Главная » Обучение детей

Особенности работы детьми школьного возраста

Общие особенности работы с одаренными детьми в средней школе

М.А. Анцупова (Пермь)

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так, исследования, выполненные в разных странах, показали, что около 20–30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Один из аспектов этой проблемы – развитие детей с общей интеллектуальной одаренностью в условиях общеобразовательной школы.

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и других видах деятельности (подростковый возраст).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Основными составляющими компонентами одаренности детей служат:

1. Высокий уровень познавательной активности.

С детьми, обладающими таким видом одаренности, педагогу необходимо организовывать знакомство с дополнительным материалом, который не включается в стандарт; поощрять глубокую проработку темы; предъявлять высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач; давать задания, требующие новых подходов к решению учебной задачи.

2. Высокий практический и теоретический интеллект.

Доминантной основой в обучении и воспитании таких детей целесообразно выбрать виды работ, связанные с проектной деятельностью. К ним отнесем: проекты для практико-ориентированных учащихся (разработка таблиц, конспектов, схем по темам, подготовка и проведение урока-викторины или урока-соревнования, ролевой обучающей игры); проекты для учащихся с теоретической интеллектом (творческая работа, созданная на основе сопоставления нескольких научных источников, и на основе этого создание собственной трактовки поставленной проблемы; исследовательская работа, имеющая собственный исследовательский материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемой проблемы; проект по подготовке и проведению урока – конференции).

3. Креативность – совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Способность порождать оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы. Для развития этого вида мышления используют следующие учебные задания:

  • на гибкость мышления (задания на установление взаимосвязей. причинно-следственных связей, а также на установление сходства и различия; объяснение смысла явления с подтверждением закономерностей собственными примерами);
  • на оригинальность мышления (в задачах такого вида учащимся предлагается следующая схема рассуждений: определить «правильность» условия задачи; придумать свою, необычную задачу; предложить совершенно иной способ решения данной задачи);
  • на беглость мышления (нахождение нескольких возможных решений; выбор лучшего способа решения; формулирование своих вопросов; определение противоречий, высказывание своих критических замечаний; самостоятельное оценивание ответов одноклассников; исправление ошибок);
  • на развитие логического мышления (логические и нестандартные задачи).

В последние годы проблема создания условий для развития детской одаренности становится очевидной. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны быть учтены в процессе их обучения.

К общим особенностям можно отнести:

  • способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения;
  • потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремлении разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений;
  • способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Для обучения одаренных детей используют технологии развивающего обучения, проблемно-поисковую, технологию групповой творческой деятельности (мозговой штурм), технологию исследовательского обучения коммуникативно-диалоговая технология,технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения и информационные технологии.

Говоря сегодня об одаренных детях, следует обратиться и к проблеме подготовки кадров для работы с такими детьми. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе, который уйдет от тактики количественного увеличения заданий, а обратится к качественно новому подходу в обучении одаренного ребенка.

По мнению исследователей, учитель для одаренных детей должен быть личностью, продуктивно реагирующей на вызов, не страдающий от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам, строящий взаимодействие с одаренным учеником на педагогической поддержке, а не директиве, готовый нести ответственность за принимаемые решения. Одаренный ребенок ждет учителя, который разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы, который создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, использует различные стратегии, обучения, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня и проявляет уважение к яркой индивидуальности.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.

Возрастные особенности детей: младший школьный возраст (7-9 лет)

Переход от дошкольного детства к школьной жизни – переломный момент в развитии любого ребенка.

Детям этого возраста очень важен авторитет взрослого человека: ребенок будет слушаться вас просто, потому что вы старше. Для ребенка в период лагерной смены вы будете как «мама» или «папа». В работе большое внимание нужно уделять организации быта ребенка. Главное, чтобы дети были постоянно заняты играми, мероприятиями и т.п. Даже бытовые моменты можно проводить в игровой форме (например, не уборка комната , а игра «чистюля»). Главное не лениться, всегда быть с детьми, если вы даете детям задание для самостоятельного выполнения, контролируйте процесс, помогайте при выполнении.

