Главная » Обучение детей

Особенности одаренных детей кратко

Россия является рекордсменом по количеству одаренных детей, особенно в области творческих направлений. По мнению специалистов, подобный «креативный бум» может быть отчасти связан и с непростыми условиями существования в суровой российской среде.

«Общий индекс творчества для российских детей выше, чем для представителей других стран. Так, к примеру, средний уровень креативности для российской выборки выше, чем для американской. Возможно, это связано с не самыми лучшими условиями существования. Но есть и другие причины»,— рассказала Виктория Юркевич. профессор, заведующая лабораторией «Психология одаренных детей» Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ ).

По словам психолога, в России всегда наблюдался большой процент одаренных детей, однако в последние годы им стали уделять гораздо больше внимания. «В России всегда было много одаренных детей. Говорить о том, что их стало больше, вряд ли можно. Их просто научились выявлять»,— считает психолог.

Ни для кого не секрет, что одаренные дети редко бывают успешными во всем, чаще всего их таланты проявляются в какой-то одной конкретной области, вымещая, к примеру, какие-либо бытовые навыки. «В развитии одаренных детей существует явление, которое называется дисинхронией. То есть они могут быть интеллектуально успешными, при этом их социальное и эмоциональное развитие сильно отстает»,— объясняет Юркевич.

Даже достигнув социально зрелого возраста, такие люди могут быть инфантильными, абсолютно неприспособленными к окружающей действительности. Помимо всего прочего, они испытывают проблемы в общении со сверстниками, не могут решить банальные практические вопросы. «К примеру, человек может быть блестящим физиком-теоретиком, но в жизни, если вылетели пробки, наладить электричество ему уже не по силам»,— приводит пример профессор.

Причин несоответствия в развитии особо одаренных детей может быть несколько. Первая из них заключается именно в природных особенностях ребенка. Другая— связана с условиями развития. Дело в том, что часто одаренные дети появляются в таких семьях, где они впоследствии становятся центром всей жизни родителей.

«Такое явление называется симбиоз – одаренных детей с родителем, иногда даже с двумя. Есть, к примеру, симбиоз матери с грудным ребенком, но это абсолютно естественная и необходимая вещь. Но у одаренных детей этот симбиоз сохраняется многие годы, вплоть до полной зрелости и дальше. В силу такого симбиоза у этих детей возникает особое развитие— дисинхрония, о которой я уже упоминала»,— поясняет Виктория Юркевич.

По словам профессора, развести природные и средовые предпосылки в качестве главных «инициаторов» асоциального поведения особо одаренных детей крайне сложно.

Довольно часто одаренность является мнимой, и по большей части такой обман связан именно с «родительскими амбициями». Так, родитель, воодушевленный детской заинтересованностью в чтении энциклопедий, а не красочных книжек с рисунками, мгновенно приписывает своему чаду одаренность и прочит судьбу Нобелевского лауреата, начиная при этом проявлять крайнюю обеспокоенность безопасностью и здоровьем будущего гения.

«На самом деле есть разные типы одаренности. Есть одаренность, которая видна в раннем возрасте, другая проявляется в подростковом. Много типов, много вариантов развития, есть варианты, когда одаренность проявляется рано, таких детей все обычно называют вундеркиндами. Вариант развития интересный, но очень уязвимый. Вероятность реализации вундеркинда во взрослом возрасте не очень велика. Сам факт, что одаренность рано проявилась, честно говоря, ничего не значит»,— говорит Виктория Юркевич.

Отличить юного эрудита от действительно одаренного ребенка все-таки можно. Так, первый оперирует больше знаниями и навыками, второй же использует исключительно умение думать, быстро находить решения. Если эрудит столкнется с незнакомой задачей, то он, скорее всего, растеряется и не сможет ее решить, второй же, напротив, приложит максимальные усилия для того, чтобы найти правильный ответ.

Каждый ребенок развивается в силу своих биологических особенностей: один стремительно обгоняет своих сверстников в решении математических задач, но по достижении подросткового возраста уже ничем не отличается от ровесников. Другие же, напротив, могут проявить необычные способности уже в достаточно зрелом возрасте.

«Мы, психологи, по отношению к маленьким детям слово „одаренный“ вообще стараемся не употреблять. Вундеркинд — означает ускоренное развитие. Что за этим ускоренным развитием? Может, это просто темп развития другой и никаких чрезвычайных возможностей здесь нет»,— говорит Юркевич.

Перед учеными стоит и еще одна немаловажная задача: как не проглядеть талант. Часто бывает так, что из, казалось бы, обычного ребенка вырастает выдающийся ученый, дипломат или безумно творческая личность. Психологи считают, что потенциал заложен абсолютно в любом ребенке. Главное — уметь развить эти способности.

