Главная » Обучение детей

Особенности детей со сложными нарушениями развития

Библиотека произведений отечественной научной школы
коррекционной педагогики и специальной психологии

В чем преимущества использования данного каталога произведений? Впервые Вы имеете возможность искать и подбирать произведения, ориентируясь не только на традиционные параметры (фамилию автора, название работы, жанр), но и на собственно профессиональные параметры: область коррекционной педагогики/специальной психологии; направление исследований; вид нарушения развития; степень нарушения; возраст ребенка; время создания и публикации работы; адресат.

По какому принципу отбираются произведения для данного каталога? В каталог включаются исследования, выполненные в традициях отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, включая все ее области.

Насколько актуально исследование для современной практики помощи детям с ОВЗ? Впервые каждое произведение соотнесено исследователями с этапами развития практики специального образования по периодизации Н.Н.Малофеева:
  1. этап – становление системы специального образования;
  2. этап – развитие и дифференциация системы помощи;
  3. этап - современный.
Вы увидите, что в каталоге есть произведения, созданные в начале прошлого века, но сохранившие актуальность до настоящего времени и, напротив - исследования, выполненные в «наше» время, но относящиеся по своей сути к
предшествующим этапам развития практики.

Зачем нужны столь развернутые описания каждого произведения? Благодаря им, Вы сможете составить первое представление о содержании произведения еще до того, как ознакомитесь с текстом, поскольку описание содержит «профессиональные» ключи к пониманию работы.

Почему именно три подкаталога? Отечественная научная школа так понимает сферы применения результатов исследований специальных психологов и педагогов:
  • вклад в понимание закономерностей нормального развития ребенка и поддержку нормального развития специальными методами;
  • вклад в понимание и предупреждение рисков отклонений, нарушений и искажений развития ребенка;
  • вклад в понимание и коррекцию нарушений развития ребенка посредством специального обучения и воспитания.

Почему одна и та же работа может встречаться в разных каталогах? Мы хотели представить все сферы применения исследования, показав их актуальность для целого ряда областей психологического и педагогического знания.

Психология детей со сложными нарушениями

Басилова, Т.А. Психология детей со сложными нарушениями // Основы специальной психологии. учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям: 0318- Спец. дошк. образование, 0319- Спец. педагогика в спец. (коррекц.) образоват. учреждениях, 0320- Коррекц. педагогика / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. ; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М. Academia, 2002. С. 374-397.

В главе учебного пособия представлены предмет и задачи изучения психологии лиц со сложными нарушениями развития, дан исторический обзор организации помощи слепоглухим детям, раскрыта этиология и подходы к классификации сложных нарушений развития, характеризуются особенности познавательной сферы и деятельности, развития личности и эмоционально-волевой сферы слепоглухих детей, описаны особенности диагностики сложных нарушений развития и направленность коррекционной работы с детьми. В дополнение к материалу главы предлагаются фрагменты текстов, характеризующие особенности развития слепоглухих; даются вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.

Упоминаемые в работе нарушения

НАРУШЕНИЕ СЛУХА:
Тугоухость
Глухота
НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ:
Слепота
Слабовидение
Ослепшие
НАРУШЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА:
Детский церебральный паралич, ДЦП
НАРУШЕНИЕ РЕЧИ:
Общее недоразвитие речи
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
ЗПР
НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:
Умственная отсталость
КОМПЛЕКСНЫЕ НАРУШЕНИЯ:
Дети с нарушением слуха
Дети с нарушениями зрения
Дети с нарушениями интеллектуального развития
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Ранний возраст (1-3 года)
Младший школьный возраст
Дошкольный возраст

Систематизация по направлению исследования

Специальная психология: исследования и практика
Психолого-педагогическое сопровождение семьи проблемного ребенка
Фундаментальные и прикладные проблемы диагностики нарушений развития детей, психо-физиология и клиника отклоняющегося развития

