Главная » Обучение детей

Особенности овладения ребенком речью

Москова Татьяна Вячеславовна, учитель-логопед, МОУ Центр развития ребенка №7, город Волгоград, Волгоградская область

Для нас все уже слова готовы,
Скроены и сшиты…
А у детей – это мастерская –
все мерится и шьётся,
творится каждую минуту заново,
каждую минуту сначала, –
всё – вдохновение и творчество.

Крылатые слова и выражения - это всем известные и широко распространенные обороты речи. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл такого выражения бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений входящих в него слов.

Дети слышат, например, что кто-то под зем­лю провалился, и заливаются смехом: «Как же его оттуда ВЫКА­ПЫВАТЬ будут?» Замечание отца «У тебя ветер в голове!» вызывает язвительный вопрос шестилетней дочери: «И как это ты увидел?» Мать, заявившая, что у нее забот полон рот, получила совет выплюнуть их поскорее. Фраза «Ты растешь на глазах» вызывает бурный протест: «Я НА ГОЛОВЕ расту, а не на глазах».

Как объяснить ребенку, что значит:
- Брать быка за рога
- Взяться за ум ,
- Валять дурака ,
- Выносить сор из избы ,
- Грибной дождь ,
- Делать из мухи слона ?

Детям свойственно воспринимать образные выражения в прямом смысле.

Особенно сложно дается усвоение крылатых выражений детям с речевыми нарушениями. Уместно работу начинать с 6-го года жизни ребенка. На занятиях по развитию речи и расширению словаря, где работа строится в следующей последовательности:

1 этап. Работа над семантикой слова. Многозначные слова.

Острый (отточенный, хорошо режущий – острый нож; суживающийся к концу – нос у Буратино; сильно выраженный, напряженный – острая боль)

Коса (сплетенные жгутом волосы; сельскохозяйственное орудие для срезания травы, злаков; идущая от берега низкая и узкая полоса земли)

Бить (удар боксера; звуки часов; ломать посуду)

2 этап. Самостоятельный подбор признаков и действий к предмету и наоборот предмета к действию и признаку. Составление словосочетаний распространенных предложений детьми. Понимание «скрытого» значения слова в контексте. Данные упражнения берутся в рамках конкретной лексической темы.

Тема: Осень (что может быть на свете золотым? - золотая осень, золотые руки, золотое кольцо и т.д.)

Тема: «Части тела» (нос у человека, нос у ботинка, нос у корабля)

3 этап. Работа с крылатыми выражениями.

Детям вдвойне забавнее, когда свои лингвистические опыты они могут сравнить с тем, что нарисовано на картинке. Намного же интереснее значение фразеологизма понимать по картинкам и сочинять, как можно влипнуть в историю не в буквальном смысле этого слова. Фразеологическая картинка превращается в игру на понимание .

Старшим дошкольникам можно предложить задания на синонимию крылатых выражений, имеющих близкий смыл:

Как еще помимо «белой вороны» называть человека, который выделяется среди окружающих, непохож на остальных? («не нашего поля ягода», «он не из нашей песочницы». Закрепление смысла крылатых выражений эффективнее происходит на этапе сочинения своих историй детьми, рассказывания историй из личного опыта.
Фразеология – сложный и многомерный материал языка; многоаспектное изучение его дает все новые сведения о специфике фразеологических единиц. Овладение фразеологизмами (осознание понимание их сознательное использование в речи) у детей начинается позднее, чем овладение другими языковыми единицами. Поэтому важно накапливать наблюдения за этими процессами, чтобы можно было как-то управлять ими и влиять на них. Усвоение фразеологизмов позволяет ребенку более образно и ярко выражать собственные мысли и желания, позволяют сделать речь ребенка правильной, более точной и эмоционально выразительной. Поэтому работа по формированию знаний детьми понятий фразеологии и употребление фразеологизмов в речи должна осуществляться уже с дошкольного возраста, что создает основу для более осмысленного понимания метафор в литературном творчестве в на школьном этапе.