Особенности детей младшего школьного возраста:
Физический рост и развитие:
  • руки и ноги растут быстрее тела;
  • рост тела мальчиков быстрее, чем у девочек;
  • сердечно-сосудистая система развивается медленнее других органов и систем тела, в результате у детей наблюдается быстрая утомляемость, особенно при выполнении однообразных движений;
  • нервная система развивается очень активно;
  • опорный аппарат и мускулатура еще не окрепли, особенно мышцы спины и пресса, что необходимо учитывать при проведении спортивных мероприятий, так как это повышает возможность различных травм (например, растяжение связок), нарушение осанки.
Характерные особенности младшего школьного возраста:
  • высокий уровень активности;
  • значимая награда – похвала;
  • рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном);
  • требуют в постоянной деятельности и внимания;
  • бурно проявляют эмоции;
  • достаточно часто проявление беспокойного состояния;
  • при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности;
Советы вожатым при работе с детьми 7-9 лет:
  • проводите с детьми больше подвижных игр;
  • обучайте правилам самообслуживания и навыкам полезного труда;
  • обязательна конкретика поручений (фраза «убраться в комнате» не содержит конкретику, а «заправить кровать, сложит вещи в тумбочке, приготовить грязные вещи на стирку и т.п.» воспринимается намного легче);
  • меняйте виды деятельности: конкурсы, КТД, игры и мероприятия по времени не должны быть продолжительными;
  • бращайте внимание на достижения детей: хвалите и поощряйте их.
Прогнозируемые ситуации и советы по их решению:

Скучает по родным, тоскует по дому, особенно переживает расставание с семьей. Боится новой обстановки: новые условия проживания, режим, коллектив. Часто слезы. Отвлечь ребенка интересными занятиями, переключить внимание на что-то интересное ребенку, вовлечь коллективную деятельность (отрядные дела), поручить несложное, но важное и ответственное задание, при выполнении которого воспитанник сможет почувствовать себя нужным в отряде.

Постоянно задают большое количество вопросов различной тематики(любознательность).
Обязательно внимательно выслушивать каждого ребенка, спокойно, подробно и развернуто отвечать, объяснять и повторять ответ столько раз, сколько необходимо ребенку для полного понимания ответа.

Гиперактивность, неусидчивость Проводите больше игр и мероприятий с двигательной активностью. Обязательно учитывать физические возможности детей, соблюдать технику безопасности.

Отсутствие навыков самообслуживания (не умеют заправлять кровать, стирать вещи, следить на санитарно-гигиеническим состоянием и т.п.) и соблюдения режима дня (требуется время для адаптации к жизни «по новому графику»). Приучать к порядку. Проявлять внимание и заботу, в первые дни выполнять действия вместе с ребенком (например, вместе заправлять кровать, убирать вещи), постепенно приучая к самостоятельности.

Повышенный интерес ко всему новому (что-то новое всегда готовы попробовать все на вкус).
Проводить беседы, рассказывать детям об интересующих их темах, предметах, явлениях. Это поможет предупредить самостоятельное и не всегда безопасное изучение детьми чего-то нового. Заранее в беседе предотвращать чрезвычайные ситуации.

Сильная впечатлительность.
Нельзя рассказывать детям «страшилки», истории о паранормальных явлениях так же нежелательны. Если это уже произошло, и кто-то иной рассказал страшную историю, успокоить детей, спокойно и аргументировано объяснить невозможность ситуации в реальной жизни.

Замкнутость, неуверенность в себе, нежелание участвовать в жизни отряда.
Завлечь интересными видами деятельности, дать ответственное задание, чтобы ребенок чувствовал себя нужным. Проводить интересные, нестандартные отрядные мероприятия, вызывая желание детей участвовать в них.