Актуальность для практики специального образования

2 этап - Дифференциация
3 этап - Интеграция специального и массового образования

Ростомашвили Л.Н. Инновационный подход к оценке психофизического состояния здоровья детей со сложными нарушениями развития: трудности диагностики и пути их преодоления

Инновационный подход к оценке психофизического состояния здоровья детей со сложными нарушениями развития: трудности диагностики и пути их преодоления

Людмила Николаевна Ростомашвили. кандидат педагогических наук, профессор,

Национальный государственный университет физической культуры,

спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

В статье дается определение понятия «сложное нарушение развития», обозначена значимость комплексного, всестороннего исследования детей. Раскрывается характеристика выявленных трудностей диагностирования и некоторые пути их преодоления, методологические принципы Л.С. Выготского и других известных ученых, положенных в основу комплексной диагностики детей со сложными нарушениями развития. Описываются тестовые задания, противопоказанные в диагностике этих детей, возможности модификации некоторых тестов к их использованию в тестировании детей. Представлены требования к организации комплексной оценки психофизического состояния здоровья детей и методические рекомендации по процедуре тестирования. Результаты диагностирования детей являются важными для использования их в последующем планировании объема коррекционно-педагогического воздействия и регулировании физической нагрузки.

Ключевые слова: дети со сложными нарушениями развития, особенности развития, трудности диагностирования, комплексный подход, параметры тестирования, требования к организации тестирования, методические рекомендации.

1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес ; [пер. с англ. Юлии Даре]. – М. Теревинф, 2009. – 272 с.

2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб. Изд-во «Лань», 2003. – 656 с.

3. Григорьева, Л.П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями / Л.П. Григорьева // Дефектология. – 1996. – № 3. – С. 3-11.

4. Головчиц, Л.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения развития / Л.А. Головчиц // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 27-32.

5. Ростомашвили, Л.Н. Особенности реагирования организма детей со сложными нарушениями развития на дозированную нагрузку / Л.Н. Ростомашвили, А.О. Иванов // Адаптация в спорте: состояние, перспективы, проблемы. материалы междунар. науч. конф. (СПб. 24-25 сентября 2009 г.) / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб. Изд-во «Олимп-СПб», 2009. – С. 197-198.

Контактная информация: rostom-1950@mail.ru

Психофизические особенности детей дошкольного возраста со сложными нарушениями в развитии: ДЦП и нарушения интеллекта

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

1.1. Дети со сложными дефектами развития

Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий [1; c. 26].

Категорию детей со сложными дефектами составляют:

Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;

Дти с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

Дети глухие слабовидящие;

Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;

Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).

Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. К ним относятся:

1. Дети с умственной осталостью слепоглухие;

2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость) [3].

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 5

1.1. Дети со сложными дефектами развития 5

2.2. Причины сложных нарушений развития 6

2.3. Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития 9

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 12

2.1. Программа исследования психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста со сложными нарушениями в развитии: ДЦП и нарушении интеллекта 12

2.2. Характеристика базы исследования 19

2.3. Результаты обследования 27

2.4. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции выявленных проблем в развитии 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

В настоящее время среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Это малоизученная категория; преобразования в различных сферах науки и образования. Дети с церебральным параличом (ДЦП), имеющие умственную отсталость разной степени тяжести, в наибольшей степени нуждаются в создании разноуровневых программ и разработке особой организации воспитательно-образовательной работы (организационных форм обучения), содержание, формы и методы, которой должны быть адекватны их возможностям. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и в результате оказывается неподготовленной к обучению в школе.

Все это говорит об актуальности проблемы Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста со сложными нарушениями в развитии: ДЦП и нарушения интеллекта .

Цель работы: выявить психофизиологические особенности детей дошкольного возраста со сложными нарушениями в развитии: ДЦП и нарушения интеллекта.

Исследование проводилось для доказательства выдвинутой гипотезы: психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода и особой коррекционной программы.

