Главная » Обучение детей

Особенности развития обучения детей с овз

Особенности речевого развития детей с ОВЗ в условиях ФГОС

Светлана Головатюк
Особенности речевого развития детей с ОВЗ в условиях ФГОС

В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей. у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

В сложной структуре нарушения письма у младших школьников преобладает дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В современной научной литературе подчеркивается, что проблема отклонений в развитии речи у детей имеет много граней. относящихся к разным научным дисциплинам. медицине, психологии, психолингвистике, логопедии. Сложившая же традиция – рассматривать речевые расстройства детей только как прерогативу логопедии «не способствует продвижению вперед в создании образовательных и коррекционных программ детей с первичным недоразвитием речи » Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу которые бы отвечали требованиям ФГОС и учитывали особенности психического развития современного дошкольника в целом и детей с ОВЗ в частности .

Таким образом, причиной поиска новых методов и форм работы стал очевидный недостаток эффективных педагогических инструментов в современной системе образования и в коррекционной педагогике в частности. Ведь дети с речевыми нарушениями разной тяжести должны не только научиться чисто и грамотно говорить, но и использовать речь, как средство общения. Правильная, логично выстроенная и содержательная речь - обязательное условие и фундамент гармоничного развития личности. ее социальной и в дальнейшем - профессиональной успешности.

Уже не вызывает сомнений, что оптимальным путем развития дидактики является не удлинение времени ученичества, не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации. Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни. На наш взгляд, овладение детьми с ОВЗ способами обработки информации как раз и помогает им переживать ситуацию успеха ежедневно, в каждом виде деятельности.

Коррекционно-развивающее направление включает :

Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития. организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекцию его поведения, подготовку к социальной адаптации.

Информационно-просветительское направление предусматривает :

1)различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатный материал, направленной на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ ,

2)проведение тематических выступлений для педагогов и родителей.

Консультативная работа включает :

1) выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;

2)консультирование специалистами педагогов по возникающим при работе с детьми с ОВЗ вопросам;

3)консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

Обобщенные данные исследователей об особенностях психического развития этих детей необходимо знать и учитывать специалисту для разработки адекватной модели коррекционного, в том числе логопедического, воздействия. Механизмов системной работы с данным контингентом на сегодняшний день нет, а она, безусловно. отличается от работы с детьми с нормальным развитием .

Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития дошкольного образования является применение новых образовательных технологий Се годня существует множество методов, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития. Пграмма ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Практическая значимость заключается в том, что в игре у детей развивается общая. мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка. который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - Синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк». пятистрочная строфа стихотворения.

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь. но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Эта технология универсальна.

Цель. добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Примеры составления синквейна

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-rechevogo-razvitija-detei-s-ovz-v-uslovijah-fgos.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Почему ребенка болит горло

Если у ребенка болит горло Если болит горло Одна из далее...

Школа творческих детей москве

Художественное образование - В ид изобразительного искусства, произведения которого далее...

Купание новорожденных большой ванной

Как правильно купать грудничка в далее...

Учебная программа одаренными детьми

Математический язык и логикарабочая учебная программа (по далее...

Платья детей 12 лет фото

Бальные платья 8-12 лет Платья далее...

Поделки в летнем лагере с детьми

Поделки детей в летнем лагере Лепка Такие далее...

Ведущий фактор формирования личности ребенка в семье

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка далее...

Популярные статьи

x