Главная » Обучение детей

Обучение детей рассказыванию доу

Обучение малышей рассказыванию

Опубликовано 12.06 автором Mari

Обучение малышей рассказыванию имеет огромное значение в общении малышей с окружающими.
Связанное и последовательное изложение мысли в развернутой форме – это и есть умение рассказывать.

Такую форму речи ребенок использует в общении с воспитателем и родными, в играх с друзьями. Она дает ему чувство удовлетворения, что способствует развитию общительности.

Самым положительным образом умение рассказывать отражается на настроении малыша в детском саду, потому что ребятишки любят тех, кто может интересно рассказывать. Это распространяется не только на взрослых, но и на сверстников.

В детском саду должны учить детей последовательному и связанному изложению, потому что оно влияет на развитие логического мышления, которое является важным показателем подготовленности ребят к школьному обучению.

Именно в практике каждодневного речевого общения малыши приобретают основные умения рассказывать. Однако в таких условиях рассказ ребенка часто не имеет нормальных качеств, необходимые для полного и быстрого взаимопонимания.

Приемы обучения малышей рассказыванию

Формируется умение рассказывать малышами в детском саду с помощью приемов обучени я. С самых простых, а потом усложняющихся планомерных и систематических упражнений ребенок сможет рассказывать.

Согласно требованиям утвержденной программы ведется обучение рассказыванию. Детей младших групп учат развернутому изложению мыслей в виде коротких сообщений в ответ на вопросы воспитателей. В средних и старших группах ребята самостоятельно придумывают рассказы: что с ними случилось, что они видели или пересказывают сказки.

Приемы обучения рассказыванию могут быть разнообразными: рассказывание ребят по вопросам, рассказывание по указанию воспитателя и рассказывание по образцу.

  • Рассказывание малышей по вопросам -это детские ответы на вопросы, которые задает в определенном порядке воспитатель. В этом случае мысли малышей, и качество изложения направляются вопросами воспитателей.

Поэтому вопросы надо составлять так, чтобы они последовательно и полно передавали содержание и были понятны детям. Такой прием обучения применяется во всех группах детсада и на многих занятиях, чаще в младших группах, потому что ребятишки трех-четырех лет не могут еще самостоятельно составлять рассказы.

В старших и средних группах только в отдельных случаях используют прием рассказывания по вопросам. Он является подготовительным моментом к самостоятельному рассказу: на занятиях обучения по картине или при пересказе произведения.

  • Рассказывание малышей по образцу – это детский рассказ, образцом которого служит рассказ воспитателя, народная сказка или литературное произведение. Необходимо, чтобы образец был доступен для подражания и по содержанию, и по языку.

Ребенок сможет позаимствовать последовательность изложения, связность, точность языка и грамматическую правильность, если рассказ воспитателя обладает определенными качествами. Применение этого приема обучения приводит не к механическому повторению рассказа взрослого, а к развитию мысли ребенка.

Как прием обучения рассказывание по образцу применяют в старших и средних группах.

  • Рассказывание малышей по указаниям – это когда воспитатель дает малышам тему для рассказа и указания, как нужно рассказывать. Эти указания должны быть краткими и простыми для быстрого запоминания детьми.

Несколько примеров указаний воспитателя малышам:

«Ребята, весной мы с вами ходили в лес. Давайте вспомните интересный случай и расскажите о нем».

«Расскажите, как вы встретили Новый Год, куда и с кем ходили, что видели, что больше всего понравилось».

Рассказывание ребят по указаниям практикуется в подготовительной и старшей группах.

При применении любого приема обучения малышей рассказыванию взрослые должны стремиться к развитию и обогащению мышления детей. обновления сайта .

Конспект занятия по обучению рассказыванию в старшей группе
Тема: «Осваиваем речевой этикет»

Упражнять детей в умении составлять рассказы по картинкам с фабульным развитием действия. Обогатить их словарь за счет фраз словесной вежливости.

Дети, все сотрудники детского сада хвалят вас, говорят, что вы у нас очень воспитанные и вежливые. А я очень волнуюсь, что вы еще не все правила поведения знаете.

Сегодня мы с вами вспомним все вежливые слова и когда их нужно говорить.

В русском языке есть прекрасное слово «Здравствуйте». Что же оно обозначает?