В рамках цикла публичных лекций МГППУ Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Образовательные стратегии развития одаренности» прочла лекцию «Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками». Лектор поделилась со слушателями своим практическим опытом, рассказала о противоречиях, которые существуют в научно-практической работе с одаренными детьми, о неоднозначности оценки перспектив развития одаренных детей и уровня их достижений в будущем.

Одаренные дети: особенности и сложности развития GIFTED CHILDREN: CHARACTERISTICS AND COMPLEXITY OF DEVELOPMENT Текст научной статьи по специальности Психология

  • ОСОБЕННОСТИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ,
  • ГАРМОНИЧНЫЙ И ДИСГАРМОНИЧНЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ,
  • ПРОБЛЕМЫ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА ,
  • CHARACTERISTICS OF GIFTED CHILDREN ,
  • HARMONIOUS AND DISHARMONIOUS TYPE OF GIFTEDNESS ,
  • PROBLEMS OF A GIFTED CHILD

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Суднева Олеся Юрьевна

В статье рассматриваются теоретические представления и эмпирические данные об особенностях развития одаренных детей. На основании обзора современных отечественных и зарубежных исследований описываются показатели познавательной, мотивационной, эмоциональной и психосоциальной сфер одарённой личности. Также в статье рассматриваются особенности одарённых детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, показываются особенности психического развития неуспешных одарённых детей. Описаны сложности и проблемы одарённого ребёнка, которые сопровождают его в процессе развития и творческого самовыражения.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Sudneva Olesya Yurievna, Modern Research of Social Problems

The paper is dedicated to theoretical concepts and empirical data on characteristics of gifted children. Based on review of contemporary domestic and foreign researches, the indicators of cognitive, motivational, emotional, and psychosocial gifted person were described. In the article the features of gifted children with a harmonious and disharmonious type of development are investigated and the features of failed mental development of gifted children are presented. Also in the article the difficulties and problems of the gifted child, who accompanied him in the process of development and creative expression, are described.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Современные исследования социальных проблем , Суднева Олеся Юрьевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Суднева Олеся Юрьевна Одаренные дети: особенности и сложности развития // СИСП. 2012. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/odarennye-deti-osobennosti-i-slozhnosti-razvitiya (дата обращения: 17.09).

Суднева Олеся Юрьевна Одаренные дети: особенности и сложности развития Современные исследования социальных проблем (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/odarennye-deti-osobennosti-i-slozhnosti-razvitiya (дата обращения: 17.09).

Суднева Олеся Юрьевна (2012). Одаренные дети: особенности и сложности развития. Современные исследования социальных проблем URL: http://cyberleninka.ru/article/n/odarennye-deti-osobennosti-i-slozhnosti-razvitiya (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Суднева Олеся Юрьевна Одаренные дети: особенности и сложности развития // СИСП. 2012. №11 С.57.

Суднева Олеся Юрьевна Одаренные дети: особенности и сложности развития Современные исследования социальных проблем (2012).

Суднева Олеся Юрьевна (2012). Одаренные дети: особенности и сложности развития. Современные исследования социальных проблем

Воспитание одаренных детей: подводные камни

Безусловно, каждый из нас слышал об одаренных детях, и в глубине души, наверное, мечтал о том, чтобы и его малыш родился талантливым и одаренным. Однако мало кто задумывается о том, что одаренность это не просто дар, с которым ребенок приходит в этот мир, это и своего испытание для родителей, поскольку воспитывать таких детей совсем не просто.

Ведь что такое одаренность? Это, прежде всего, способность нестандартно мыслить и умение замечать то, чего не видят другие. Именно из этого и складывается способность одаренных детей к творчеству. Оборотной стороной медали при этом становится излишняя восприимчивость ребенка и его повышенная чувствительность ко всему, что его окружает. Поэтому воспитание одаренных детей должно проводиться совсем не так, как воспитание обычных малышей. О том, как организовать воспитание одаренных детей мы и поговорим в этой статье.

Как определить одаренного ребенка?

Достаточно часто бывает, что одаренность ребенка остается незамеченной родителями. Наоборот, по их мнению, ребенок является источником постоянных проблем. Так, он не «хочет» вписываться в общепринятые стандарты и поступает «не как все». Например, ребенок, тонко чувствующий природу, и имеющий явный талант художника не может усвоить школьную программу по математике, чем расстраивает маму и папу, которые нанимают учителей и проводят дополнительные занятия, но все это не дает результата.

В то же время мама и папа не могут понять, что их малыш не такой как все, и что подход к нему должен быть иным. Что же выделяет одаренного ребенка? Есть несколько признаков, которые помогут понять, что воспитывать вашего малыша нужно иначе.

