Главная » Обучение детей

Особенности игр детей младшего школьного возраста

Особенности и роль игры в дошкольном и младшем школьном возрасте

Вашему малышу исполнилось три года, а это значит, что он вступил в дошкольный возраст.

В этот период ребенок живет игрой. Складывается впечатление, что ребенок играет постоянно. Это естественно и закономерно. Детская игра - деятельность, в которой ребенок развивается, учится общаться и получает необходимые навыки, знания и опыт.

До трех лет у ребенка деятельность ребенка похожа на игру, но пока еще так называемая предметная или манипулятивная деятельность.

Начиная с трех лет, у малыша возникает ролевая игра. Игра, в которой, малыш еще не придумал сюжет, он только начинает примерять различные роли. Скорее всего, вы замечали, как 3-х летние дети могут ощущать себя различными героями сказок, считать себя мамой или папой, подражать различной профессиональной деятельности (парикмахер, шофер, врач). Они любят перевоплощаться в неживые предметы: «Я – машина», «Я - цветочек».
Все эти перевоплощения пока не имеют сюжета, только роль. Но это важный шаг на данной возрастной ступени развития.

Как только роли будут освоены, и малыш немного подрастет (3,5 - 4 года) можно отметить у него следующий этап развития игры. Возникновение сюжетно – ролевой игры. Играя, дети копируют, воспроизводят поведение родителей, воспитателей, продавцов примеряя на себя этот опыт. Помимо освоения роли дети выстраивают сюжет игры. Например «дочки-матери», «повар» и пи т.д. В этих играх прослеживается последовательность действий связанных между собой сюжетом, как правило, увиденным в жизни или при просмотре фильмов, мультфильмов.

В среднем около года дети оттачивают мастерство сюжетно-ролевых игр, и к 5 годам в их жизни игра начинает совершенствоваться до режиссерской. Это самый сложный вид игровой деятельности.

Дети начинают выстраивать игру до мелочей. Они договариваются, что и кто будет делать, что нужно сказать, порой можно заметить как ребята проговаривают роли, осваивая все новые и новые пространства игры. Так называемые игры-драматизации.

Вот так незаметно для себя, а порой и для окружающих ребенок развивается сам и совершенствует искусство игры.

Однако помимо ролевых игр, дети с интересом играют в подвижные игры «Салки», «Прятки». Имеют они не меньшую ценность. Играя в них, дети учатся действовать по правилам, оценивать и совершенствовать свои физические силы, развивать зрительно-моторную координацию.

Любимыми остаются дидактические: «Лото», «Разрезные картинки», «Парочки» и конструкторские игры «Конструктор», «Пазлы», «Мозаики» «Кубики».

Эти разновидности игры сохраняются, и с интересом применяются даже когда дошкольник стоит на пороге начала школьной жизни, то есть вступает в младший школьный возраст.
Игра не теряет своей актуальности, а немного видоизменяется на протяжении всей жизни человека.

Роль игры в развитии ребенка

В игре наиболее интенсивно, но незаметно для ребенка формируются все психические качества и особенности его личности.
Игровая деятельность создает условия для формирования произвольности поведения и психических процессов. То есть в игре, ребенок подчиняет все свои сиюминутные, импульсивные действия и желания правилам и роли. Что является важным новообразованием дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра позволяет лучше концентрировать внимание на выполняемой деятельности. Если в игре ребенку нужно соответственно своей игровой роли нарисовать заборчик из ровных палочек, то, как бы ему не было сложно, задание будет выполнено. А в противовес этому, если то же самое задание предложит взрослый и выполнить его нужно будет не в игре, то результат в большинстве случаев разочарует.

Также, в игре, выполняя различные роли, ребенок учится воспринимать разные точки зрения и отстаивать свою.
Играя, ребенок учится, фантазировать, а, следовательно, и развивать воображение. Ребенок представляет себе воображаемую ситуацию и героев.

Игра оказывает огромное влияние на интеллектуальное развитие детей, формирование полноценной и гармоничной личности. А значит, взрослые могут использовать игру для достижения воспитательных и развивающих целей.

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста

Как организовать и провести подвижную игру с детьми от 6 до 10 лет

Дети 6 — 8 лет в силу онтогенетических особенностей развития отличаются повышенной двигательной активностью, ярко выраженной потребностью в ней. Определенным препятствием в ее проявлении, как и в других возрастных периодах, является современный специфический режим учебной деятельности, высокая интеллектуальная мыслительная загрузка детей и явно выраженная всеобщая гиподинамия. Социальная важность и ценность подвижных игр в этих условиях, их востребованность, несомненно, возрастает.