«Здравствуй» - значит «Будь здоров». Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья; при этом нужно обязательно посмотреть друг другу в глаза.

А сейчас я вам прочту стихотворение А. Кондратьева «Здравствуйте»:

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Ребята! А как вы думаете, кто должен первым здороваться младшие или старшие? Девочки или мальчики?

Какие еще приветственные слова вы знаете? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер) Когда говорят эти слова?

Утром улыбку я маме дарю,

Доброе утро я ей говорю.

Своим знакомым – «Добрый день».

А вечером при встрече

Скажу я: «Добрый вечер».

А теперь посмотрите на картинку (картинка «Здравствуйте» из серии «Уроки вежливости»).

Кого вы видите на картине? (бабушки сидят на скамейке)

Предлагаю рассказать о бабушках, что они делают, почему у них удивленный (возмущенный) вид.

Какое лицо у мальчика? (хмурое)

Как нужно правильно здороваться? (с улыбкой)

Составляем 2 – 3 рассказа по картине.

Предлагаю детям игру - разминку «Вежливые часики»

Ходят часики вот так.

Семь утра часы пробили,

Всех детишек разбудили.

Утро настало, солнышко встало…

Что сказать, проснувшись, надо?

Вот и день настал, ребята,

Что сказать при встрече надо?

Стрелки – часики ходили,

И шесть вечера пробили.

Вечер наступил, ребята,

Что сказать при встрече надо?

Теперь давайте вспомним другое вежливое слово!

Угощаю детей конфетами, контролирую, чтобы дети говорили «Спасибо»

Как вы думаете, вежливо будет кушать конфету сейчас? (нет)

Почему? (фантик шуршит, нельзя отвлекаться, это неприлично). Нужно отложить конфету в сторону и потерпеть до конца занятия.

Какое вежливое слово мы с вами сейчас вспомним? (спасибо)

За что мы говорим «Спасибо»,

За все, что делают за нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказать и сколько раз.

Рассматриваем картинку, на которой школьница угощает яблоками дошколят.

Что вы видите на этой картинке?

Какие слова говорили девочки? (спасибо, благодарю).

Предлагаю детям составить рассказы по картине (2 – 3 рассказа).

Ребята, извините меня, пожалуйста, мне нужно сделать один звоночек. (Звоню помощнику воспитателя, даю образец вежливого разговора по телефону.)

Ребята, какие добрые и вежливые слова вы услышали в нашей беседе? (Добрый день, извините, будьте добры, пожалуйста, благодарю, до свидания и т.д.)

Предлагаю 1 – 2 детям позвонить по телефону своему другу.

Вношу картину «Простите, пожалуйста» из серии «Уроки вежливости»

Где происходит действие? (в автобусе)

Что там произошло? (мальчик вошел в автобус с мороженым и перепачкал пассажиров)

Скажите, пожалуйста, как должен поступить мальчик? (извиниться)

Предлагаю детям вспомнить, как нужно правильно извиниться. Составляем 1 – 2 рассказа по картине.

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили очень много добрых, вежливых слов, которые мы употребляем в разговоре друг с другом. (Дети называют все вежливые слова.)

Вежливость помогает всем жить дружно. И нужно быть вежливым даже тогда, когда этого совсем не хочется. Если ты вежлив с людьми, то и люди вежливы с тобой.

Хвалю детей за активность, за старание, за то, что они очень воспитанные дети и благодарю их за занятие.

1. Стихотворение А. Кондратьева «Здравствуйте».

2. Серия картин «Уроки вежливости».

Страница обновлена 13.02

Консультация для родителей

Обучение детей рассказыванию

Очень часто мы с Вами сталкиваемся с проблемой: наш малыш что-то очень долго и эмоционально рассказывает, но речь его бессвязна, нелогична, мысли прыгают , как белки. Никак не удаётся поток сознания оформить в связный грамотный рассказ. А ведь в школьном обучении ему просто необходима способность связно, логично выражать свои мысли.

Давайте подумаем, как же помочь ребёнку?