  1. Усачев А. Великий могучий русский язык. Крылатые выражения в стихах и картинках для детей всех возрастов. – М. ДРОФА ПЛЮС, 2012.
  2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М. ВЛАДОС, 2000.

Детский сад № 62

01.09
1 сентября – долгожданный, любимый и волнующий день – День знаний! Белыми бантами, яркими цветами, веселыми школьными звонками отмечен этот день в календаре! Традиционно воспитанники подготовительных групп МБДОУ «Детский сад № 62» стали гостями на праздничной линейке в Школе № 128. Ребята впервые переступили школьный порог, сделали свой первый шаг в увлекательный мир наук. Поздравили первоклассников и учителей с праздником Знаний.

11.08
11.08 года воспитанники МБДОУ «Детский сад № 62» приняли участие в ежегодном спортивном районном празднике «День физкультурника на Автозаводе», состоявшемся на территории универсального спортивного комплекса «Лидер».

Главная Информация Консультационный центр Особенности овладения детьми словообразованием и словоизменением.

Особенности овладения детьми словообразованием и словоизменением.

Особенности овладения детьми словообразованием и словоизменением.

Овладение речью - сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.

При словоизменении в отличие от словообразования основное значение слова не изменяется, изменяются только его грамматические формы. Например, у имен существительных изменяются только окончания единственного и множественного числа (конфета, конфеты) и падежные окончания (конфете, конфету, конфетой), которые ребенку необходимо усвоить. Точно так же нужно усвоить и основные грамматические формы прилагательных и глаголов.

Словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен и спряжений глаголов. Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения, а также большое количество сложных слов.

Необходимо уже в дошкольном возрасте ознакомить детей со сложными словами и научить их самостоятельно образовывать эти слова на основе полного понимания их смыслового значения. Это важно сделать потому, что очень многие школьники, не подготовленные в этом отношении, не понимают самого значения сложных слов и очень простой техники их образования.

Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребенок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.

При обследовании уровня речевого развития старших дошкольников в начале учебного года выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении :

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (красный яблоко, много стулов, лобов);

2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц, нет пять карандашов);

3) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (яблоко упала);

4) неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

У детей при обследовании обнаруживается несформированность навыков практического словообразования: относительные прилагательные от существительных (морковный – морковенный, деревянный-деревный, сливовый-сливный или сливочный), уменьшительно-ласкательная форма (ведерко- ведрочко).

Грамматическая работа с детьми-дошкольниками не может и не должна рассматриваться как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, затвердевания отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения словообразовательных и словоизменительных средств на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики.

Работа направлена на формирование словообразования и словоизменения существительных, глаголов, прилагательных.

В обучение дошкольников необходимо включать такие упражнения, которые показывали бы изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков. Так, в именах существительных слова получают оттенок увеличительности, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов субъективной оценки. Дети должны объяснять смысл и различие слов: дом-домик-домище; береза-березка-березонька; книга-книжечка- книжонка.

В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных глаголов противоположного значения: бежал-выбежал- перебежал; играл-выиграл-проиграл. Выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, показывает детям, как изменяется значение производящего слова: умный-умненький-умнейший; худой-худущий; полный-полненький-полноватый; плохой-плохонький.

В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.

Разумеется, ребенку не сообщается никаких сведений по грамматике, работа предусматривает практическое знакомство с наиболее частотными моделями словоизменения и словообразования, построения предложений. Овладение словообразованием и словоизменением идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи.

Если ребенок не справился с каким-нибудь заданием по словообразованию, нужно разобрать его, дав при этом четкий образец. белый - беленький - беловатый. Затем предложить ребенку решить по аналогии: желтый - желтенький - желтоватый. Все дальнейшие задания ребенок выполняет уже самостоятельно: зеленый - зелененький - зеленоватый; кислый - кисленький - кисловатый; теплый - тепленький - тепловатый; короткий - коротенький - коротковатый; низкий - низенький - низковатый и т. д.