Дети этого возраста, несмотря на 6-часовой учебный день проявляют естественную потребность и активность в движениях. Они хотят много играть, проявлять, пока не в полной мере, сформированные естественные движения в ходе выполнения именно таких двигательных действий в условиях игры. Но при выборе игры следует учитывать важное физиологическое обстоятельство, которое заключается в том, что организм детей еще не готов к восприятию длительной нагрузки. В этой связи подвижные игры для детей младшего школьного возраста должны отличаться волнообразным характером нагрузки, предполагать короткие перерывы для отдыха. Ведь насколько быстро дети 6—8 лет утомляются, настолько быстро они и восстанавливают свои силы.

Содержание выбранных игр должно соответствовать анатомо-физиологическим особенностям организма детей этого возраста. Опорный аппарат ребенка активно формируется. В силу пока недостаточно развитых силовых способностей, активного формирования структуры суставных сочленений, целесообразно ориентироваться на игры с разнохарактерными движениями, но без излишне длительных нагрузок на опорно-двигательный аппарат.

Быстрая восстанавливаемость организма ребенка после нагрузки обусловлена возрастными особенностями сердечнососудистой системы. В связи с эластичностью стенок кровеносных сосудов, их широким просветом и активной трофикой крови под влиянием игры происходит интенсивное развитие сердечной мышцы, обильное снабжение других мышц кислородом, продуктами питания.

В этом возрасте активно строится психика ребенка. Эмоциональность подвижной игры служит именно тем строительным материалом, который и увеличивает, и упорядочивает силу и подвижность нервных процессов.

Но следует помнить, что для детей этого возраста пока еще неприемлемы игры как с чрезмерно сложным двигательным содержанием, так с повышенным эмоциональным фоном. В этом случае уместны игры сюжетного характера, с имитацией уже известных движений человека, животных, птиц. Дети хорошо воспринимают игровые действия, связанные с метанием и ловлей, ловкими движениями с их доступной координацией.

Для детей 9 —10 лет характерны заметная прибавка в силе мышц, и у мальчиков, и у девочек, быстрота двигательных действий, координированность и заметное улучшение выносливости.

Внимание у детей 6-8 лет только формируется, им характерно переключение объектов интереса, часто появляется рассеянность. Вместе с тем дети достаточно активны, проявляют самостоятельность, стремятся к познанию окружающего мира, к скорейшему достижению результата, в том числе и в подвижной игре. В связи с подвижностью нервной системы, склонностью к смене характера эмоций дети склонны как к расстройствам при неудачах в игре, так и к быстрой положительной смене настроения. Для преподавателя в данном случае важно ненавязчиво управлять этими процессами, тем самым превращать игру в радость ребенка.

В этом возрасте дети легко психически ранимы. Поэтому преподавателю нецелесообразно лишать ребенка возможности играть. Если же этого требуют правила активной игры, то оставлять ребенка без игры рекомендуется лишь на короткое время.

При выборе игры важно учитывать то обстоятельство, что в этом возрасте идет процесс перехода от образного, предметного мышления к смысловому, понятийному. Появление аналитического мышления наблюдательность, появляющаяся способность сравнения приводят к предсказуемым, сознательным игровым действиям. Это позволяет вводить в содержание игры те элементы, которые развивают отмеченные способности, в том числе и более строгие правила ее ведения. В то же время в силу особенностей данного возраста можно с успехом пользоваться образным рассказом-сравнением в ходе объяснения содержания игры, ролей в ней, правил проведения.

Для преподавателя важно четко планировать нагрузку в игре. Целесообразно ориентироваться на детей со средним уровнем физической подготовленности, при этом наблюдая за воздействием нагрузки на недостаточно физически подготовленных игроков, учитывать это обстоятельство при распределении ролей.

В младшем школьном возрасте детям более интересны игры, в которых требуется проявление коллективных действий. Игры для мальчиков и девочек по-прежнему носят преимущественно общий характер. Тем не менее в этом возрасте уже начинают проявляться различия в приоритетах содержания игры. Девочки постепенно проявляют склонность к играм спокойного, размеренного характера с элементами точных действий, ритмики, с предметами, характерными для видов ритмической гимнастики. Мальчики склоняются к играм выраженного соревновательного характера, с элементами единоборств, с борьбой за владение мячом.

