Главная » Обучение детей

Обучение чтению детей дошкольного возраста


Начиная заниматься с детьми, развивать и обучать их, родители думают первым делом о том, как научить малыша читать. Они, как правило, считают, что это самое главное звено в цепи раннего развития ребенка. Ставится четкая цель – обязательно научить чадо грамоте и, желательно, в кратчайшие сроки.

Родители прикладывают большие усилия в обучении чтению, забывая про то, что малыша надо развивать всесторонне.

Поэтому, первый мой совет – не ставьте себе сроков, в течение которых вы обязаны научить малыша читать. Не смотрите на соседских ребят или троюродную племянницу вашей двоюродной тети, которая бойко читала в два с половиной года. У каждого ребенка свой путь в жизни, свои темпы освоения того или иного навыка. Лучше двигаться потихоньку, наблюдать за ребенком, что ему интересно, а что нет. Стараться привлечь его интерес к чему-либо, в данном случае, к грамоте. И не отчаиваться, если его это абсолютно не волнует. Значит, он еще не готов. Отложите ненадолго свои старания, переключитесь на рисование или спорт. Или просто играйте с малышом побольше в куклы, машинки, конструкторы. Читать он обязательно научится – всему свое время.

Теперь давайте выясним вот что. Для чего вы хотите научить своего ребенка читать? Если главное для вас: «Все обзавидуются!» или «Мой ребенок гений», то лучше вообще не начинать. Потому что вы просто замучаете своего малыша.

Цели могут быть другие, например, развитие мышления и речи малыша, расширение словарного запаса, развитие логики, подготовка к школе, наконец.

И еще. Пожалуйста, дорогие мамочки, не надейтесь на то, что, начав читать, ваш малыш избавит вас от обязанности ежедневно читать ему вслух. Еще нескоро малыш настолько хорошо освоит навыки чтения, чтобы свободно читать книги.

Как выбрать методику?

Полки магазинов в последние годы ломятся от разнообразных азбук, букварей, толстых книг и тоненьких брошюр, которые обещают быстрое и беспроблемное обучение чтению. Что же выбрать?

Первое, что сразу стоит вычеркнуть – это азбуки. В них, как вы знаете, каждая буква сопровождается картинкой, название которой начинается с этой буквы. Все они, как правило, яркие и красивые. Нравятся и малышам и родителям. Но пользы от них мало, а, порой, они еще и наносят вред. Каким образом? Да очень просто. Ребенок запоминает название буквы, связывая его в уме с картинкой, которой она сопровождается «А – аист», «Н – ножницы» и так далее. Впоследствии, при виде, например, слова «ЛЕС», в голове малыша всплывают ассоциации «ЛИСА, ЕЛЬ, СОБАКА». Опять же, названия букв не дадут ребенку умения читать, так как «Эль, Е, ЭС» с трудом складывается в слово «лес».

Теперь перейдем к букварям. Все они, как известно, рассчитаны на детей младшего школьного возраста. По современным теориям, обучение чтению в школе начинается со звуко - буквенного анализа и составления схем слов. Малышам дошкольного возраста (да и многим первоклассникам, не умеющим читать) такие ребусы не по силам. И еще. Букварь, впрочем как и азбука, предполагают ежедневное сидение за партой (или столом) с книжкой в руках и монотонных занятиях. Если вы решили отнять у малыша детство, попробуйте пойти по этому пути.

Что же остается?

Одна из популярнейших сейчас методик Глена Домана, «Складушки» Воскобовича, «Кубики Зайцева» и его же «Складовые картинки», методические рекомендации Николая Буракова - ученика Зайцева (как и у самого Зайцева, они основаны на методе складового чтения). И еще, наверняка, немало хороших, но малоизвестных книг и пособий, которые издаются крошечными тиражами, а потому, мы их рассматривать не будем.

Сначала поговорим о методике Глена Домана. Про них сейчас не слышал только глухой. Его книги издаются и переиздаются. Ширится круг его последователей и приверженцев. Но, в то же время, ширится круг разочаровавшихся или уставших от таких изнурительных трудов, к каким призывает Глен Доман. Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, всем известная французская мама Сесиль Лупан.

Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются не буквы или слоги, а целые слова, написанные на огромных картонных полосках красным цветом. Ребенок, по мнению Домана, увидав несколько раз слово, навсегда запомнит, как оно читается. А, увидав много слов, сам по себе выведет правила чтения и начнет читать незнакомые слова.

Весь материал заранее готовит мама или вся семья. Ребенок только нужное количество раз в день сажается в нужное место и смотрит на то, что ему приготовили родственники.

Каждый день нужно писать несколько новых слов нужного размера, на карточке, строго установленной величины. Старые слова, которые ребенок уже видел, второй раз использовать не рекомендуется.

Кроме чрезмерной трудоемкости процесса, родителей пугают вопросы чисто методического характера, на которые в книгах Домана ответов не найдешь:

с какой скоростью показывать карточки,

как часто их менять, ведь у каждого ребёнка всё-таки свой темп освоения материала, а у каждого родителя свой темп изготовления карточек,

можно ли всё-таки возвращаться к уже пройденным карточкам не добавляя новый текст, ведь если ребёнок очень маленький, он через месяц забудет убранные вами карточки,

как организовать свой день, исходя из всех необходимых рекомендаций автора метода,

когда и как играть с ребёнком, обучающимся по этой методике,

можно ли давать карточки ребёнку в руки, если можно, то как и когда,

а что же делать, если ребенок вообще не реагирует на карточки. (знаю одну маму, которая звенела колокольчиком сзади карточки, чтобы хоть как-то привлечь внимание ребенка).

Мне встречалось довольно много семей, с увлечением окунувшихся в занятия по этой методе. У некоторых даже были положительные результаты: ребенок начинал узнавать слова, написанные на карточках. Но…. Все разбивалось в тот момент, когда то же самое слово малышу писали карандашом на бумаге или показывали в книге. Он никак не хотел узнавать в нем то, что вроде бы, уже хорошо умел прочитывать.

Главным результатом занятий по методике Глена Домана в большинстве знакомых мне семей явились антресоли, заваленные огромным количеством бесполезных карточек.

Итак, мы выяснили, что малышу сложно научиться читать по буквам, освоить хитрости звукобуквенного анализа тоже проблематично, а запомнить внешний вид всех слов русского языка просто невозможно.

Но есть еще одно направление – складовой метод в обучении чтению. Он известен еще со времен Л.Н.Толстого.

Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее. По складам младенец начинает говорить МА-МА, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать.

Основоположником складового принципа в обучении чтению стал Николай Александрович Зайцев. Он придумал свои знаменитые кубики. За ними последовал выпуск «Складушек» Воскобовича и пособий Буракова «Складарики», «Пиши-читай» и другие.

Кубики Зайцева отличаются от других пособий по складовому чтению, что это не просто пособие, а настоящая увлекательная игра, которая нравится как детям одного-двух лет, так и старшим дошкольникам.

Обучение чтению детей среднего дошкольного возраста

Елена Бредихина
Обучение чтению детей среднего дошкольного возраста

Моя статья адресована больше родителям моей группы. У нас средняя группа и по программе развития, обучение чтению начинается со старшей группы. Но очень часто родители меня спрашивают, как начать обучение детей. как правильно показать буквы какие методики лучше использовать. Поэтому решила, что стоит обсудить эти вопросы и помочь родителям правильно начать обучение детей чтению.

В старинной пословице говорится. «Сначала аз да буки – потом все науки». И следуя этой пословице мы понимаем, что вся наша жизнь построена на умении читать, без чтения не возможно обучение .

Обучение чтению дошкольников – сейчас большинство наших родителей хочет дать своим детям возможность научатся читать до поступления в первый класс, так как требование в школе к первоклассникам с каждым годом все выше и выше.