Благодаря многократному повтору суффиксов, включенных в совершенно разные по смыслу слова, отчетливо видна полная однотипность образования любых слов с суффиксами одного и того же смыслового значения, в данном случае - значения уменьшительности и неполноты качества. Точно такая же однотипность словообразования существует и в отношении всех остальных суффиксов, равно как и в отношении приставок. И очень важно, чтобы ребенок это хорошо осознал.

Таким образом, при правильном подходе к словообразованию и словоизменению у детей дошкольного возраста обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Важной особенностью психического развития глухих детей является почти одновременное овладение ими несколькими различными видами речи — словесной (устной и письменной), дактильной и жестовой, т.е. своеобразная полиглоссия, как называл ее Л. С. Выготский.

Рассмотрим последовательно, как глухой ребенок овладевает разными видами речи и какие при этом наблюдаются психологические особенности.

Словесной речью глухие дети могут овладеть только обходными путями, в условиях специального обучения. На определенной ступени развития отношения глухого ребенка к предметам и людям, которые его окружают, старые способы общения оказываются не соответствующими новому содержанию его деятельности. При наличии правильно построенного педагогического процесса достигается переход к новым формам общения — речевым. Дети познают речь, опираясь на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями. Они не имеют возможности улавливать интонационно-выразительные средства речи и воспринимать на слух ее образцы, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка. В связи с этим Ж. И. Шиф выделила следующие психологические условия овладения речью глухими детьми в отличие от слышащих.

Речевое общение детей с нарушениями слуха формируется в условиях различных видов деятельности. Сам процесс овладения языком понимается как процесс формирования разных видов речевой деятельности (устной, письменной, дактильной), при этом развиваются обе ее стороны — импрессивная (зрительное, слухо-зрительное и собственно слуховое восприятие) и экспрессивная (говорение, дактилирование, письмо). Все виды речевой деятельности формируются в единстве.

При этом у глухих детей иные, чем у слышащих, сенсорные основы формирования первичных образов слов. У слышащих первичным образом слова является слуховой, у глухих детей — зрительный, подкрепляемый двигательными ощущениями (артикуляцией, дактилированием или письмом).

Зрительное восприятие слов, написанных на табличках («глобальное чтение»), начинается с нерасчлененного восприятия и узнавания табличек, сначала — по цвету, фактуре, позднее — по первой букве слова и т. п. Эти таблички педагог соотносит с определенными предметами и действиями, таким образом благодаря нерасчлененному зрительному восприятию слов у глухих детей закладываются представления об их сигнальных функциях (см. рис. 1). Зрительное восприятие глухими написанных слов отличается от первоначальных этапов усвоения чтения слышащими детьми. Чтение слышащих — деятельность, производная от устной речи, предполагающая преобразование графических символов (букв) в речевые звуки. Для глухого ребенка зрительное восприятие слова — первый этап знакомства с языком. У многих и в дальнейшем при восприятии речи ведущими остаются зрительные и речедвигательные компоненты, за счет которых и совершается компенсация недостаточности слухового восприятия.

Источники: http://new-g.tgl.net.ru/public/arkhiv-publikatsij-do-08-08-2016/415-osobennosti-ovladeniya-krylatymi-vyrazheniyami-detmi-s-narusheniyami-rechi, http://mdou62nn.ru/381.html, http://pedlib.ru/Books/1/0246/1_0246-68.shtml

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Подвижные игры для детей к празднику цветов

6 подвижных игр для детского далее...

Ребенок не может глотать болит горло

Если ребенку больно глотать и у него повысилась далее...

Какой матрас выбрать ребенку от 3 лет

Как выбрать матрас для ребенка от 3 далее...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольников

Роль развития чувства ритма у детей старшего далее...

Есть маме ребенка аллергия

Питание кормящей матери Приняв решение кормить далее...

Формирование детей системы знаний природе

Методика формирования системных знаний далее...

Ребенка вышли красные пятна

Сыпь и красные пятна далее...

Популярные статьи

x