Главная » Обучение детей

Проблемы обучении детей ограниченными возможностями

Современные проблемы обучения детей с ограниченными физическими возможностями Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • УЧАЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ,
  • ГУМАНИЗАЦИЯ ,
  • ОБУЧЕНИЕ ,
  • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ,
  • ИНТЕГРАЦИЯ ,
  • ИНКЛЮЗИЯ

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Корнеева Наталья Юрьевна

В статье раскрыты проблемы обучения детей с ограниченными физическими возможностями в РФ, пути их решения. Рассматриваются основные направления получения образования данной категории учащихся. Проанализированы возможности интегрированного образования.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Сибирский педагогический журнал , Корнеева Наталья Юрьевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Корнеева Наталья Юрьевна Современные проблемы обучения детей с ограниченными физическими возможностями // Сибирский педагогический журнал. 2011. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-fizicheskimi-vozmozhnostyami (дата обращения: 18.09).

Корнеева Наталья Юрьевна Современные проблемы обучения детей с ограниченными физическими возможностями Сибирский педагогический журнал (2011). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-fizicheskimi-vozmozhnostyami (дата обращения: 18.09).

Корнеева Наталья Юрьевна (2011). Современные проблемы обучения детей с ограниченными физическими возможностями. Сибирский педагогический журнал URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-fizicheskimi-vozmozhnostyami (дата обращения: 18.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Корнеева Наталья Юрьевна Современные проблемы обучения детей с ограниченными физическими возможностями // Сибирский педагогический журнал. 2011. №5 С.232-241.

Корнеева Наталья Юрьевна Современные проблемы обучения детей с ограниченными физическими возможностями Сибирский педагогический журнал (2011).

Корнеева Наталья Юрьевна (2011). Современные проблемы обучения детей с ограниченными физическими возможностями. Сибирский педагогический журнал

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одним из приоритетных направлений исследований Российской академии образования является научное обоснование подходов к повышению качества образования учащихся. Ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) все более активно занимает интеграция. В целях достижения нового качества образования создан проект современной модели Российское образование 2020г. , который предполагает вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования, включая обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Исходя из требований современной жизни в России и проблем интегрированного обучения, которые затрагивают интересы и потребности самих учащихся со специальными нуждами и их родителей, вытекает необходимость существенного обновления содержания обучения.

Разработка новой идеологии в специальном образовании предусматривает:

- формирование многовариативной образовательной системы;

- переход к образовательным стандартам, гарантирующим высокое качество образования всем детям с ОВЗ;

- создание эффективной системы педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Трудности в переходе к интеграции связаны с [5, с. 18]:

- чрезвычайно динамичной социокультурной ситуацией не только в регионах, но и в стране в целом;

- несоответствием традиционных технологий управления современным процессам развития в сфере образования и других общественных сферах.

Несмотря на все проблемы и сложности, следует констатировать, что процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательное учреждение в России набирает обороты. В разных регионах страны развиваются разнообразные модели и формы взаимодействия специальной (коррекционной) и массовой школы, предпринимаются попытки создания адекватных условий для наиболее полной социальной адаптации и развития личности таких детей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - живая самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система, вступающая в отношения с другими системами, нуждается для достижения состояния интеграции с ними в особых условиях удовлетворения своих образовательных и психологических потребностей: специально организованном учебном процессе с коррекционной направленностью в обучении и психологической коррекции индивидуальных особенностей; в выявлении и развитии имеющихся способностей каждого ребенка посредством включения его в различные виды деятельности и общения (физическая культура и спорт, детское творчество, художественная самодеятельность, общественно полезная деятельность и др.) [2, c. 471].

