Главная » Обучение детей

Проблемы обучения развития одаренных детей

Какие проблемы возникают у одаренных детей?

Самое ужасное на мой взгляд многие родители, узнав, что их ребенок имеет одаренность, просто лишают его детства и относятся к нему как к какому-то чудо-явлению и забывают, что это их ребенок, которого надо любить и заботиться о нем. либо наоборот не замечают у ребенка одаренности, а следовательно не развивают его способностей и ребенок понимая, что у него его мышление, продукты труда и т.п. отличаются от сверстников зарывает свои таланты на корню.

Наталья Николаева, если есть талант, то его зарыть , тем более на корню не удастся. Рано или поздно талант проявится, несмотря на любые потуги взрослых его зарыть , и в подавляющем большинстве случаев будет проявляться намного качественнее и продуктивнее для всех (в первую очередь для ребенка), чем, если бы его стали активно развивать в детстве (особенно в раннем).

Оценка статьи: 3

Вячеслав Озеров, не путайте понятия талант и одаренность . Это две разные вещи.
«Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения ,– считал А.Г. Маклаков.
Богоявленская Д.Б. Брушинский А.В. Холодная М.А. Шадриков В.Д. в своей «Рабочей концепции одарённости» понятие «одарённость» трактуют как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов».

Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности. Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты.

Что же касается таланта, то Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта: • вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам); • цифровой (характерен для математиков, программистов); • слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды); • пространственный (присущ дизайнерам и художникам); • физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике); • личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе); • межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами); • талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы). О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Если Вам Вячеслав Озеров интересно, я могу поделиться опытом
и привести примеры из моей практики как зарывается талант, да еще и на корню !

1) «Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа» не соответствует возможностям ребенка. А в этом, в первую очередь, виноваты взрослые из «ближнего круга» - они не оказали ребенку нужную помощь в нужное время. Но обычно о своей вине им как-то вспоминать не хочется. Поэтому винят школу, школьную программу. Автор, не познавший, что такое воспитать своих детей,просто повторяет чужие слова. Так, при чем здесь ДАР ребёнка.

2) Игровые интересы . В какие игры играть, дети определяют не сами. Это определяется возрастными интересами и возможностями, а также средой, созданной взрослыми вокруг ребенка. Ребенок, привыкший успешно играть в одной среде, может с трудом осваивать игры, попав в другую среду, даже если эти игры на порядок элементарнее. И одаренность здесь не причем.
А изоляция ребенка в кругу сверстников, уход в себя - вторичный аутизм, есть следствие соответствующих воспитательных потуг взрослых.

3) Нонконформизм (да и конформизм) говорят не об одаренности ребенка а, скорее всего, о том, что в раннем детстве (до 3 лет), мама, взамен личной заботы по выращиванию и воспитанию ребенка, перепоручила это другим «ласковым, заботливым ручкам» (бабушке, няне, яслям…), и, для компенсации, обеспечила дитятю всем «чего оно только пожелает». Зато редко-радостные встречи мамы с дитятей позволяют ей выявить незаурядную одаренность, «явно присутствующую в её неординарном ребеночке».Он же - отвергает «стандартные требования…, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами» .

4) «Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы» – а как же иначе, если они, по сути дела, всеми позабыты, позаброшены.

5) «Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами» – и снова,куда деться, ведь сверстники и побить могу. Правда автор забыл, что старшие могут научить и более худшему.

6) «Стремление к совершенству» - свойственно всем детям homo sapiens. А отсутствие понимания со стороны взрослых и приводит к «низкой самооценке», что вредно любому ребенку.

7) «Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию» т.н. одаренные дети «нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых». что верно, то верно. Правда эта монополизация идет путем истерик, демонстраций и других приемов, навеянными одаренностью. Что естественно «вызывает трения в отношениях с другими детьми».

Из всего сказанного я понял одно, что одаренные дети «могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение» т.к. считают окружающих «ниже … в интеллектуальном развитии». Посему они «нетерпимо относятся к другим детям» и взрослым людям. О чем имею много живых примеров . Знаю и примеры зарытия дара, один описал в своей книги. Но виноваты в этом, обычно родители, а не одаренность или среда.

Все остальное - ниже приведенное, неоднократно высказывалось поборниками одаренности , начиная со стонов о сгубленной средой «неординарной личности», до пропаганды фашизма и расизма.

