Главная » Обучение детей

Особенности восприятия ребенком информации

В этой статье я попытаюсь рассказать, как можно сделать процесс обучения в начальной школе более эффективным и комфортным для учеников. Известно, что существуют различные системы восприятия информации (иногда их называют модальности), основные из них: зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая). Если преимущественно развита слуховая система, ребенок успешно усваивает материал, преподносимый ему в виде рассказа, объяснения. Детям со зрительным восприятием легче усваивать наглядный материал. Труднее всего учиться кинестетикам, т.е. детям, которым для восприятия учебного материала необходимо задействовать двигательную сферу. Чаще всего именно кинестетики попадают в разряд слабых, хотя при учете особенностей их восприятия в процессе обучения они способны успешно усваивать учебный материал.

Каждый ученик к концу обучения в начальной школе должен овладеть предлагаемым содержанием образования, так как оно создает базу, фундамент дальнейшего образования, а также освоить различные способы работы с этим содержанием. Учет особенностей восприятия информации учениками предполагает разделение учащихся на группы в условиях традиционной классно-урочной системы.

Процесс обучения с учетом особенностей восприятия включает ряд этапов:

1-й этап - выявление в классе учащихся с различными типами восприятия информации и организация соответствующих групп.

2-й этап - адаптация учебного материала к ведущей системе восприятия учеников.

3-й этап - формирование умений переводить информацию из одной системы восприятия в другую.

4-й этап - развитие недостаточно развитых систем восприятия.

5-й этап - самостоятельный выбор учениками оптимального способа восприятия.

Опишем подробно названные этапы.

Работать, используя все три модальности (аудиальную, визуальную и кинестетическую), можно на всех уроках. Для этого учителю важно узнать, какой способ восприятия предпочитает каждый ученик в классе. Учитель сам наблюдает за детьми на уроке, на перемене, на внеклассных мероприятиях, в общении с одноклассниками и друзьями; на родительском собрании дает задания родителям заполнить анкету, предварительно понаблюдав за особенностями своего ребенка; предлагает анкету ученикам.

Особенности обучения и воспитания: визуалы, аудиалы, кинестетики

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории. Это:
  • визуалы
  • аудиалы
  • кинестетики
  • дискреты

Визуалы — это люди, которые лучше воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения. Аудиалы лучше усваивают такую информацию на слух. Для кинестетиков более важными являются другие органы чувств, такие как осязание, обоняние. Дискреты для усвоения информации используют преимущественно логическое мышление, какие-либо знаки, условные обозначения.

Почему важно знать, к какой категории относится ваш ребенок?

Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога или родителя. К примеру, педагог может объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что ребенок надолго усвоит необходимую информацию.

Кроме того, представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности.

Как определить, какой тип восприятия у вашего ребенка?

Существует несколько моментов, обратив внимание на которые, вы сможете понять, к какой категории относится ваш ребенок.

1. Речь. Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.

2. Внимание. Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.

3. Направление взгляда. При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх, взгляд аудиала направлен по средней линии, кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.

На переменах в школе дети-визуалы часто остаются в классе, в то время как большинство одноклассников выходят в коридор. Такой ребенок предпочтет спокойную обстановку, лишенную какого-либо шума и подвижности. Аудиалы используют перемены как возможность поговорить, иногда даже немного пошуметь, а вот для кинестетиков самым предпочтительным времяпровождением являются подвижные игры.