В основе технологии интегрированного обучения детей с ОВЗ лежит стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с ОВЗ в отдельные классы, избегая формирования у таких детей комплекса неполноценности, ощущение своей второстепенности, сохраняя в общеобразовательном классе в лице сильных учащихся, образцы для своего роста и развития, в виде своеобразной верхней планки, к которой будут подтягиваться остальные неуспешные классы. Данная многокомпонентная модель социально - образовательной интеграции разносторонне изучена, апробирована и реализуется на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 73 г. Челябинска, Челябинской области, Россия [4, с. 10-17].

Совместное обучение способствует социализации детей с ОВЗ, а для нормально развивающихся детей создаёт среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество людей, включающее людей с ограниченными возможностями здоровья [5, с. 41-43].

Необходимым и обязательным условием интегрированного обучения детей является налаженный процесс взаимодействия учащихся из включенных и обычных классов в различных направлениях деятельности школы: образовательной; творческой; спортивно-оздоровительной; рекреационной во внеурочное время.

По мнению директора российского института коррекционной педагогики, Н.Н. Малофеева: Каждый ребёнок с отклонениями в развитии должен иметь возможность реализовать своё право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь . Он также обращает внимание на необходимость реализации разноуровневых моделей интеграции [3, с. 476].

Интегрирование детей с ОВЗ в общеобразовательные учебные учреждения стало неотвратимым фактом, который получает всё большее распространение в мире, в том числе и в России. Процесс интегрирования стал потребностью детей и семьи, в которой он проживает, являясь своеобразным социальным заказом общества и государства.

Интеграция детей с ОВЗ в сообщество своих ровесников, имеющих норму развития – это закономерный этап развития специального образования, обусловленный качеством отношения общества и государства к детям с ОВЗ, признанием их прав на обучение в сообществе своих ровесников.

Положительные стороны интегрированного обучения [1]:

  • в условиях интегрированного обучения успешнее формируется понятие о социальных отношениях;
  • успешнее формируется учебная мотивация;
  • адекватнее формируется самооценка;
  • позволяет людям, по воле судьбы, оказавшимся родителями ребёнка с особыми образовательными потребностями, не чувствовать себя ещё более несчастными и отверженными;
  • учит педагогов использовать действительно разные стратегии обучения;
  • позволяет получать равные возможности для обучения.

Таким образом, реализация интегрированного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе создаёт основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

  1. Алехина, С. В. Зарецкий В. К. (МГППУ) Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы Наша новая школа / Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы Наша новая школа . (Москва, 14-16 ноября 2010 года): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - М. Общероссийская общественная организация Федерация психологов образования России , ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. - 266 с.
  2. Будникова, Е. С. Особенности индивидуального подхода в обучении детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения [Текст] / Е. С. Будникова // ЧГПУ. - 2011. – Т. 2. – С. 469 – 484.
  3. Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 г. / Н.Н. Малофеев. – М. изд. Права человека , 2001. – с. 42.
  4. Шевчук, Л.Е. обучение учащихся с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе [Текст]. методические рекомендации / Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - 3-е изд. перераб. и доп. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ Образование , 2010. - 199 с.
  5. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение /Дефектология. – 1999. - №1. с. 18; 41 - 43.

Комментарии:

Без барьеров

В каждом регионе откроются центры дистанционного образования

Минобрнауки обсудило проблемы, связанные с обучением детей-инвалидов.

Сегодня в России существует около 2 тысяч коррекционных школ, где обучается 210 с лишним тысяч детей с различными недостатками в физическом и психическом развитии. В то же время ежегодно на дому обучается свыше 40 тысяч детей-инвалидов с приходящими педагогами. В последнее время государство активно развивает дистанционное обучение таких ребят с помощью современных информационных технологий, Интернета.

- Количество детей, которые будут учиться дистанционно в домашних условиях, за три года вырастет в десять раз - с трех тысяч в 2009 году до 30 тысяч к концу 2012 года, - рассказала директор департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Алина Левитская.

