intellekta (дата обращения: 17.09).

Ларионова Светлана Олеговна (2010). Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-detey-s-narusheniyami-i-otkloneniyami-intellekta (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Ларионова Светлана Олеговна Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. №3 С.238-242.

Ларионова Светлана Олеговна Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова 16 (2010).

Ларионова Светлана Олеговна (2010). Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова

Источники: http://www.labirint.ru/fragment/142908/, http://www.wjtoday.ru/osobennosti-semejnogo-vospitaniya-detej-s-narusheniyami-razvitiya/, http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-detey-s-narusheniyami-i-otkloneniyami-intellekta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста

МОУСольвычегодская средняя школа Новости Ребёнок отличается далее...

Развивающие игры для детей школьного возраста

Игры и конкурсы далее...

Какие проблемы ребенка 3 лет

Маленький деспот: проблемы поведения трехлетнего ребенка Ближе к 3-м далее...

Затяжной насморк ребенку 2 года

Здравствуйте. Сегодня мы с вами продолжаем далее...

Кофейные пятна на теле ребенка

Нейрофиброматоз Нейрофиброматоз является одним из самых частых наследственных заболеваний. Более далее...

Одаренные дети в доу по фгос

Работа с одаренными детьми в доу в условиях далее...

Почему новорожденный часто сосет грудь

Грудное вскармливание → Почему ребенок постоянно сосет грудь? Сейчас далее...

Популярные статьи