Общим интересом и популярностью пользуются игры с элементами преодоления препятствий, передвижений и манипуляций с мячом, с метанием различных мелких, нетяжелых снарядов, предметов. Игры для детей 9—10 лет более продолжительны, предполагают выполнение большего объема движений с ростом их интенсивности. В играх содержатся требования более точного соблюдения правил. Не следует исключать возможность неоднократного повторения игры от занятий к занятию, при этом своевременно ее прекращать, если она стала уже неинтересной для детей.

Дети 9 —10 лет эмоционально реагируют на характер инвентаря, вспомогательных снарядов, предметов, которому следует придавать разнообразно красочный характер. Применяемый инвентарь должен носить эстетически выдержанный вид, быть легким, удобным в пользовании и травмобезопасным. Весьма целесообразно поощрять изготовление самими детьми простого по конструкции инвентаря, а лучше с помощью их родителей по предварительному согласованию с преподавателем. Это, безусловно, обострит у детей интерес к пользованию инвентарем, предметами, будет воспитывать бережное отношение к ним как результату своего труда. Задания по изготовлению инвентаря надо раздавать равномерно, желательно всем детям, в установленные сроки, независимо от других причин. Это вполне применимо, повышенные требования к конструкции и качеству инвентаря предъявляются детям старших возрастных групп.

Похожие статьи:

​Особенности использования игровых технологий при проведении экскурсий в природу для детей младшего школьного возраста

Особенности использования игровых технологий при проведении экскурсий в природу для детей младшего школьного возраста

педагог дополнительного образования отдела Экоцентр

ГБУ ДО ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга

Процесс обучения детей младшего школьного возраста осложняется возрастными особенностями: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Перед педагогами, работающими с детьми младшего школьного возраста, постоянно встает вопрос: как преодолеть эти трудности и достигнуть наилучшего результата? Как поддерживать познавательную активность детей? Среди арсенала эффективных методических средств важное место занимают игровые технологии. Применение игровых технологий в процессе обучения помогает активизировать деятельность воспитанников, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, снимает утомление у детей, так как делает процесс обучения занимательным.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал, необходимый для проведения экскурсий в природу для детей младшего школьного возраста. В настоящее время существует большое количество классификаций игр. Автор предлагает классификацию, которая не отличается научной строгостью, зато удобна в рамках заявленной темы. Автор предлагает познакомиться с 3 игровыми блоками:

  • игры на подготовительном этапе: триплексы «Деревья и кустарники», загадки о деревьях, ситуационные задачки Жалейкина, игры в дороге;
  • игры непосредственно на экскурсиях: «Зашифрованные часы», «Крот», «ZOO-меню», «Черный ящик», «Дегустационная вертушка», «Да-нетка», «Финский домик»;
  • подвижные игры: «Разведчики», «Холодно-горячо», игры-квесты.

Автор предлагает познакомиться с использованием приемов театрализации на экскурсиях в природу. В работе представлена часть экскурсии «В царстве горного духа» – станция «В гостях у желтогорлой мыши».

Предложенные игры могут использовать педагоги школ и педагоги дополнительного образования на стационарных занятиях и на экскурсиях.

Источники: http://detskienovosti.ru/articles/osobennosti-i-rol-igry-v-doshkolnom-i-mladshem-shkolnom-vozraste.html, http://kladraz.ru/igry-dlja-detei/podvizhnye-igry/metodika-provedenija-podvizhnyh-igr-s-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html, http://anichkov.ru/page/att191/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Интернет магазин детей 10 12 лет

Nils.ru – интернет-магазин детской одежды и обуви! Летнее платье для далее...

Пигментные пятна в глазу у ребенка

Родинки (или по-научному невусы ) есть у каждого человека. далее...

Развивающие игры детей 6 лет теремок

Группа Чтобы вступить в группу, Вам необходимо далее...

Какого возраста ночное кормление ребенка

Когда прекращать ночные кормления Режим далее...

Ребенку 11 лет писается ночью

Здравствуйте!меня зовут элина мне 11лет. Мы с мамой только далее...

Ребенка проходят густые сопли

Как лечить густые желтые сопли у ребенка Детский далее...

Мягкие поделки руками детей

Сегодня выкладываю выкройку слона -перевела её с какого-то иностранного далее...

Популярные статьи

x