Рекомендации
  • Ребенок-визуал часто записывает информацию в блокнот, тетрадь. Поэтому излагать ее следует постепенно, чтобы дать ему возможность зафиксировать все необходимое. Очень полезно использование любых наглядных материалов (схемы, рисунки и т.д.).
  • Аудиалу ни в коем случае нельзя делать замечания, когда он повторяет за педагогом или родителем. Для ребенка так легче усвоить новый материал.
  • Ребенка-кинестетика не следует заставлять долго сидеть неподвижно, так как в этом случае малыш устает, внимание его рассеивается. Таким детям необходимо чередовать умственные и физические нагрузки. Лучше усваивают материал кинестетики, попробовав что-то сделать, например, кинестетик может сто раз посмотреть, как правильно пишется слово, но не запомнить, но пару раз записать его самому и усвоить правильное написание.
  • Общаться с ребенком нужно на его языке. Например, при общении с визуалом используйте описательные слова, которые характеризуют форму, цвет, размеры предмета. При общении с аудиалом рекомендуется менять вариации голоса, в этом случае материал будет более понятен. Кинестетики лучше всего воспринимают язык жестов и прикосновений, поэтому, рассказывая ребенку что-то, используйте подходящие жесты.

Вполне естественно, что ребенок, несмотря на свою принадлежность к той или иной категории восприятия, пользуется и другими органами чувств, которые так же необходимо развивать. Ведь от того, насколько хорошо открыты те или иные каналы восприятия, зависит успех всего обучения, умение ребенка общаться!

Читайте также:

Еще по теме

Категории

Поделиться

Статистика

Просмотренные

Топ-10

Визуыла и кинестетики: особенности восприятия

Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия, но один из них, как правило, является ведущим.

Такие особенности восприятия проявляются уже в дошкольном возрасте. Несравненно легче найти общий язык с ребенком, лучше понять его, помочь, объяснить, зная свой ведущий канал восприятия информации и тип познания мира малыша. Кстати совсем не обязательно, что они совпадают. Ведущий тип восприятия имеет огромное значение при общении ребенка с родителями, друзьями, не оценим для взаимопонимания, увеличивает эффективность обучения (особенно в младших классах), способствует усвоению и запоминанию новых знаний.

Ребенок визуал больше всего доверяет зрительной информации. Новую игрушку и другие незнакомые предметы он будет внимательно разглядывать со всех сторон. Дети с зрительным каналом восприятия любят рисовать, быстро учатся чтению, им интереснее рассматривать картинки в книжках, чем слушать саму сказку. Мальчики визуалы напоминают маленьких мудрецов, девочки визуалы уже в детстве ведут себя как маленькие модницы. Для ребенка визуала важна его одежда, то, как он выглядит. Дети визуалы малоподвижны, но их осанка, как правило, прямая, взгляд направлен вперед и вверх. Дети визуалы немногословны, им достаточно проблематично налаживать общение. Родителям необходимо приложить дополнительные усилия для развития их умения общаться, если их малыш ни с кем не дружит. За будущими друзьями ребенок визуал сначала наблюдает, и только потом вливается в общую игру. Если что-то не понравилось в других детях - может подолгу играть один. Дети визуалы – это будущие теоретики, романтики, эстетики, в постоянном поиске своего идеала.

Как найти общий язык с ребенком визуалом? Используйте слова близкие и понятные для его восприятия: посмотри, взгляни, вглядись, увидишь и т.д. Будет легче объяснить ему, что вы хотите, если применять слова и фразы, описывающие цвет, яркость, четкость, форму, размер, расстояние, положение. В учебном материале школьника визуала подчеркните цветными карандашами важные моменты, нарисуйте в виде схемы, картинки – так ему будет легче запомнить. Также он может запоминать информацию, сам изображая ее в виде схем и таблиц. Чтобы привлечь внимание ребенка, когда он капризничает или не слушается, самое эффективное - сделать определенный жест, например, пригрозить пальцем или укоризненно покачать головой.

Ребенок аудиал первым делом реагирует на звук. Он очень рано начинает говорить, легко запоминает, услышанное когда-либо, но медленно учится чтению. Малыши аудиалы не равнодушны к музыке, аудиосказкам, сами с удовольствием декламируют стихи, любят поговорить, для них важно все обсудить, обговорить. Во время учебы их отвлекают шум, необходима полная тишина. Школьник аудиал, делая домашнее задание, шевелит губами, а для лучшего запоминания будет повторять шепотом. Ребенок аудиал очень общителен, но уклоняется от участия в подвижных играх. Поэтому его физическому здоровью и активному отдыху родителям надо обратить особое внимание. Чаще всего дети аудиалы - это будущие креативщики и отличные ораторы.