Но нужно не забывать, что 3-4 года это еще дети, и заниматься с ними обучением можно только в игровой форме, с помощью песен, стихов, игр на прогулке. Если вы решили серьезно заняться обучением ребенка. то занятия обязательно должны быть систематичными, увлекательными. Ребенка и ни в коем случае нельзя заставлять выполнять задания «из под палки» .

Чтение может стать любимым занятием для ребенка, если вы сами будете с удовольствием читать детям книги.

Так же хочу предупредить родителей, которые считают, что учить дошкольников читать. это равносильно «лишению их детства». Боюсь тогда вы лишите их детства в первом классе, когда вместо того, чтобы после школы отдохнуть и погулять, им придется догонять детей. которые получили знания в саду. Поэтому не пропускайте занятия в детском саду, не надо их приравнивать просто к игре. Мы в свою очередь постараемся помочь Вашим детям изучить азы чтения. В своей группе мы применяем различные методики с которыми вы можете ознакомиться на стендах полезной информации и применять их дома. Кратко о них. это прорисовывание букв в воздухе, заучивание стихов с этой буквой, выкладывание букв с помощью ниточек с бусинками.

Существуют противники и заступники ранних методов обучения чтению .

Заступники методик обучения ребенка чтению с раннего возраста считают. что мозг ребенка устроен так, что овладеть чтением ему легче в раннем возрасте. чем в 7 лет. Многие знаменитые педагоги считают, что обучать чтению в семь лет уже поздно.

Противники обучения дошкольников чтению в раннем возрасте. Выступают против когда родители не знают, КАК учить ребенка читать. Не учитывается возраст малыша при выборе методики обучения. Если родители считают возможным бросить обучение после нескольких занятий и потом опять начинать занятия.

Итак, перейдем к самым общедоступным системам обучения чтения. Рассмотрим их плюсы и минусы.

Первым хочу рассмотреть метод обучения чтению«Фонемный» .

Этот метод используется уже многие десятилетия. Мы с вами учились именно по этому методу. Мы учили сначала буквы, потом изучали слоги и наконец складывали их в слова.

Плюсы этого метода :

- не требует специальных пособий;

- в школе будут учиться именно по этому методу.

- ребенку трудно выделить звуки и слоги в слове так, как еще в этом возрасте не сформировано аналититико-синтетическое мышление, которое формируется к 7 годам;

- Этот метод сформирован на принципе усидчивости ребенка, в нашем возрасте очень сложно добиться того чтобы ребенок сидел и внимательно слушал маму.

Если вы выберете этот метод обучения. то очень важно знать, что обучая ребенка буквам надо называть звук, а не букву. Например, буква «М». а не «ЭМ» .

Еще хочу обратить ваше внимание на методику обучения Зайцева .

Этот метод построен на обучении ребенка запоминать сразу слоги. В этой методики используется наглядный материал «Кубики Зайцева». Этим методом обучения учили детей на Руси. о нем еще писал Лев Толстой.

Плюсы этого метода :

- учится читать по слогам проще и более естественней для ребенка;

- обучение проводится в игровой форме;

- ребенок использует все возможности мозга, он слышит, видит и может пощупать;

- это метод можно использовать с 2-3 лет.

- вам может показаться достаточно сложным;

- занимаясь по этой методике желательно группой из 2-3 детей. он не рассчитан на индивидуальные занятия;

- материальные затраты на наглядный материал;

- сроки обучения зависят от возраста ребенка .

Настольные игры, как метод обучения чтению .

Этот метод подходит для родителей, которые могут посвятить достаточно много времени ребенку и изготовлению наглядного материала. Для этого метода надо приобрести или сделать самостоятельно карточки с трехбуквенными словами и картинками к ним (рак, оса, сом). Здесь надо подобрать картинку к слову метод основывается на запоминании целых слов. Играть можно не только с карточками, но и с игрушками. У каждого дома найдется пёс, кот, мяч… Разнообразие предметов сделает обучение более интересным и эффективным.

Развивающие компьютерные игры.

