Главная » Обучение детей

Особенности развития детей 2 лет

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ

Возрастные особенности ребенка от года до 2-х лет.

К 1 году и 3-м месяцам, ребёнок самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнить простые просьбы взрослого (накормить куклу, построить домик и т.п.), правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их.

Начинает активно употреблять облегчённые слова (собака – «ав-ав», машина – «би-би» и т.д.), может перешагивать через предметы, лежащие на полу, бегать, держать чашку при питье, более умело пользуется ложкой.

Полуторагодовалый малыш нанизывает кольца пирамидки, складывает башню из кубиков, знает почти все свои игрушки и подаёт их по просьбе. Родители должны регулярно высаживать ребёнка на горшок – каждый раз перед сном и после сна, после еды, перед прогулкой и после неё. За успех можно похвалить, но делать строгий выговор за мокрые штанишки, настойчиво удерживать на горшке, требуя результата, и гневиться за его отсутствие, не следует. Это вызывает у ребёнка негативную реакцию и может способствовать развитию упрямства.

На втором году жизни у ребёнка заметно меняется характер. Он начинает проявлять повышенный интерес к окружающим предметам, старается заглянуть во все уголки квартиры, залезть в ящики стола или шкаф. Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету. Это вызвано тем, что у ребёнка ещё не выработались определённые модели поведения и в некоторых случаях, когда ему говорят слово «нельзя», он просто не знает как нужно себя повести, поэтому продолжает шкодить.

В 1 год и 9 месяцев ребёнок толкает мяч ногой, поднимается по лестнице, отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок. В его словаре около 20 слов. Предпринимает самостоятельные попытки одеваться и раздеваться.

В 2 года ребёнок бросает мяч из-за головы, использует короткие предложения, понимает определяющие предлоги (на, под, рядом, сзади). Может называть своё имя, говоря о себе. Ребёнок умеет самостоятельно есть, расстёгивает большие пуговицы, моет и вытирает руки, охотно играет в простые игры, с помощью взрослого чистит зубы. На этом этапе развития нужно обогатить мир ребёнка развивающими игрушками, они способствуют развитию интеллекта, творческих задатков и абстрактного мышления.

Не буду, не хочу! Послушание – одно из слагаемых воспитания. С его помощью взрослые пытаются уберечь ребенка от ошибок, передают собственный жизненный опыт, помогают избежать опасных поворотов. И нередко отказы малыша подчиняться взрослые воспринимают как «вызов». Но период отрицания – неизбежная фаза развития крохи: от нее зависят будущие его волевые качества.

«В полтора года Гера превратился в «нехочуху». Я предлагаю ему банан, любимое лакомство, − он убегает с криком: «Не хочу!». Пытаюсь умыть − вырывается, упорно твердя: «Неть-неть!». Даже на утреннее приветствие отвечает недовольным отрицанием». (Галина, мама Германа 1 г. 7 мес.)

В возрасте 1,5−2 лет происходит скачок в физическом и умственном развитии ребенка. Малыш уже понимает значение многих слов, учится говорить, объясняться с окружающими. Одним из первых в словарном запасе ребенка появляется слово «нет», имеющее ярко выраженную отрицательную окраску. Дети рано осознают, что с помощью этого короткого слова, несущего сильный эмоциональный заряд, способны донести до взрослых свое мнение. Примерно в этот же период у детей (у некоторых позже – около 3 лет) наступает так называемый «возраст систематического отказа», когда малыш к месту и не к месту начинает отнекиваться, отказываясь даже от любимых блюд или желанной игрушки. Иногда складывается впечатление, будто ребенок больше не нуждается в одобрении родных, а, наоборот, всячески пытается рассердить родителей, делает все наперекор, провоцируя конфликт: мама предлагает почитать книжку − кроха кричит: «Гулять!», но стоит маме убрать книгу и начать собираться, как ребенок кидается с криками: «Почитай!». Родители нередко списывают такие проявления на «испортившийся характер», «дурную наследственность», «плохое воспитание».

Отказы ребенка нужно воспринимать спокойно: нервная реакция усугубляет ситуацию. Однако дело в том, что примерно в 2−3 года у детей формируются волевые качества, стремление к независимости, самостоятельности, которое знаменитый психолог Эрик Эриксон назвал «автономией». Дети перестают нуждаться в чрезмерной заботе со стороны взрослых и хотят сами делать выбор. Зачастую ребенок еще не способен грамотно выразить свои желания и, чаще всего, даже не может разобраться в своих чувствах и переживаниях и потому, раздираемый противоречиями, начинает все отрицать, от всего отказываться. Однако именно такое «взбалмошное» поведение говорит о нормальном психическом развитии малыша. Ребенок по-прежнему нуждается в признании взрослых, хочет заслужить похвалу, но при этом стремится выделиться, обрести собственное «я». Поэтому родителям не стоит сердиться на малыша, а следует «расширить жизненное пространство», предоставить возможность выбора.

