Главная » Обучение детей

Особенности работы с одаренными детьми

Каковы особенности работы социального педагога с одарёнными детьми?

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Совершенствование современного общего образования предполагает особое содержание работы образовательных учреждений по раннему выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей. Актуальность практической работы специалистов с одарёнными детьми объясняется необходимостью формирования творческого потенциала молодого поколения, профессиональной элиты страны.
В зону риска по признаку одарённости попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Следует также отметить, что последние имеют наряду с социально-лидерской и другие специальные виды одарённости (например, интеллектуальную), возможно, поэтому они и получают высокий авторитет у сверстников и педагогов.
Проблему одарённых детей, их особенности рассматривали отечественные и зарубежные учёные, такие как: Н. С. Лейтес. А. М. Матюшкин. Б. Клаус, Дж. Рензулли, С. Риз, Ж. Ш. Терансье. Д. Б. Богоявленская. В. Д. Шадрикова. Е. С. Белова. В. С. Юркевич и др.

Проблема: данная категория детей имеет стойкую мотивацию к учебной деятельности, их академические успехи снижаются до минимума, возникает школьная дезадаптация, что приводит ребенка в зону, а затем и в группу риска. Чаще всего именно одаренные дети приобретают статус педагогически запущенных детей, поскольку не все общеобразовательные школы используют целевые комплексные программы, сопровождающие обучение и развитие одаренных детей, либо ограничиваются использованием учебно-методического материала или же и вовсе данные целевые комплексные программы существуют только на бумаге и не реализуются на практике.

Интерес представляет классификация видов одарённости, разработанная отечественными психологами:
1. Общая одарённость (касающаяся всех сторон психической жизни ребёнка).
2. Специальная одарённость (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).
3. Актуальная одарённость (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).
4. Потенциальная или скрытая одарённость (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определённых условий).

Специальная одарённость в свою очередь имеет несколько характерных типов:
• Академически одарённые и интеллектуально одарённые;
• Социально одарённые;
• Спортивно и физически одарённые;
• Творчески и художественно одарённые.

• Одарённые дети отличаются от остальных детей своим особым восприятием окружающей действительности, скоростью своих мыслительных операций, своей яркостью , своим нестандартным мышлением, неспособностью чётко развести реальность и фантазию, преувеличенными страхами и другим.
• Педагогу важно учитывать некоторые особенности в работе с одаренными детьми:
• - Создание оптимальных условий для развития одаренных детей;
• - Разнообразные формы работы с одарёнными детьми;

• - Сотрудничество в учебной деятельности;
• - Самостоятельная деятельность учащихся.
• Одна из важнейших особенностей при работе с одаренными детьми — создание условий, стимулирующие развитие творческого мышления.

Для этого необходимо планировать работу по направлениям:
• 1. Создание системы выявления одаренных детей:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.

2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— предпрофильное и профильное обучение,
— выставка творческих работ

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),

— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
4. Общеразвивающие мероприятия
— традиционные мероприятия в школе
— предметные декады.

Помимо всего этого можно выделить основные формы работы с одарёнными детьми:
• 1. Творческие мастерские;
• 2. Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
• 3. Факультативы;
• 4. Кружки по интересам;
• 5. Занятия исследовательской деятельностью;
• 6. Конкурсы;

• 7. Интеллектуальный марафон;
• 8. Научно-практичесские конференции;
• 9. Участие в олимпиадах;
• 10. Работа по индивидуальным планам.

Таким образом, можно смело утверждать, что данная тема очень сложна и в настоящее время деятельность в этой сфере осуществляется не на должном уровне. Тем более что работа с одарёнными детьми в общеобразовательных учреждениях, проводится в лучшем случае для галлочки . Психологи, классные руководители, социальные педагоги предпочитают и ставят приоритетной деятельность в отношении трудных детей и подростков, а о том, что одарённые дети находятся в зоне риска и без своевременной помощи и поддержки взрослых (родителей, психолога, социального педагога и др.) переходят из неё в группу риска почему-то забывают.

Особенно этот случай распространён в сельских и поселковых школах где не хватает квалифицированных кадров, либо такая ставка, как социальный педагог, ещё не выделенна.
Спасибо за внимание!

Популярные видео

Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми

Светлана Рейнгард
Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и особого подхода.

Одаренно сть - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)

Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об одаренности.

Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники.

В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.

Методы выявления одаренных детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Частые проявления одаренности:

Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;

Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;

Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.

Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;

Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;

Ребенок способен к нестандартным решениям;

Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий или, например, в раннем возрасте овладевает игрой на музыкальном инструменте и т. д. ;

Ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;

В художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее): рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;

В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте).

Абсолютно все одаренные дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.

Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду является следующие:

Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель.

Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

Проблемы одарённых детей

Отсутствие интереса к занятиям в группе

Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.

Трудности в общении со сверстниками

Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.

Отрицание социальных норм и общегрупповых правил

Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы

Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.

Стремление к совершенству

Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых

В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Методы работы с одаренными детьми:

Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.

Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.

Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.

Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.

Прикреплённые файлы:

Особенности работы с одаренными детьми

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Талантливых, одаренных детей можно выделить три категории:

1) Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (чаще всего это дети младшего школьного возраста)

2) Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый возраст)

3) Учащиеся, не достигшие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога, что в наших условиях обеспечить нелегко.