Программа развития дистанционного обучения инвалидов внесена в нацпроект Образование на 2009-2012 годы. Только в этом году из федерального бюджета на нее выделен 1 миллиард рублей. Дальше - больше. В предложениях министерства - с 2010 по 2012 год выделять по 2,5 миллиарда рублей ежегодно. Средства эти нужны как никогда. Ведь дистанционка - это и современные компьютеры, которые должны быть у каждого ребенка-инвалида, и специальные лицензионные образовательные программы, и зарплата педагогам, которые работают с такими детьми. Предполагается, что в каждом российском регионе вскоре появятся специальные центры дистанционного образования

По словам Левитской, необходимо пересмотреть и обновить перечень заболеваний, наличие которых дает детям право на домашнее обучение. Этот перечень был утвержден еще в 1980 году. Проблема в том, что понятия ребенок-инвалид и ребенок с ограниченными возможностями не всегда совпадают. Школьник, у которого, к примеру, обнаружена бронхиальная астма, может быть признан инвалидом, но при этом он может посещать школу. В списке на сегодняшний день много несоответствий, и минобрнауки совместно с минздравсоцразвития будут вносить в него изменения.

Другая сторона медали, то есть обучения детей-инвалидов - развитие инклюзивного образования, когда детей из коррекционных школ переводят в обычные. И разговор здесь куда более серьезный и сложный, чем в случае с дистанционным образованием. Дело в том, что для обучения ребенка-инвалида в обычной школе нужны Условия. Именно так - с большой буквы. И речь не только о пандусах, удобных столах, лифтах, специальных методических пособиях и учебниках. Куда большая проблема - педагоги.

- У нас не готовят студентов педвузов массово работать с инвалидами, - говорит заместитель министра образования и науки Исаак Калина. - Представьте себе ситуацию, когда в обычную школу в обычный класс приводят несколько человек из коррекционной школы. У одного ДЦП, другой слепой. А педагогов учили работать с физически здоровыми детьми.

Нет, конечно, в российских вузах есть отделения коррекционной педагогики (дефектологии): 36 высших учебных заведений готовят студентов по этой специальности. Тем же занимаются 22 ссуза. Ежегодно дипломы педагога-дефектолога получают около 5 тысяч молодых людей. Но этого мало. Тем более в большинстве мест готовят только олигофренопедагогов и логопедов. Но олигофренией и проблемами в развитии речи, увы, список проблем со здоровьем не ограничивается.

К слову, в одной из немецких инклюзивных школ на уроках обязательно присутствуют несколько взрослых: кроме, собственно, учителя - логопед, психолог, специалисты по тому недугу, детишки с которым есть в классе.

По мнению министра Андрея Фурсенко, такая деликатная проблема, как обучение детей-инвалидов в обычных школах, не должна решаться только по команде. А тем временем в некоторых российских регионах, услышав от первых лиц государства о необходимости инклюзивного образования, сломя голову кинулись закрывать коррекционные школы и переводить детей-инвалидов в обычные. Не подготовив условия, не подготовив педагогов и родителей.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-fizicheskimi-vozmozhnostyami, http://sociosphera.com/publication/conference/2013/195/integrirovannoe_obuchenie_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_v_obweobrazovatelnoj_shkole/, http://rg.ru/2009/12/31/barier.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Температура пятна ногах ребенка

При менингококковой инфекции сыпь обычно возникает сначала на ногах, далее...

Стихи творческой деятельности детей

Эдуард Успенский Есть такие емкие писательские имена, творческая деятельность которых далее...

Занятия танцами для детей от 4 лет

Детские программы Наша детская танцевальная студия - это далее...

Эстафеты детей 12 лет

Эстафеты для детей Эстафеты являются одним далее...

Характеристика на дошкольника с интеллектуальной недостаточностью

Учащиеся коррекционной школы находятся под постоянным контролем преподавателей, воспитателей, далее...

Ребенку 7 лет писает

Сын часто писает ночью в постель Моему сыну 7 лет. далее...

Мир вокруг детские поделки

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и далее...

Популярные статьи