Бывает, что ребенок часто оказывается за компьютером. Определите в какие игры, он может играть. Сейчас существует множество игр дл развития умения читать. Они имеют звуковое и яркое, красочное оформление, содержат реплики подбадривания. Требуют минимального участи родителя. И имеют бесконечное разнообразие. Обратите внимание на игры с использованием микрофона и функцией распознавания голоса.

Игры на свежем воздухе.

Возможность играть всегда и везде и при этом получить важную информацию.

Возьмите на улицу мел. Изучите букву, напишите её, найдите предметы на эту букву, пощупайте их. Придумайте слова на эту букву. При этом ребенок получит не только знания по чтению. но и пополнит свой словарный запас. Если к вам присоединятся друзья ребенка, то обучение будут проходить быстрее и интересней.

Вот мы и рассмотрели некоторые методы обучения чтению. Не забывайте, что все занятия должны проходить в интересной, игровой форме. Нельзя заставлять детей заниматься. Если ребенку не нравятся занятия - перестройте их структуру или смените место, время занятий.

Публикации по теме:

Календарное планирование «Папок–передвижек» по развитию речи дошкольников Сентябрь Темы: Выявление потребностей родителей по вопросам обучения детей дошкольного возраста основам грамоты - все возрастные группы.

Отчет о проведении мероприятий, посвященных Дню Матери № Наименование мероприятий Возрастная группа, количество участников Ответственный за мероприятие 1. «О мамочке моей с любовью» (сочинение.

Методики Обучения Детей Чтению и Счёту

Меня зовут Сергей Николаевич Поляков. Я занимаюсь тем, что обучаю детей дошкольного возраста чтению и счету. Для того чтобы сделать процесс обучения увлекательным и интересным для детей, способствовать их разностороннему развитию и, в тоже время, гарантировать результаты, я разработал уникальные методики обучения чтению и счёту, построенные на игре.

Методик обучения детей раннего возраста сейчас много, но вы не найдете среди них настолько детально проработанных, что обучать по ним детей может как педагог в школе раннего развития, так и любой родитель, не имеющий специальной подготовки.

Обучение детей чтению. Методика построена в виде игры и разделена на 7 ступеней, каждая из которых отличается от предыдущей уровнем сложности и видами игр с детьми. Дети, которые начали на 1-й ступеньке изучать буквы, на последней, 7-й, ступеньке читают детскую литературу. Описание методики и каждой ее ступени, вместе с видео файлами занятий, вы сможете просмотреть на странице Обучение Чтению . На сайте представлены также статьи, из которых вы больше узнаете о моих методах обучения и найдете ответы на часто задаваемые вопросы.

Обучение детей счёту. По этой методике дети учатся сложению и вычитанию в уме сначала в пределах 10, а потом и в последующих десятках. Методика обучения детей счёту на данный момент абсолютно бесплатная. Прочитать полностью материал, просмотреть видео файлы уроков, а также скачать все это вы можете на странице Обучение Счёту .

Вы также можете записать своего ребёнка ко мне на обучение в Одессе, для этого напишите мне на странице контактов. либо купить мою методику обучения чтению, которая включает в себя тексты с подробным изложением содержания уроков и видео файлы с примерами занятий, от первых до последних. При помощи прилагаемых инструкций и чертежей пособий вы сможете легко организовать учебное помещение и полноценно проводить занятия с детьми самостоятельно.

В качестве примера можете посмотреть. как проводят занятия по моей методике педагоги в школах раннего развития и родители у себя дома в Уфе, Одессе, Севастополе, в Германии, Ирландии, Франции.

Заказать методику обучения чтению вы можете на этой странице .

Если у вас остались вопросы ко мне, с удовольствием отвечу на них. Пишите.