После внимательного повторного прочтения статьи, моя оценка, для автора, имеющего некое образование – 2.

Оценка статьи: 3

Дзёшико Обу Читатель 18 августа 2013 в 10:09 отредактирован 18 августа 2013 в 10:10

Популярные видео

Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности

Полнотекст

Одарённый ребёнок - это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности.

Согласно социологическим данным, одарённые дети от общей популяции составляют 20 - 30#37;. К благополучным из них относят всего лишь 5#37;, остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. Одарённость может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Проявления - симптоматика данного хода развития весьма разнообразна. Главная её особенность состоит в том, что в своём поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии, одарённый ребёнок приближается к ребёнку дезадаптированному. Одарённые дети тяжело воспринимаются окружающими, и нормальный для них процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе.

Одарённость, как вид девиации, представляет собой отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест среди негативных факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи, когда одарённый ребёнок попадал в категорию «трудные дети» связаны, прежде всего, с неправильным отношением к нему одноклассников, учителей и родителей. Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают также социально-психологические и личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей — в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.

Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Одну из серьёзных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей.

Другая причина социально-психологических проблем - это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.

Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одарённых детей. Одарённость - это слово не из детского сознания. Талантливый ребёнок осознаёт скорее не свою одарённость, а свою отличность от других. Характер личностных проблем такого ребёнка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки.

Личностные трудности одарённых детей ещё больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих возможностей, низкого ypoвня притязаний, критичности к себе, неспособности реализовать свои потенциальные способности.

Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это:

трудности в нахождении близких по духу друзей;

проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;

проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;

очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;

диссинхромия развития [1] как причина потери мотивации к учёбе.

Предупреждая негативные последствия феномена «одарённость», дезадаптацию одарённых детей в обществе целесообразно пользоваться чредой последовательных социально-педагогических действий, заключённых в систему.

Система создана на основе индивидуальных, учебно-воспитательных планов работы с одарёнными детьми. Она содержит оптимально выявленные технологии социально-педагогической деятельности, к которым можно отнести; консультацию родителей и учителей по поводу организации отдыха и рабочего места одарённого ребёнка, проведение социальным педагогом-психологом беседы на тему «Нормальное восприятие детской одарённости», наблюдение за родителями одарённого ребенка и за ним [2]. организацию проведения психологом психокоррекционной работы с самим ребёнком.

Диссинхромия - неравномерность в развитии различных способностей ребёнка.

Данная система в практической деятельности может быть изменена и дополнена.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Зимулина Галина Дмитриевна
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого


Аннотация
В данной статье говорится об особенностях в процессах обучения и воспитания одаренных детей. Рассмотрены проблемы и трудности, с которыми сталкиваются дети в образовательном учреждении и дома, а также даны советы родителям и учителям, как с ними справиться. Подчеркивается значимость развивающего обучения, которое способствует не только выявлению одаренных детей, но и развитию их потенциала и творческих способностей.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF EDUCATION AND UPBRINGING OF TALENTED CHILDREN

Zimulina Galina Dmitrievna
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy


Abstract
This article is about features of process of education and upbringing of talented children. There are problems and difficulties in the article which children face in school and at home and there are some advices to their parents and teachers how to overcome it. The significance of developing education is underlined in the article because it helps not only discovering talented children but also developing their potential and creative abilities.

Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания одаренных детей // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/5976 (дата обращения: 15.11).

Вопрос обучения и воспитания одаренных детей является одним из наиболее интересных и актуальных в педагогике и психологии. Проблему социальной адаптации и развития одаренных детей исследовали многие ведущие ученые педагоги и психологи, а также родители и учителя на протяжении десятилетий.

Обучение и воспитание одаренных детей с использованием современных методик составляет одну их главных задач модернизации существующей системы образования в связи с тем, что у этой категории детей сильно развита познавательная потребность, которая становится барьером на пути становления их личности и самосовершенствования[1].

Если ребенок опережает сверстников по развитию, то многие в его окружении считают, что ему будет легче заниматься в школе, а в дальнейшем найти свое предназначение в жизни. На самом деле перед такими школьниками почти всегда возникают не малые трудности дома и в образовательных учреждениях.

В кругу семьи к таким детям всегда относятся по-особенному, для них либо создают особенный статус, восхищаются, часто даже не зная меры, либо считают их странными, не такими как все. Из-за этого у одаренного ребенка начинаются трудности в общении, он становится замкнутым, потому что замыкается в себе, или из-за слишком завышенной самооценки. И в этой ситуации родителям самое главное не пускать все на самотек, а поговорить со специалистами: психологами, учителями. Они не только помогут справиться с проблемой, но и направят родительское воспитание.