Процесс обучения детей рассказыванию длительный и трудоёмкий. Обязательно постоянно общайтесь с ребёнком, ведь из речевой пустоты родится такая же пустота. При этом очень важна Ваша эмоциональность и заинтересованность: слова, в глаза, в поза, весь Ваш вид должен показывать, как Вам нравится общение с ним. Как заинтересовать ребёнка?

Используйте то, что нравится ему – игру и сказку.

Начиная работу, следует помнить, что основная форма речи малышей – диалог, монологическая форма не развита. Поэтому предоставьте ему возможность договаривать Ваши предложения, помогайте наводящими вопросами. Со средней группы начинается работа с планом. это могут быть опорные картинки, схемы, пиктограммы. План несколько раз обговаривается с ребёнком. С детьми старшей группы план обязателен, составляется вместе с детьми. Дети подготовительной группы могут составить план самостоятельно. Для детей младшей и средней групп обязателен образец взрослого.

Описательные рассказы доступны даже детям младшего возраста. Главное условие – предмет должен быть хорошо знаком и вызывать положительные эмоции. Поэтому сначала необходимо побеседовать с ребёнком, рассмотреть предмет, поиграть с ним, может быть даже попробовать на зубок . С малышами хорошо работает приём рисование глазами . что вижу – то и говорю . Неинтересно? Поиграйте! Например, игрушечный медвежонок спорит: Малина синяя! Ребёнок отвечает: Нет, малина красная . С детьми постарше можно сравнить два предмета: У меня кружка зелёная, а у тебя? . поиграть в игру Угадай по описанию , Угадай наощупь , придумать разные способы применения предмета. Примерный план описательного рассказа может быть таким:

Рассказы по картине (серии картин). Малышам нужно предлагать картины с крупно нарисованными предметами, количество предметов должно быть небольшим (1 -3). Для детей старшего возраста можно использовать сюжетные картины, пейзажи. Начинаем работу с беседы – игры. Возьмите с ребёнком волшебный бинокль (сложенные ладони), рассмотрите детали картины. Предложите показать без слов предметы, находящиеся на картине (например, дерево, дом, лыжник, кошка), у Вас получится игра Кто (что) это? . Попробуйте упражнение Я попал в картину , пусть ребёнок расскажет свои ощущения, действия; предложите придумать продолжение : что в картине произойдёт дальше? Используйте в играх игрушечных героев – пусть они тоже будут участниками (может быть, специально говорящими неправильно?). Обязательно обратите внимание на использование прилагательных (игра Какой ). Предложите ребёнку высказать своё отношение к картине, объяснить, почему он так думает. Придумывая рассказ по серии картин, можно не пользоваться планом – им станут сами картинки. Ребёнок должен правильно распределить их по развитию сюжета, может придумать ненарисованное начало и конец, дать имена героям, порассуждать, что он бы сделал в этой ситуации.

Рассказы из личного опыта. Самые сумбурные и непоследовательные, ведь так хочется поскорей поделится интересным событием! Внимательно выслушайте весь эмоциональный поток, и предложите ответить на вопросы кукле (машинке, солнышку,ветру). Ведь они хотят узнать подробности! После беседы и игр предложите ребёнку рассказать по плану, а чтобы было интереснее, пусть это будет рассказ по телефону или интервью с самым настоящим микрофоном.

воспитатель высшей квалификационной категории

Источники: http://vsovetah.ru/obuchenie-malyshej/, http://dohcolonoc.ru/conspect/6050-osvaivaem-rechevoj-etiket.html, http://mdou232.edu.yar.ru/informatsiya_dlya_roditeley/konsultatsii_dlya_roditeley/obuchenie_detey_rasskazivaniyu.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Анекдоты для детей 8 лет

Анекдоты для детей 7-8-9-10 лет Пятачок пpибегает далее...

Ребенок температура 39 горло болит кашель

У ребенка температура далее...

Фуразолидон ребенку 2 года

Фуразолидон для лечения детей Фуразолидон является противомикробным, далее...

Слушать сказки для детей 3 4 лет

Все, кому доводилось сталкиваться с введением лекарственных далее...

Нормы остаточной мочи у детей

Остаточная моча – это далее...

Аллергия на компот из сухофруктов у ребенка

Почему компот после далее...

Аллергия на клубнику у ребенка

Аллергия на клубнику: проблема или недоразумение!? Лето – что далее...

Популярные статьи