Главная » Обучение детей

Особенности восприятия детей нарушениями слуха

В рамках вопроса использования ИТ в обучении младших школьников нарушениями слуха необходимо знать особенности восприятия данной категории учащихся.

Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие. Развитие зрительного восприятия следует рассматривать в соответствии с этапами его формирования в детском возрасте.

Как показало исследование К.И.Вересотской, у детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. Так, глухим и слышащим детям младшего школьного возраста показывали изображения хорошо знакомых предметов на короткие промежутки времени (от 22 до 7 с). Это позволило выявить, какое время необходимо детям для узнавания предметов. У глухих детей восприятие и узнавание протекало более медленно, чем у слышащих сверстников. Им требовалось больше времени для того, чтобы выделить информативные признаки предмета. Еще большие трудности у них возникали при необходимости узнавания знакомых предметов — геометрических фигур, разрозненных элементов (групп точек и линий) в перевернутом на 180° положении. По мнению исследователей, это связано с менее подробным анализированием и синтезированием предметов в прошлом опыте, с замедленным формированием у глухих детей произвольности процесса восприятия.

Выделение и различение форм предметов облегчается благодаря овладению соответствующими обозначениями и применению их на практике. Исследование А. И. Дьячкова продемонстрировало большую роль речи в развитии восприятия форм предметов. Оказалось, что 7 —8-летние дети, не владевшие жестовыми обозначениями форм предметов, плохо различали их по этому признаку. Дети, владевшие жестовыми обозначениями, подбирали предметы в 2— 3 раза точнее. При этом степень различения форм прямо зависела от степени знания жестовых обозначений. Еще меньше трудностей в различении форм отмечено у детей, с раннего детства находившихся в условиях специального обучения и овладевающих словесной речью.

По данным А. А. Венгер и А. Л. Венгера, уже глухие дошкольники оказываются в состоянии различать многие предметы по форме. Это свидетельствует о компенсаторных возможностях развития восприятия у детей с нарушениями слуха, в частности о возможности формирования у них такого свойства восприятия, как осмысленность.

Зрительное восприятие формы предметов складывается в практической предметно-манипулятивной деятельности детей при одновременном овладении соответствующими обозначениями. У глухих детей дошкольного возраста появляются целостные образы предметов, что дает им возможность справляться со складыванием разрезных картинок из 2 — 5 частей. Способность складывать разрезную картинку указывает на наличие анализа и синтеза в процессе зрительного восприятия. По данным А. А. Венгера, Г. Л. Выгодской и Э.И.Леонгард, половине детей 4-го года жизни удается сложить картинку из двух-трех частей, из пяти частей — половине детей старше шести лет. Таким образом, более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и способности синтезировать целое, формируются у детей с нарушениями слуха медленнее, им труднее дается единый аналитико-синтетический процесс, а неполнота анализа часто приводит к неверному объединению элементов.

Ощущения и восприятие у детей с нарушенным слухом

Нарушение деятельности органов слуха способствует возникновению изоляции от окружающего мира, что оказывает существенное воздействие на формирование познавательных процессов и их функционирование в течение всей жизни человека.

При нарушении слуха процессы развития и формирования основных психологических функций нарушаются снизу вверх, асинхрония характерна во всех случаях познания, при сохранении одних психологических функций другие остаются почти невостребованными.

Понятие об ощущениях

Ощущение – это начальный источник человеческих знаний о мире. При помощи ощущений люди познают цвет, запах, форму, величину, плотность, температуру и вкус окружающих предметов и явлений, с помощью ощущений люди улавливают движение, звуки, постигают пространство, ощущают себя во времени и пр. Именно ощущения лежат в основе более сложных психологических процессов: восприятия, мышления, воображения и др.

Ощущение возникает при обязательном воздействии предмета или явления окружающего мира на органы чувств человека. Такие предметы или явления внешней среды называют раздражителями, а сам процесс воздействия в психологии называют раздражением.

В том случае, если бы человек был полностью лишен возможности ощущать, он бы не смог понимать и осознавать окружающий его мир. Люди, имеющие нарушения разнообразных сенсорных систем, не имеют возможности познавать мир в пределах этой системы: слепые не знают, что такое цвета, а глухие – как поют соловьи и каркают вороны.

Как возникают ощущения

Древние греки различали пять органов чувств и, согласно их числу, пять видов ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные. Современная наука значительно расширила представление о видах ощущений людей.

Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, который может быть расположен как на периферии тела, так и внутри него и настроен на прием раздражителей. Каждый такой орган связывает мозг с внешним миром, осуществляет передачу в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.

Анализатор представляет собой сложный нервный механизм, который производит тончайший анализ внешнего мира, выделяя его отдельные свойства и качества. Каждый анализатор приспособлен для выделения только определенных свойств предметов и явлений.

Любой анализатор состоит из рецептора (осуществляет восприятие действующего на него раздражителя), проводниковой части, нервных центров коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов. Все отделы анализатора работают как единое целое, нарушение или повреждение хотя бы одной части системы приводит к нарушению или полному отсутствию ощущений.