Главной целью работы с одаренными детьми в школе является создание различных условий и комплекса средств, которые направлены на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях образовательного пространства школы[2].

В общеобразовательных школах учитель всегда ориентируется на «среднего» ученика и учит всех одинаково. Вследствие этого, с первого дня в школе, учение для одаренного ребенка начинается с того, что ему не интересно. Он уже умеет читать и знает основы письма и математики и поэтому пребывает в безделье, пока все другие дети стараются чему-то научиться. В такой ситуации полезно давать ученику дополнительные или более сложны задания, для решения которых ему необходимо применить смекалку или серьезно подумать. Однако не стоит забывать, что неуспех тоже должен присутствовать в жизни одаренного ребенка (дозированный неуспех). Необходимо давать понять, что не все посильно ученику, что есть вопрос над которыми еще следует поразмыслить, проявить нестандартный подход или найти оригинальное решение. Не стоит забывать, что учитель должен достаточно спланировать план действий, прежде чем поставить ребенка в тупик, чтобы никак не навредить его психологическому здоровью. Таких детей можно отнести к первому типу одаренных детей. Как правило, в школьной среде одаренных детей можно подразделить на два типа.

Ко второму типу относятся дети, имеющие дар, несвязанный с учебой. Это может быть игра на музыкальных инструментах, рисование, танцы, спорт и т. д. Здесь возможна ситуация, что ребенок может даже отставать от школьной программы, ему становится не интересно учиться, потому что он многое не понимает, не усваивает. На этой основе возникают непонимания с родителями и учителями, которые ожидали увидеть в нем отличника. На помощь учителям приходит развивающее обучение, которое учитывает особые потребности и главное возможности таких детей. Оно включает в себя специальные методические рекомендации и программы, направленные на эффективное взаимодействие с учеником, а главной его задачей является развитие творческого мышления.

Помимо трудностей в учебной деятельности у одаренного ребенка возникают и недопонимания в кругу сверстников. Они часто не хотят принимать в свой круг одаренного, стараются поставить его в неловкое положение или дают разные обидные прозвища. А тот старается продемонстрировать, что ничем не отличается от остальных: избегает показывать свои знания, старается не показаться старательным и уж тем более любознательным. Трения возникают и из-за выбора детских игр, часто дети выбирают активные спортивные и весёлые игры, для одаренного ребенка предпочтительными становятся шашки, головоломки и т.д. В связи с этим, перед детьми встает проблема – маленькой социальной компетентности. В такой ситуации полезно обратиться за помощью к психологу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема обучения, воспитания и развития одаренных детей существует, пока в обществе есть хотя бы один одаренный ребенок. Актуальными вопросами, как и прежде остаются разработка и применение современных методик и способов взаимодействия с одаренными детьми, которые будут делать психологический климат в коллективе для таких детей более комфортным и приятным. А с помощью развивающего обучения мы не только сможем выявить одаренных детей, но и развить их внутренний потенциал, творческие способности, помочь достичь высоких результатов и решить проблему, связанную с социальной компетентностью.


Библиографический список
  1. Забелина А.В. Самоактуализация личности как условие профессионально-личностного развития будущих педагогов инклюзивного образования / Пути и педагогические условия модернизации современного образования - Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина». 2013. С. 155-158.
  2. Рыбакова Е.Н. Внеурочная деятельность как форма организации работы с одаренными детьми // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46017 (дата обращения: 25.06).


Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи .

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Источники: http://shkolazhizni.ru/school/articles/61036/, http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10272.php, http://psychology.snauka.ru/2015/10/5976

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Психолого педагогическая характеристика дошкольника зпр

В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития далее...

Поделки цветы цветной бумаги детей

Как делать цветы далее...

Избавиться соплей ребенку 3 года

Как вылечить сопли у ребенка 3-х лет Иммунная система далее...

Развлекательные игры для детей 12 14 лет

Игры для подростков Современные подростки далее...

Быстро проходит насморк ребенка

Сколько дней длится насморк: от далее...

Отучить ребенка кормления ночью

8 секретов, как отучить ребенка просыпаться ночью Ну, как далее...

2 Года ребенку форум

Речевое развитие ребенка 2-х далее...

Популярные статьи

x