Главная » Обучение детей

Особенности работы детьми школьного возраста

Общие особенности работы с одаренными детьми в средней школе

М.А. Анцупова (Пермь)

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так, исследования, выполненные в разных странах, показали, что около 20–30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Один из аспектов этой проблемы – развитие детей с общей интеллектуальной одаренностью в условиях общеобразовательной школы.

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и других видах деятельности (подростковый возраст).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Основными составляющими компонентами одаренности детей служат:

1. Высокий уровень познавательной активности.

С детьми, обладающими таким видом одаренности, педагогу необходимо организовывать знакомство с дополнительным материалом, который не включается в стандарт; поощрять глубокую проработку темы; предъявлять высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач; давать задания, требующие новых подходов к решению учебной задачи.

2. Высокий практический и теоретический интеллект.

Доминантной основой в обучении и воспитании таких детей целесообразно выбрать виды работ, связанные с проектной деятельностью. К ним отнесем: проекты для практико-ориентированных учащихся (разработка таблиц, конспектов, схем по темам, подготовка и проведение урока-викторины или урока-соревнования, ролевой обучающей игры); проекты для учащихся с теоретической интеллектом (творческая работа, созданная на основе сопоставления нескольких научных источников, и на основе этого создание собственной трактовки поставленной проблемы; исследовательская работа, имеющая собственный исследовательский материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемой проблемы; проект по подготовке и проведению урока – конференции).

3. Креативность – совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Способность порождать оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы. Для развития этого вида мышления используют следующие учебные задания:

  • на гибкость мышления (задания на установление взаимосвязей. причинно-следственных связей, а также на установление сходства и различия; объяснение смысла явления с подтверждением закономерностей собственными примерами);
  • на оригинальность мышления (в задачах такого вида учащимся предлагается следующая схема рассуждений: определить «правильность» условия задачи; придумать свою, необычную задачу; предложить совершенно иной способ решения данной задачи);
  • на беглость мышления (нахождение нескольких возможных решений; выбор лучшего способа решения; формулирование своих вопросов; определение противоречий, высказывание своих критических замечаний; самостоятельное оценивание ответов одноклассников; исправление ошибок);
  • на развитие логического мышления (логические и нестандартные задачи).

В последние годы проблема создания условий для развития детской одаренности становится очевидной. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны быть учтены в процессе их обучения.

К общим особенностям можно отнести:

  • способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения;
  • потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремлении разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений;
  • способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Для обучения одаренных детей используют технологии развивающего обучения, проблемно-поисковую, технологию групповой творческой деятельности (мозговой штурм), технологию исследовательского обучения коммуникативно-диалоговая технология,технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения и информационные технологии.

Говоря сегодня об одаренных детях, следует обратиться и к проблеме подготовки кадров для работы с такими детьми. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе, который уйдет от тактики количественного увеличения заданий, а обратится к качественно новому подходу в обучении одаренного ребенка.

По мнению исследователей, учитель для одаренных детей должен быть личностью, продуктивно реагирующей на вызов, не страдающий от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам, строящий взаимодействие с одаренным учеником на педагогической поддержке, а не директиве, готовый нести ответственность за принимаемые решения. Одаренный ребенок ждет учителя, который разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы, который создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, использует различные стратегии, обучения, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня и проявляет уважение к яркой индивидуальности.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.

Возрастные особенности детей: младший школьный возраст (7-9 лет)

Переход от дошкольного детства к школьной жизни – переломный момент в развитии любого ребенка.

Детям этого возраста очень важен авторитет взрослого человека: ребенок будет слушаться вас просто, потому что вы старше. Для ребенка в период лагерной смены вы будете как «мама» или «папа». В работе большое внимание нужно уделять организации быта ребенка. Главное, чтобы дети были постоянно заняты играми, мероприятиями и т.п. Даже бытовые моменты можно проводить в игровой форме (например, не уборка комната , а игра «чистюля»). Главное не лениться, всегда быть с детьми, если вы даете детям задание для самостоятельного выполнения, контролируйте процесс, помогайте при выполнении.

Особенности детей младшего школьного возраста:
Физический рост и развитие:
  • руки и ноги растут быстрее тела;
  • рост тела мальчиков быстрее, чем у девочек;
  • сердечно-сосудистая система развивается медленнее других органов и систем тела, в результате у детей наблюдается быстрая утомляемость, особенно при выполнении однообразных движений;
  • нервная система развивается очень активно;
  • опорный аппарат и мускулатура еще не окрепли, особенно мышцы спины и пресса, что необходимо учитывать при проведении спортивных мероприятий, так как это повышает возможность различных травм (например, растяжение связок), нарушение осанки.
Характерные особенности младшего школьного возраста:
  • высокий уровень активности;
  • значимая награда – похвала;
  • рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном);
  • требуют в постоянной деятельности и внимания;
  • бурно проявляют эмоции;
  • достаточно часто проявление беспокойного состояния;
  • при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности;
Советы вожатым при работе с детьми 7-9 лет:
  • проводите с детьми больше подвижных игр;
  • обучайте правилам самообслуживания и навыкам полезного труда;
  • обязательна конкретика поручений (фраза «убраться в комнате» не содержит конкретику, а «заправить кровать, сложит вещи в тумбочке, приготовить грязные вещи на стирку и т.п.» воспринимается намного легче);
  • меняйте виды деятельности: конкурсы, КТД, игры и мероприятия по времени не должны быть продолжительными;
  • бращайте внимание на достижения детей: хвалите и поощряйте их.
Прогнозируемые ситуации и советы по их решению:

Скучает по родным, тоскует по дому, особенно переживает расставание с семьей. Боится новой обстановки: новые условия проживания, режим, коллектив. Часто слезы. Отвлечь ребенка интересными занятиями, переключить внимание на что-то интересное ребенку, вовлечь коллективную деятельность (отрядные дела), поручить несложное, но важное и ответственное задание, при выполнении которого воспитанник сможет почувствовать себя нужным в отряде.