Окружающая действительность, оказывая непосредственное воздействие на органы чувств человека (глаза, уши, рецепторы кожи), способна вызвать ощущение. Однако ощущение возникнет лишь тогда, когда через органы чувств по центростремительным путям оно достигнет коры головного мозга, где будет осуществлен анализ всего поступившего.

Мозг может получать информацию не только от внешнего мира, но и от самого организма. Тогда все анализаторы можно подразделить на внешние и внутреннее. У внешних анализаторов рецепторы выведены на поверхность тела (например, глаза и уши), внутренние же расположены в тканях и органах организма. Своеобразное положение в этой системе занимает двигательный анализатор.

Познание мира через восприятие

Знание об окружающем мире человек получает не только через ощущения при непосредственном соприкосновении с предметом, но и через восприятие. Если ощущение дает знание об отдельных свойствах предмета или явления, цвет, запах, звук и другое, то восприятие определяет целостный образ предмета, то есть человек воспринимает не просто звук, а может сказать, что этот звук издает пианино или птица.

Восприятие – это целостная система чувственного познания мира, оно дает не единичное представление о мире, а целостное при непосредственном воздействии предметов на органы чувств. В основе восприятия лежит ощущение, но не отдельное ощущение предмета, его цвета, формы, шероховатой или гладкой поверхности, а целостного образа, например книги в кожаном переплете.

Восприятие основано не только на ощущениях предметов, но и на прошлом опыте человека. Таким образом, воспринимая предмет, мы не только его ощущаем, но и анализируем, используя прошлые знания и опыт. Восприятие невозможно без памяти и мышления.

В зависимости от того, какой анализатор при восприятии играет ведущую роль, оно может быть зрительным, слуховым, кинестетическим и пр. Восприятие осуществляется сочетанием деятельности нескольких анализаторов.

Общие особенности ощущения и восприятия глухих детей

Важнейшими свойствами восприятия как сложного познавательного процесса являются активность, историчность, обусловленность прошлым опытом, которая реализуется через целостность, константность и осмысленность. В развитии всех видов восприятия у детей с нарушенным слухом имеются определенные особенности.

Важную роль в восприятии окружающего мира детьми с нарушенным слухом имеют зрительное восприятие, кинестетические ощущения, особенности моторики, кожная чувствительность и осязание.

Рекомендации и мнения, опубликованные на Сайте, включая материалы по персональной диете СлимСмайл, НЕ ЗАМЕНЯЮТ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12 года О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию .

Особенности внимания детей с нарушением слуха

Внимание — это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, поскольку активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности. Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение. Все эти свойства формируются у детей постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения. Первоначально произвольное внимание опосредовано общением ребенка со взрослыми. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяют из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций, путем самостоятельной постановки задач.

Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании, напряжении ребенка. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок.

Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. В связи с этим при обучении детей с нарушенным слухом широко используются различные средства наглядности: одни — для привлечения непроизвольного внимания (например, яркая картинка), другие — для развития произвольного внимания (схемы, таблицы).

Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше).

Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной учебной деятельности. Важным фактором, который всегда следует учитывать, является своеобразный способ восприятия глухими детьми устной речи — постоянная фиксация внимания на лице и губах говорящего, требующая особой сосредоточенности. Поэтому, с одной стороны, нужно дозировать речевую нагрузку, с другой — формировать и автоматизировать навык считывания с губ. Чем лучше глухой ребенок считывает с губ, тем легче ему сосредоточить внимание на говорящем, тем меньше он будет утомляться.

Для человека, общающегося с не слышащими людьми, обязательны определенные правила поведения — нужно стоять или сидеть лицом к глухому человеку, избегать ненужных хождений, жестикуляций.

Таким образом, развитие внимания у глухих детей заключается в становлении произвольного внимания, как сознательного и контролируемого, в формировании основных свойств внимания, таких, как устойчивость, распределение, переключаемость.

Гальперин П. Я. Кабыльницкая С. Я. Экспериментальное формирование внимания. — М. 1974.

Гоголева А. В. Особенности развития внимания глухих школьников // Дефектология. — 1981. — № 3.

Источники: http://sites.google.com/site/informtehvobuch/osobennosti-vospriatia, http://vitaportal.ru/pulmonologiya-i-otolaringologiya/oschuscheniya-i-vospriyatie-u-detej-s-narushennym-sluhom.html, http://www.altai-school.ru/index/osobennosti_vnimanija_detej_s_narusheniem_slukha/0-116

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ребенку 1 год какой размер одежды

| Поговорим о размерах детской одежды, далее...

Игры путешествия развитию речи

Конспект занятия по развитию речи далее...

Гнойные сопли ребенка фото

Гнойный насморк у ребёнка Полгода у ребёнка гнойный насморк. Сперва далее...

Ребенку 1 год форум

Ребенку год, не говорит Ребенку далее...

Физическое развитие детей первый год жизни

Таблица роста и далее...

Танки детей 9 лет

Разработчика танка «Армата» приговорили к 9 годам А бывшие коллеги далее...

Вечные сопли у ребенка

7 дек 2011, 17:59 Нужен свежий взгляд далее...

Популярные статьи