Чрезмерные ограничения, постоянные запреты, пренебрежение к достижениям ребенка лишь закрепляют строптивое поведение. Возбудимые дети могут впадать в истерику, валиться на пол, стучать ногами, рыдать. Однако родителям важно не поддаваться на провокацию, но в то же время «ослабить вожжи», снять часть запретов и предоставить малышу определенную свободу. Разумеется, при этом взрослые могут (и должны) направлять ребенка, но аккуратно, незаметно, без давления.

Источник: психолог Лариса Захарова

Журнал «Счастливые родители», №135.

Список использованной литературы

1. Ахмылова, Н. Сыпь песочек, лей водичку / Н. Ахмылова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 8. – С.66-68.

2. Забегайлова, С. Какую книжку купить ребенку? / С. Забегайлова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 1. – С.70-71.

3. Карельская, Е. Г. Речистые наши малыши / Е. Г. Карельская // Лиза. Мой ребенок. –2007. – N 9. – С. 134-136.

4. Матушкина, О. Я – знайка! / О. Я. Матушкина // Лиза. Мой ребенок. – 2008. – N 5. – С. 118-123.

5. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких. девятый месяц / Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 9. – С.90-98.

6. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких. восьмой месяц /Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 8. – С.82-87.

7. Смирнова, Е. Мария Монтессори. система дошкольного воспитания / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 2. – C. 110-114.

8. Шибанова, А. Ай да наши пальчики! / А. Шибанова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 7. – С.142-144.

9. Я хочу быть умницей // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 2. – С.86-91.

Главная Дети Возрастные особенности детей 2-3 лет

Возрастные особенности детей 2-3 лет

Достигнув такого возраста, ребенок начинает проявлять самостоятельность, предметная деятельность продолжает развиваться, совершенствуется его общее восприятие. К трем годам дети уже пытаются строить осмысленные предложения, осваивают основные структуры грамматики и активно пополняется их словарный запас. Каждому слову ребенок начинает находить индивидуальное значение, пополняется количество понимаемых им слов и выражений. Конечно, большинство звуков произносится трехлетними детьми с искажениями, но, тем не менее, речь постепенно становится средством общения детей не только с родителями, но и между собой. Постепенно формируется изобразительная деятельность, ребенок уже способен тем или иным способом изобразить какой-либо предмет или действие, например, показывает рожки, изображая корову, или рисует окружность с отходящими от нее палочками, изображая человека.

Что касается развития мышления детей 2-3 лет, то их основной формой является наглядно -действенная. Особенность такой формы в том, что все возникающие у ребенка проблемные ситуации решаются с помощью реального действия с теми или иными предметами и явлениями. Для детей трехлетнего возраста характерна излишняя импульсивность, неосознанность мотивов и зависимость желаний и чувств от ситуации. Зачастую дети перенимают эмоциональное состояние у сверстников. У детей начинают проявляться чувства стыда или гордости, постепенно формируются элементы самосознания, ребенок начинает воспринимать себя как отдельного человека.

Особенности ребенка в 2-3 года

Возраст 2-3 лет – достаточно сложный период в жизни ребенка, это переходный этап, нередко он сопровождается кризисом. Ребенок старается отделиться от взрослых, установить с ними несколько другие, более глубокие отношения, и стремится к активности и самостоятельности. Важно, как поведут себя родители, особенно мать. Важно, чтобы взрослые не потакали прихотям ребенка и не поддавались его влиянию. Для полноценного развития личности важно расширить круг прав и обязанностей ребенка, показать, что вы принимаете и признаете его самостоятельность. Если стремления ребенка к активности и самостоятельности не поощряются, а новые отношения не складываются, у ребенка могут возникнуть такие кризисные явления, как упрямство, негативизм, строптивость, деспотизм и проявление своеволия.

Упрямство выражается в стремлении ребенка доказать взрослым правоту своего мнения и выбора и настоянии на нем. Ребенок настаивает не из-за того, что ему сильно чего-то хочется, а лишь потому, что он сам сделал такой выбор, сказал об этом и требует, чтобы взрослые с ним считались. Негативизм проявляется в отрицании просьб какого-то определенного человека. Ребенок негативно реагирует на саму просьбу, а не на предполагаемое действие. Часто бывает, что ребенок послушно ведет себя с одним из членов семьи, а ко второму активно проявляет негативизм, это весьма избирательное явление. В этом переходном возрасте ребенок может начать проявлять строптивость. В данном случае она не бывает направлена на определенного человека, она вызвана скорее сложившейся в семье системой отношений, ребенок не доволен тем, что ему предлагают и всегда стремится настоять на своем мнении и решении.