Повышенный травматизм.
Соблюдение техники безопасности, проведение бесед и инструктажей. Обязательно учитывать физические способности детей. Уточнить у медика состояние здоровья и возможные ограничения для занятия спортом.

Работа с детьми младшего школьного возраста очень интересна, насыщена, и полезна, хоть порой и утомительна. Дети в таком возрасте очень искренние, и по-настоящему любят своих вожатых, как родителей.

Возрастные особенности детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст – это дети от 11-12 до 14-15 лет.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: переходный , трудный , критический .

В этот период жизни происходит переход от детства к взрослости, где физическое, умственное, нравственное и социальное начала являются основным содержанием взаимодействия с внешним миром. Подросток социально активен, строит отношения со взрослыми, товарищами, но также особое значение уделяет собственной личности, проектируя себя на будущее, ставя в центр свои задачи, цели, рассматривая пути их реализации. Дети данного возраста хотят чувствовать себя взрослыми, стремятся быть ими. В связи с этими изменениями подростки часто проявляют разные формы протеста и неподчинения, из-за чего между ребенком и взрослым нередко возникают конфликтные ситуации. Одним из способов разрешения аналогичных ситуаций является применение приемов драматерапии, ее использование для решения проблем, возникающих в общении с детьми подросткового возраста.

Повышение степени внимания друг к другу, создание благоприятной атмосферы, взаимодействие на равных, без учета возрастных особенностей учащихся – задачи, решаемые средствами художественного воздействия. Подростки могут проявлять себя самостоятельно в этом виде деятельности. Драматизация, в которой наиболее полно реализуются основные принципы личностного роста подростка – событийность, театральность, демократичность – позволяет подросткам примерить различные маски и роли, при этом показывать свои переживания без стеснения и учиться бережно относиться к переживаниям других.

В процессе данного творческого сотрудничества подростка и взрослого складываются новые способы социального взаимодействия, морально-этическое содержание которых отвечает задаче развития социальной взрослости подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. В процессе занятий с использованием различных форм арттерапии развивается кооперация детей, при которой индивид рассматривает себя равным другим, что ведет к взаимному контролю и соблюдению правил, к коллегиальности и достижению согласованности.

В данном виде деятельности подросток равняется на взрослого как на образец и занимает позицию его помощника. Доверие взрослых импонирует подростку, он стремится оправдать его.

Привлекательность занятий драматерапией определяется тем, в какой мере ребята учатся новому, продвигаются вперед, видят результаты своей работы. Здесь своеобразно сочетаются игра, элементы самообразования и самовоспитания. Любознательность и любопытство – особенности подростка, он открыт к восприятию нового, интересного, значительного.

Источники: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-4/152-obshchie-osobennosti-raboty-s-odarennymi-detmi-v-srednej-shkole, http://xn--80admnw0a7d0a.xn--p1ai/metodicheskiy-material/obuchayushchiy-material/vozrastnye-osobennosti-detey-mladshiy-shkolnyy-vozrast-7-9-let/, http://www.ortosanatorium.ru/publicacii/vozrastnye-osobennosti-detej-srednego-shkolnogo-vozrasta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Энциклопедии детей 12 лет

Энциклопедия Все и для всех мам Подарки для ребенка далее...

Занятие одаренных детей школе

ЦентрОдаренные дети Цель занятий вШколе для одаренных детей– далее...

Творческие конкурсы детей космос

Внимание!Уважаемые участники! Подведены итоги конкурса. Приглашаем принять участие далее...

Пятна на попе ребенка 3 года

goranna888 , MaryN , Манонка , далее...

Белые жидкие сопли ребенка

Чем еще лечат жидкие сопли и заложенность!? сопли далее...

Проект творческого развития детей

IMPERIAL FESTIVAL Международный проект творческого развития детей и далее...

Детский психолог ребенка 3 лет

Работа психолога с детьми. Работа психолога далее...

Популярные статьи