Постоянно задают большое количество вопросов различной тематики(любознательность).
Обязательно внимательно выслушивать каждого ребенка, спокойно, подробно и развернуто отвечать, объяснять и повторять ответ столько раз, сколько необходимо ребенку для полного понимания ответа.

Гиперактивность, неусидчивость Проводите больше игр и мероприятий с двигательной активностью. Обязательно учитывать физические возможности детей, соблюдать технику безопасности.

Отсутствие навыков самообслуживания (не умеют заправлять кровать, стирать вещи, следить на санитарно-гигиеническим состоянием и т.п.) и соблюдения режима дня (требуется время для адаптации к жизни «по новому графику»). Приучать к порядку. Проявлять внимание и заботу, в первые дни выполнять действия вместе с ребенком (например, вместе заправлять кровать, убирать вещи), постепенно приучая к самостоятельности.

Повышенный интерес ко всему новому (что-то новое всегда готовы попробовать все на вкус).
Проводить беседы, рассказывать детям об интересующих их темах, предметах, явлениях. Это поможет предупредить самостоятельное и не всегда безопасное изучение детьми чего-то нового. Заранее в беседе предотвращать чрезвычайные ситуации.

Сильная впечатлительность.
Нельзя рассказывать детям «страшилки», истории о паранормальных явлениях так же нежелательны. Если это уже произошло, и кто-то иной рассказал страшную историю, успокоить детей, спокойно и аргументировано объяснить невозможность ситуации в реальной жизни.

Замкнутость, неуверенность в себе, нежелание участвовать в жизни отряда.
Завлечь интересными видами деятельности, дать ответственное задание, чтобы ребенок чувствовал себя нужным. Проводить интересные, нестандартные отрядные мероприятия, вызывая желание детей участвовать в них.

Повышенный травматизм.
Соблюдение техники безопасности, проведение бесед и инструктажей. Обязательно учитывать физические способности детей. Уточнить у медика состояние здоровья и возможные ограничения для занятия спортом.

Работа с детьми младшего школьного возраста очень интересна, насыщена, и полезна, хоть порой и утомительна. Дети в таком возрасте очень искренние, и по-настоящему любят своих вожатых, как родителей.

Возрастные особенности детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст – это дети от 11-12 до 14-15 лет.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: переходный , трудный , критический .

В этот период жизни происходит переход от детства к взрослости, где физическое, умственное, нравственное и социальное начала являются основным содержанием взаимодействия с внешним миром. Подросток социально активен, строит отношения со взрослыми, товарищами, но также особое значение уделяет собственной личности, проектируя себя на будущее, ставя в центр свои задачи, цели, рассматривая пути их реализации. Дети данного возраста хотят чувствовать себя взрослыми, стремятся быть ими. В связи с этими изменениями подростки часто проявляют разные формы протеста и неподчинения, из-за чего между ребенком и взрослым нередко возникают конфликтные ситуации. Одним из способов разрешения аналогичных ситуаций является применение приемов драматерапии, ее использование для решения проблем, возникающих в общении с детьми подросткового возраста.

Повышение степени внимания друг к другу, создание благоприятной атмосферы, взаимодействие на равных, без учета возрастных особенностей учащихся – задачи, решаемые средствами художественного воздействия. Подростки могут проявлять себя самостоятельно в этом виде деятельности. Драматизация, в которой наиболее полно реализуются основные принципы личностного роста подростка – событийность, театральность, демократичность – позволяет подросткам примерить различные маски и роли, при этом показывать свои переживания без стеснения и учиться бережно относиться к переживаниям других.

В процессе данного творческого сотрудничества подростка и взрослого складываются новые способы социального взаимодействия, морально-этическое содержание которых отвечает задаче развития социальной взрослости подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. В процессе занятий с использованием различных форм арттерапии развивается кооперация детей, при которой индивид рассматривает себя равным другим, что ведет к взаимному контролю и соблюдению правил, к коллегиальности и достижению согласованности.

В данном виде деятельности подросток равняется на взрослого как на образец и занимает позицию его помощника. Доверие взрослых импонирует подростку, он стремится оправдать его.

Привлекательность занятий драматерапией определяется тем, в какой мере ребята учатся новому, продвигаются вперед, видят результаты своей работы. Здесь своеобразно сочетаются игра, элементы самообразования и самовоспитания. Любознательность и любопытство – особенности подростка, он открыт к восприятию нового, интересного, значительного.

Источники: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-4/152-obshchie-osobennosti-raboty-s-odarennymi-detmi-v-srednej-shkole, http://xn--80admnw0a7d0a.xn--p1ai/metodicheskiy-material/obuchayushchiy-material/vozrastnye-osobennosti-detey-mladshiy-shkolnyy-vozrast-7-9-let/, http://www.ortosanatorium.ru/publicacii/vozrastnye-osobennosti-detej-srednego-shkolnogo-vozrasta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Игры крупой детей 1 года

Волшебная крупа: занятия с крупой для развития моторики рук далее...

Математические задания для детей 6 7 лет

Тесты для детей 6 лет Дополнительные материалы по далее...

Ребенок спит днем 5 лет

1 год - 3 далее...

Почему ребенок капризничает в 2 года

Ребенок ноет постоянно - далее...

Лечить гайморит ребенка 2 года

Профилактика и лечение гайморита далее...

Ребенок плачет во время кормления

Почему ребенок плачет во время далее...

Геморрагическая сыпь детей на руках

Геморрагическая сыпь – далее...

Популярные статьи