Главная » Обучение детей

Особенности развития детей тяжелыми нарушениями речи

Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

Специальные исследования детей показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются:

-гипертензионно-гидроцефалический -проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.

-церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

- синдром двигательных расстройств – характеризуется изменением мышечного тонуса, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений познавательной деятельности.

Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE GRAMMATICAL SYSTEM OF THE SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH HEAVY VIOLATIONS OF THE SPEECH Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.
  • ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ ,
  • ДОШКОЛЬНИКИ ,
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ,
  • DIDACTIC GAME.
  • KEY WORDS: HEAVY VIOLATIONS OF THE SPEECH ,
  • GRAMMATICAL SYSTEM OF THE SPEECH ,
  • PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — ГЛАБОВА Ю.А. МЕДВЕДЕВА Е.Ю.

В статье представлен анализ результатов теоретико-экспериментального изучения прикладной проблемы логопедии. В ней раскрывается вопрос о состоянии грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Определяется овладение грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений детьми данной категории. Рассматривается ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. Описывается экспериментальное изучение грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводится качественный и количественный анализ особенностей грамматического строя речи у испытуемых детей. Описывается технология дидактической игры, выступающая средством коррекции искомого качества.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — GLABOVA YU.A. MEDVEDEVA E.YU.

The analysis of results of teoretiko-experimental studying of an applied problem of logopedics is presented in article. In it the question of a condition of a grammatical system of the speech at children of the advanced preschool age with heavy violations of the speech reveals. Mastering grammatical forms of word change, word formation, types of offers is defined by children of this category. The leading kind of activity of the child preschool child – game is considered. Experimental studying of a grammatical system of the speech at children of preschool age with heavy violations of the speech is described. The qualitative and quantitative analysis of features of a grammatical system of the speech at examinees of children is carried out. The technology of didactic game acting as means of correction of required quality is described.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Современные проблемы науки и образования , ГЛАБОВА Ю.А. МЕДВЕДЕВА Е.Ю.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ГЛАБОВА Ю.А. МЕДВЕДЕВА Е.Ю. Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 18.09).

ГЛАБОВА Ю.А. et al. Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Современные проблемы науки и образования (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 18.09).

ГЛАБОВА Ю.А. МЕДВЕДЕВА Е.Ю. (2015). Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Современные проблемы науки и образования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 18.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ГЛАБОВА Ю.А. МЕДВЕДЕВА Е.Ю. Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4 С.34.

ГЛАБОВА Ю.А. et al. Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Современные проблемы науки и образования (2015).

ГЛАБОВА Ю.А. МЕДВЕДЕВА Е.Ю. (2015). Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Современные проблемы науки и образования

В РАЗДЕЛЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОПУБЛИКОВАНЫ ПРОЕКТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РЕДАКЦИИ 19 ОКТЯБРЯ 2015 ГОДА.

31 МАРТА 2015 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ» РАЗМЕЩЕНЫ ТЕКСТЫ ПРОЕКТОВ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХПРОГРАММ В РЕДАКЦИИ 30.03.

17 ФЕВРАЛЯ 2015 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ» РАЗМЕЩЕНЫ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВКЛЮЧАЮЩИЕ ТЕКСТЫ СТАНДАРТОВ.

22 ЯНВАРЯ 2015 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ» РАЗМЕЩЕНЫ ТЕКСТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), УТВЕРЖДЕННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ТЕКСТЫ СТАНДАРТОВ НАХОДЯТСЯ НА РАССМОТРЕНИИ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

24 НОЯБРЯ 2014 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ» РАЗМЕЩЕНЫ ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ДОРАБОТАННЫЕ С УЧЕТОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

В разделе «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ – ПРОЕКТЫ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ» даны новые редакции программ.

10 НОЯБРЯ 2014 г. В РАЗДЕЛЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ -ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАЗМЕЩЕН ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В разделе «Нормативные документы» размещены федеральн ые государственные образовательные стандарты в редакции от 25 сентября 2014 года.

Приглашаем ознакомиться с ними всех заинтересованных лиц.

В соответствии с заданием Минобрнауки Российской Федерации осуществляется широкая апробация проектов федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной среде. Цель апробации проектов ФГОС состоит в оценке соответствия обсуждаемых проектов нормативно-правовой базе общего и специального образования России. В ходе апробации требований к содержанию и условиям реализации ФГОС коллектив авторов надеется получить мнение практических работников об обоснованности этих требований не только с точки зрения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, отнесенных к определенной нозологической группе и предлагаемому им варианту содержания образования (А, Б, С, Д), но и оценку полноты и корректности, приведенных в проектах стандартов перечней этих потребностей. Мы надеемся так же и на детальный анализ содержательного наполнения образовательных областей каждого из вариантов ФГОС по всем компонентам образования детей с ОВЗ. Поскольку основной целевой установкой апробации является последующая доработка всех обозначенных в программе апробации параметров ФГОС - рассчитываем на преимущественно конкретные замечания, рекомендации и пожелания. Выражаем уверенность в том, что качественно проведенная апробация ФГОС позволит расширить перечень расчетных эффектов реализации ФГОС и минимизировать количество вероятностных.

Коллектив разработчиков ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Источники: http://klubkom.net/posts/4352, http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi, http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/05_%25D0%25A4%25D0%2593%25D0%259E%25D0%25A1_%25D0%25A2%25D0%259D%25D0%25A0_-09.06.pdf

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Размер ребенка в 3 года

Размер ноги ребенка по возрасту К выбору обуви далее...

Ребенок 2 года стоит слеза

11 июля 2012 г. 17:28 У нас далее...

Аллергия у ребенка 2 года фото

Чем аллергическая реакция у новорожденного ребенка далее...

Особенности социального обслуживания детей

Автор: М.Л. Захаров Социальное далее...

У ребенка ночью болит живот

Боли в животе далее...

Болит голова 3 летнего ребенка

Головокружения у ребенка Когда человек находится далее...

Формирование самостоятельности детей 3 4 лет

Консультация для родителей. далее...

Популярные статьи

x