  • Повышенная любознательность. Проявляется она по-разному. Некоторые дети буквально заваливают родителей вопросами, другие же пытаются разобраться в устройстве окружающего мира самостоятельно. Интересно, что такой малыш находит свои собственные объяснения, которые отличаются от традиционных, что демонстрирует неординарность мышления.
  • Богатое воображение – еще один признак одаренности. Родители должны внимательно относиться к так называемым «фантазиям» малыша. Не нужно обвинять его во лжи, если он рассказывает, что встретил по пути домой прекрасную фею, скорее нужно задуматься о том, как воспитывать такого ребенка.

На чем должно основываться воспитание одаренных детей?

Особенности воспитания одаренных детей заключается в том, что их не нужно «подгонять под общепринятые стандарты», а наоборот, создать особые условия для развития неординарных способностей малыша, а также помочь определиться со специализацией. Особенность воспитания одаренных детей требует от родителей больше ответственности, поскольку им придется обойти с малышом множество кружков и студий, чтобы выбрать именно то, что ближе ребенку.

Чем раньше ребенок найдет себя, тем большего он сможет достигнуть на выбранном поприще. Ярко выраженный талант обязывает родителей отдать ребенка в специализированное учебное заведение, например, если у малыша способности к рисованию, это может быть художественная школа. В таких учебных заведениях учитываются особенности воспитания одаренных детей, и малыш не будет чувствовать себя изгоем, как в общеобразовательной школе, общаясь с такими же одаренными детьми, как и он сам.

Воспитание и обучение одаренных детей

Воспитание и обучение одаренных детей является особенной государственной политикой. На уровне министерств разрабатываются специальные программы, позволяющие развивать таланты детей. Они существенно отличаются от обычных учебных программ. Воспитание и обучение одаренных детей строится на двух основных принципах: ускорении и обогащении.

  • Ускорение подразумевает более быстрое усвоение материала, чем это происходит в обычной школе. При этом некоторые специалисты высказывают мнение, что ускорение подходит далеко не всем одаренным детям. Для этого ребенок должен быть заинтересован в получении новых знаний быстрее. Самым простым вариантом ускорения является раннее поступление в школу, или сдача экзаменов экстерном.
  • Обогащение является расширением объема получаемых знаний. Кроме того, на уроках преподаватель стремится дать больше самостоятельности учащимся, благодаря чему они могут более полно использовать полученные знания.

Обучение и воспитание одаренных детей требует от преподавателя специальной подготовки. Во многом, учитель должен вести себя не просто как педагог, но и как психолог, избегая выражать мнение относительно ответов учащихся, а выслушивая все точки зрения. Вместо того чтобы много объяснять, как это происходит в обычной школе, преподаватель дает возможность детям делать выводы самостоятельно и сосредотачивается на том, как именно дети пришли к тому или иному выводу. Цель учителя больше способствовать взаимодействию учащихся друг с другом, а не с учителем, как это бывает в общеобразовательной школе.

Проблемы воспитания одаренных детей

Основной проблемой воспитания одаренных детей, с которой сталкивается большинство учителей в обычных школах является нежелание ребенка выполнять задания так, как того предусматривает шаблон, а также неумение его влиться в коллектив сверстников. Очень часто одаренные дети становятся изгоями в своем классе, в силу того, что мыслят нестандартно, чем вызывают насмешки одноклассников.

Эта проблема воспитания одаренных детей вполне может быть решена, если будет использован индивидуальный подход к ребенку. Нужно признать, что обычно в общеобразовательной школе осуществить это проблематично, поэтому лучше выбрать для ребенка специализированное учебное заведение, тогда проблемы воспитания одаренных детей будут с успехом решены.

Очень важно, чтобы и педагоги и родители серьезно отнеслись к воспитанию одаренных детей, тогда дети смогут во взрослой жизни максимально полно реализовать себя и быть полезными обществу, а не чувствовать себя изгоями.

Источники: http://psypress.ru/psynews/25201.shtml, http://cyberleninka.ru/article/n/odarennye-deti-osobennosti-i-slozhnosti-razvitiya, http://www.wjtoday.ru/vospitanie-odarennyx-detej-podvodnye-kamni/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Коревая сыпь у детей

Фото кори у детей и взрослых Симптомы кори далее...

Стишок ребенка 7 лет

Поздравления на 7 лет ребенку с Днем Рождения С емилетие далее...

Животные ребенка 1 5 года

Какое животное лучше завести далее...

Сайты центров развития ребенка

Центр развития ребенка РОСТОК Здравствуйте! Мы рады приветствовать далее...

3 5 Месяца ребенку сопли

У ребенка слезятся глаза: причины и последствия Если у ребенка далее...

Поделки из фольги своими руками для детей

Поделки из фольги своими руками Поделки из фольги далее...

Анекдоты про животных смешные для детей

Смешные детские анекдоты про животных Попал лев-царь зверей в далее...

Популярные статьи