Цель и гипотеза позволили поставить задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия дети со сложными дефектами .

2. Выявить причины развития сложных нарушений развития.

3. Охарактеризовать психологическую диагностику и коррекцию при сложных нарушениях развития.

4. Провести экспериментальное изучение психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста со сложными нарушениями в развитии: ДЦП и нарушениях интеллекта.

5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции выявленных проблем в развитии.

Объект изучения: дети дошкольного возраста со сложные нарушения в развитии.

Предмет изучения: психофизиологические особенности детей дошкольного возраста со сложными нарушениями в развитии: ДЦП и нарушениях интеллекта.

При написании работы использовались методы:

математические методы при обработке данных исследования.

Методологическая основа. В отечественной педиатрии, невропатологии, дефектологии, логопедии особенностями развития детей с церебральными параличами, методами лечения и коррекции двигательных нарушений при ДЦП занимались Городетская Г. Ф. Рогачева Е. И. Елизарова И. П. Журба Л. Т. Мастюкова Е. М. Марченко В. А. Семенова К. А. Смирнова И.А. Винарская Е. Н. Данилова Л. С.

База исследования: ГДОУ ЦРР детский сад #8470; 5 Красногвардейского района, группа Особый ребенок .

Работа имеет структуру: введение, две главы, заключение, приложение, список литературы составляет 12 наименований.

Во введении рассматривалась сущность проблемы, ее актуальность, выдвигалась гипотеза, ставились цель и задачи исследования, определялись основные пути ее решения.

В первой главе рассматривались теоретические основы проблемы. Во второй главе изучались психофизиологические особенности детей дошкольного возраста со сложными нарушениями в развитии: ДЦП и нарушения интеллекта.

заключении подводились основные итоги работы.

Список литературы

1) Венгер А. А. Выгодская Г. Л. Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М. Просвещение, 1972 — 143с.

2) Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. СПб. Детство-Пресс, 2006 г. 144 с.

3) Головчиц Л. А. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии. //Дефектология. — #8470; 6. 2006. -С. 42& 48

4) Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь./ М. В. Жигорева. М. Издательский центр Академия , — 2006. — С. 46.

5) Забрамная С. Д. Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. М. В. Секачев, ТЦ Сфера , 2007. 64с.

6) Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушением в развитии. СПб. Питер, 2000. 246 с.

7) Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова. Л. И. Переслени. Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. М. Издательский центр Академия , 2002. 480 с.

8) Поваляева М. А. Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: Феникс , 2002. — 448 с.

9) Программно-методический комплект Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития . М. 2003.

10) Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: методический материал / сост. и общ. ред. Астапова В. М. Микадзе Ю. В. — СПб. Питер, 2001. — 256 с.

11) Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Под ред. М. И. Назаровой. М. Академия, 2006. -

12) Специальная психология: Учебное пособие. / Под ред. В. И. Лубовского. Т. В. Розановой. Л. И. Солнцевой. М. Академия, 2005. 464 с.

Заказать оригинальную работу

Источники: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/psihologija-detej-so-slozhnymi-narushenijami-2239, http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/4297, http://westud.ru/work/10615/Psixofizicheskie-osobennosti-detej-doshkolnogo

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Чем занять ребенка в 12 лет летом

Чем занять ребенка летом на каникулах Вспомним старые далее...

Спортивные велосипеды для детей 8 лет

Как выбрать велосипед для далее...

Может ли аллергия давать температуру у ребенка

Бывает ли температура при далее...

Ромашка для купания новорожденных как заваривать

Травы для купания: завариваем правильно Добавление трав в ванну далее...

Боли затылке ребенка причины

Причины и помощь при боли в затылке далее...

Коричневые пятна на лице у ребенка

Причины появления пигментных пятен у детей далее...

Эссе творческое развитие детей

Развитие творческих способностей далее...

Популярные статьи