Как найти общий язык с ребенком аудиалом? Используйте слова близкие и понятные для слухового восприятия: слушай, послушай, прислушайся, как это звучит и т.д. Для него имеет большое значение темп, ритм речи, тембр голоса. Вам будет легче донести информацию, если вы используете разнообразные вариации голоса (громко - тихо, скороговоркой - используя паузы, интонации). Замечания, сказанные шепотом ( ш-ш-ш , тише ) лучше всего привлекут его внимание и окажут необходимое воздействие. Именно аудиалу необходимо подробно рассказать, объяснить, что вы хотите, он выслушает вас с интересом и вниманием. Плачущих младенцев аудиалов очень хорошо успокаивает голос мамы или других близких людей.

У ребенка кинестетика ведущим является тактильный канал восприятия: на ощупь, на запах, на вкус. У маленьких кинестетиков хорошо развита моторика, они рано начинают ходить, очень много двигаются – своего рода миниэлектровеники . Ребенок кинестетик чаще других детей болеет, в том случае, если в семье напряженная атмосфера. Ребенок кинестетик привередлив в еде. В детском саду малыш кинестетик первым принимает участие в активных играх и поэтому склонен к частому травматизму. Другая его страсть - разбирать игрушки: так в нем просыпается будущий исследователь. Ребенку кинестетику сложно усидеть подолгу на одном месте или концентрировать свое внимание на одном предмете, он отвлекается по любому поводу и без повода. Во время выполнения домашней работы не требуйте от него неотрывного сидения за столом, позволяйте малышу походить по комнате, подвигаться, сделать разминку. Малышу – кинестетику важны тактильные ощущения, поэтому чаще ласкайте его, прижимайте к себе, целуйте. Когда говорите малышу: молодец , не забудьте погладить его по голове и обнять. Ребенок – кинестетик очень привязан к родителям, особенно к маме, долго не слезает с рук и часто забирается к родителям на колени.

Как найти общий язык с ребенком кинестетиком? Используйте слова близкие и понятные для тактильного восприятия: потрогай, ощути, понюхай, попробуй на вкус, и т.д. Его внимание привлекут слова и фразы, имеющие отношение к текстуре, весу, температуре. Кинестетики самые эмоциональные, ранимые и импульсивные дети, поэтому нуждаются в более терпеливом к себе отношении. Малыша кинестетика сложно перехвалить. Но однажды отбив желание делать то, к чему его тянет, очень легко воспитать в нем пассивность. Объяснять информацию кинестетику следует без использования частицы не – он ее не воспринимает. Вместо не шуми , скажите посиди тихо . Ребенок кинестетик обязательно поймет вас, если свою просьбу или требование вы сопроводите прикосновением к руке, плечу, погладите его по голове.

Новые материалы в категории:

Источники: http://pedlib.ru/Books/5/0206/5_0206-1.shtml, http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/31816/, http://www.topsecret.ru/secret/vizuyla-i-kinestetiki-osobennosti-vospriyatiya

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Программа эмоциональный мир детей

Программа развития эмоциональной сферы детей 5-7 далее...

Лафренье п эмоциональное развитие детей и подростков

Список литературы 1. Анохин далее...

Детские флеш игры для детей

Детские онлайн Герой мультфильмов Спанч Боб далее...

Запеканка для ребенка 1 год в мультиварке

Фото рецептыРецепты (блюда) в мультиварке для детей Каждая хозяйка далее...

Натрия хлорид для ингаляций детям при насморке

Физраствор для ингаляций Физраствор для ингаляций представляет собой 0,9% раствор далее...

Педагогическая характеристика дошкольника с нарушением речи

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим далее...

Почему ребенка лице красные пятна

У ребенка на лице красные пятна – паниковать далее...

Популярные статьи