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного — этот ребенок — талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать.

В нашей школе ведется работа с одаренными школьниками. Целью которой является воспитание разносторонне развитой личности в условиях общеобразовательной школы. А для достижения цели педагогический коллектив решает следующие задачи: развитие одаренного ребенка с учетом его индивидуальных способностей, воспитание одаренного ребенка в условиях общеобразовательной школы, развитие умений находить применение своим знаниям и способностям, осознавать их значение.

Итак, учителя математики в нашей школе работают с одаренными детьми по системе, которая имеет следующее содержание::

1. Выявление одаренных и талантливых детей

Чтобы выявить одаренных детей необходимо проанализировать особые успехи и достижения детей, провести диагностику их потенциальных возможностей, осуществлять преемственность между средним и старшим звеном. И сделать это можно при помощи следующих форм работы:

Творческих заданий: создание буклетов, презентаций

Инсценировок по теме

Исследовательских работ, начиная с 5 класса

Участия в семинарах (очных и заочных)

Понятия талантливые , одаренные . Но ведь одаренные далеко не всегда отличники. Даже наоборот, отличником при современной загруженности детей можно стать только НЕ ИМЕЯ особого таланта, кроме, пожалуй, таланта быть учеником.

Очень часто дети, имеющие высокие способности, (талант, одаренность) в какой-либо области, настолько в нее погружаются (получая высшие баллы на сложнейших олимпиадах), что пренебрегают другими предметами.

А если таланты ребенка вне школьной сферы? Бальные танцы? Хоккей? Живопись?

2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это прежде всего необходимо самому ребенку, а также его родителям, наставникам и оказывать всяческую в этом помощь.

Учитель призван помогать одаренному ребенку в его успешной самореализации. Наибольшее значение имеет мотивация учебного процесса. Ребенок должен хорошо представлять, где могут пригодиться полученные им

Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности одаренного ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир.

Поэтому при подготовке к уроку приходится с особой тщательностью подбирать и придумывать задания для таких учащихся.

Например, если ребенок научился решать задачи по данной теме, я предлагаю ему проявить себя и самому сочинить задачи, подобрать задания для теста, а то и составить контрольную работу по теме.

Нередко в своей работе я использую коллективные способы обучения и одаренный ребенок может взять на себя роль организатора или некоторые функции учителя при работе в группе. Но здесь не следует забывать о том, что часто возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.

А что делать, если одаренный ребенок – одиночка (что чаще всего и бывает). Конечно, не обойтись без индивидуальных заданий и здесь очень интересен метод развивающего дискомфорта: ученикам предлагаются задания, при выполнении которых у них будут возникать трудности и с этими трудностями предстоит справиться. Если задания будут все время выполняемыми, одаренные дети теряют интерес к занятиям.

Вообще систему заданий для одаренного ребенка я продумываю таким образом, чтобы у него возникла необходимость воспользоваться дополнительным источником знаний: Интернетом, энциклопедиями, справочниками, словарями.

Все выше перечисленное можно отнести и к домашним заданиям для одаренного школьника. Остается только добавить, что я всегда даю ребенку право выбора при выполнении домашнего задания

Несомненно, каким бы хорошим не был урок, его недостаточно для воспитания одаренного ученика. Поэтому, конечно, не обойтись без кружка и факультатива. Темы и программу курсов мы определяем исходя из запросов и интересов учащихся. Факультативные занятия бесспорно играют определенную роль в воспитании одаренного школьника. Так как это все-таки коллективные занятия, то присутствует дух соперничества, соревновательности. Главное, чтобы у ребенка были достойные соперники, а если их нет, то в таком качестве может выступить и учитель.

Современные задания требуют от ребенка обширных знаний в других областях, поэтому необходимо осуществление межпредметных связей. Ученик не может пренебрегать другими предметами, разностороннее обучение становится необходимостью.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников

Ребенку, а тем более одаренному, надо не только помогать, но и постоянно контролировать его обучение.

В своей работе мы используем виды контроля: тематический контроль выполнения домашних заданий, проверку выполнения всех этих этапов экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, следим за оформлением работ. Но самое важное – самостоятельно стараемся разработать критерии оценивания работ ученика.

Весь материал - смотрите архив.

Источники: http://shkolazhizni.ru/school/articles/61043/, http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-raboty-vospitatelja-dou-s-odarenymi-detmi.html, http://videouroki.net/razrabotki/osobennosti-raboty-s-odarennymi-detmi.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Нужно ребенку 8 лет

Во сколько лет можно отдать далее...

Обучение детей многодетных семей

Общероссийская общественная организациячленов многодетных семей Многодетным семьям Общероссийская далее...

У ребенка спазмами болит живот

Средство против болей в далее...

Физиологические особенности детей подросткового возраста

Физиологические и психологические особенности детей младшего далее...

Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу пример

Методическая разработка (подготовительная далее...

Рекомендации учителю работе одаренными детьми

Рекомендации для учителей при работе с одаренными далее...

Аниматор ребенка 11 лет

Поиск по названию программы: Подобрать подходящее далее...

Популярные статьи