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта, родители и педагоги. Хочу сообщить вам, что я наладил изготовление Домиков для букв из переплетного картона. Теперь у вас есть возможность приобрести комплект домиков для букв с высотой домика 30 см. и заламинированными карточками к ним за 25 долларов или эквивалентную сумму в гривнах либо рублях. При заказе одной или нескольких Читать полностью →

По методике Сергея Николаевича Полякова обучают детей в различных городах и странах, в последнее время я отправлял методику и домики в десятки городов России, Украины, Белоруссии, Италии, Германии. Но не всегда есть возможность узнать о том, как применяется методика, как проходит процесс обучения, как реагируют дети, возникают ли трудности и поэтому особенно приятно было получить Читать полностью →

Здравствуйте, думаю, что для многих родителей, решивших самостоятельно обучать своих детей по методике 7 ступенек, разработанной моим отцом, Поляковым Сергеем Николаевичем, препятствием к началу обучения может стать необходимость самостоятельного изготовления домиков для букв, которые служат основным методическим материалом в течение первых трех месяцев обучения. В связи с этим, могу предложить домики для букв собственного производства, Читать полностью →

Здравствуйте, уважаемые друзья, посетители сайта, мамы и папы, педагоги, занимающиеся обучением и ранним развитием детей. Пишет Сергей Поляков младший, сын Сергея Николаевича, автора методики 7 ступенек. С прискорбием вынужден сообщить вам, что случилось горе, папы больше нет с нами, в понедельник 24-го июня прошло сорок дней со дня его смерти. Но я, наша семья и Читать полностью →

Всеукраинская Ассоциация развития ребенка провела в Киеве СЕМИНАР для работников ШРР и ЦРР по изучению моей методики. Чтобы получить общее представление об этом СЕМИНАРЕ, посмотрите несколько добавленных фото в разделе ГАЛЕРЕЯ.

Пользователь Людмила Гавриленко с Камчатки и некоторые другие уже научили своих детей счету в пределах 10 и спрашивают, как перейти к дальнейшему этапу обучения -счету в пределах 100 (кстати, при отправке вопросов прошу без ошибок вписывать свой Email). Второй этап методики, счет в пределах 100, я напишу только к лету 2012 года (после операции Читать полностью →

Советую посмотреть в You Tube последовательные короткие видео фрагменты моих уроков, от первых -до заключительных (всего пока 35). Вначале вы увидите там детей, только начинающих изучать буквы, а потом -тех же детей, читающих интересные книжки и решающих в уме арифметические примеры. Там вы найдете также запись телевизионной передачи о моей методике. Чтобы найти Читать полностью →

Это сделать сейчас очень просто, без регистрации и авторизации на сайте. Кликните по ЗАКАЗАТЬ МЕТОДИКУ на главной странице и перейдите на страницу СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ. Вам будет предложено два варианта заказа: первый -ОН ЛАЙН (кредитными картами или через системы PayPal и т. п.) и второй -НЕ ОН ЛАЙН (при котором вы отправляете заказ автору Читать полностью →

СРОЧНО. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ УСТНОМУ СЧЕТУ появилась в разделе МЕТОДИКИ -СЧЕТ, откуда ее можно скачать бесплатно. Автор принял решение предоставить методику обучения счету ДЛЯ БЕСПЛАТНОГО СКАЧИВАНИЯ. Ознакомьтесь, она вам понравится. Она сопровождена приложениями и видеозаписями уроков, изложена предельно доступно. Чтобы скачать ее, регистрироваться не нужно. Просьба лишь ссылаться на автора методики в случае ее Читать полностью →

Источники: http://danilova.ru/publication/read_metod01.htm, http://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-chteniyu-nachinaja-so-srednei-grupy.html, http://7steps-to-book.com/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Сыпь руках ногах лице ребенка

Самые частые причины и профилактика далее...

Примеры логопедических характеристик дошкольника

Становление речи у ребёнка это далее...

Плавают дети 6 лет

Тренер о раннем плавании От редакции: далее...

Эксперименты детей 8 лет

Домашние опыты для далее...

Творческие конкурсы детей овз

Главная → Положения далее...

Характеристика для дошкольника мсэк бланк

Решение медико санитарной экспертизы в 2016 году Перед далее...

Социально педагогический потенциал в развитии ребенка

Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности студентов в реализации социально далее...

Популярные статьи

x