Дополнительные конфликты с взрослыми могут быть вызваны также проявлением самостоятельности, переходящей в своеволие, когда ребенок во всем стремится принимать самостоятельные решения и делать все сам. В некоторых случаях кризис переходного возраста может стать причиной постоянных конфликтов ребенка со взрослыми. Если ребенок единственный в семье, он может начать проявлять деспотизм, диктуя родителям условия, самостоятельно принимая решения и настаивая на них. В случае, если в семье кроме трехлетнего ребенка есть еще дети, часто проявляется ревность. Малолетний диктатор нетерпимо относится к своим братьям или сестрам и активно проявляет агрессию, сопряженную с ревностью. Ребенок в этом возрасте меняет систему ценностей и нередко некоторые вещи просто становятся для него, неинтересны. Когда обесцениваются старые правила, он может начать ругаться или вести себя непослушно, может отказаться от любимой раньше еды или игрушки. Все это говорит о том, что ребенок меняет свое отношение к себе и окружающим людям и явлениям.

Как справляться с кризисом ребенка

Когда ребенок постоянно упрямится и стремится доказать свою правоту даже при условиях, что для него не очень важен сам вопрос, то важно не проявлять по этому поводу большого беспокойства, так ребенок поймет, что может влиять на вас. Все приступы упрямства нельзя игнорировать, с ребенком нужно разговаривать, чтобы он почувствовал, что вам не безразличны его эмоции. Нужно помнить, что в таком состоянии ребенку очень тяжело что-либо объяснить, когда он успокоится, с ним можно будет побеседовать и пояснить, в чем причины вашего такого поведения и почему он должен вести себя именно так, как вы от него требуете. Ребенка нельзя ругать за такие проявления, так он может закрыться и потеряет к вам доверие. Нельзя менять свое решение, если вы говорите ребенку «нет», то это и должен быть отказ, иначе он будет постоянно добиваться от вас подчинения его желаниям.

Капризы ребенка могут быть вызваны разными причинами и вам непременно нужно выяснить, что заставило вашего ребенка так себя вести. Он может устроить истерику всего лишь из-за нарушения режима дня, переутомления, обилия новых впечатлений или плохого самочувствия. Преодолеть капризы ребенка можно только в том случае, если все члены семьи имеют к нему одинаковые требования, нельзя, чтобы один из родителей что-то поощрял, а второй запрещал. Оба родителя в своей позиции должны быть тверды и не поддаваться прихотям ребенка, он должен научиться понимать значение слова «нельзя». Самостоятельность должна развиваться в совместной со взрослыми деятельности, родители должны научить ребенка добиваться цели не слезами и просьбами, а собственным стремлением к ее достижению.

Статьи по теме:
  • Готовность ребенка к
  • Почему мужчины не хотят
  • Как подать заявление на
  • Какой должна быть

Психологические особенности детей 2-3 лет

До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до пяти лет методов и приемов. Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п. Педагог должен быть уверен, что каждому ребенку в данный момент времени комфортно и его ничто не беспокоит. Общение носит ситуативно-личностный характер: каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Это обусловливает кратковременность предлагаемых форм обучения и то, что все они позволяют воспитателю говорить понемногу, но как бы с каждым ребенком в отдельности и не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Мы уже отмечали ту особенность, что обучаться ребенок будет только от того взрослого, которому он доверяет и симпатизирует.

Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному взрослому. Таким образом ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют рядом, но не вместе . Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т.п. Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет, может ли быть названа каким-то привычным словом. В этом смысле часть детей, наряду с изобразительной тенденцией, демонстрирует и выразительную тенденцию в своем творчестве – если педагог не ставит своей задачей перевести всех детей на стезю предметно-имитирующего творчества. Для таких детей характерно меньшее стремление к постановке заранее цели своей работы, но зато им присущ большая способность получать наслаждение от процесса творчества и большая свобода в оценке результата, поскольку они не скованы рамками первоначального плана создания предметного изображения. В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

  • наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
  • речь находится в стадии формирования;
  • обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния ребенка;
  • внимание, мышление, память непроизвольны.
Обсудить статью на форуме

Источники: http://www.citylib-tyumen.ru/for_readers/chitatelyam-ot-0-do-3-kh-let/kalendar-razvitiya-malysha/razvitie-detej-ot-1-goda-do-2-kh-let, http://www.kaklady.ru/vozrastnye-osobennosti-detej-2-3-let.html, http://www.razumniki.ru/psiholog_osob_2_3goda.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Всероссийские творческие конкурсы детей взрослых

VIII Всероссийский творческий конкурс для далее...

Питание 0 1 года

Каждая мама хочет, что бы далее...

Лейкоциты моче ребенка расшифровка

Анализ мочи - расшифровка Результаты расшифровки анализов носят далее...

Как собрать мочу у месячного ребенка

Анализ мочи у грудничка далее...

Зеленые сопли у ребенка после сна

У ребенка сопли после сна Если откачивать излишне, то организм далее...

Животные и их детеныши картинки для детей

ЗанятиеЖивотные и их детеныши формировать номинативную лексику по далее...

Перевозка ребенка 9 лет в автомобиле

Каковы правила перевозки детей в автомобилях и автобусах далее...

Популярные статьи

x